TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.01.2025
20:10

Хвала абы какой жизни

     

    Я тонул. Это было в году 1949-м. Мне было 11. В Каунасе. В луже почти.

    Есть в Каунасе, можно сказать, почти в центре города полуостров. Формой как Камчатка, только вытянутее. Река – Неман. Он вытянут около и вдоль берега, ближнего к центру. В 1949 году это была совершенно заброшенная территория. Бугры и ямы, поросшие травой и кустами. Дальняя от центра сторона изобиловала маленькими песчаными пляжами. Но мы, пацаны, боялись там купаться и купались в заполненных дождём ямах. Пацаны плавали лучше меня. Я мог только по-собачьи и метра два-три. Поэтому они, переплыв на другую сторону ямы и увидев, что я поплыл за ними, крикнули мне со смехом, что тут глубоко, и я утону. Я не поверил, что глубоко и хотел стать на ноги. – Дна не было. Я ушёл с головой под воду. И испугался. Потерял ориентировку, где верх, где низ, и стал беспорядочно барахтаться, не умея выставить рот над поверхностью воды. Пацаны меня пытались вытащить, рассказывали потом, но тщетно – я сильно барахтался. Я уже стал “дышать” водой. Наконец, я понял, что этак я утону. Взял себя в руки. Перестал двигаться. Опустился на дно. Посмотрел вверх. Там мутно серело солнце. Я присел и изо всех сил оттолкнулся от дна. Вылетел над поверхностью по пояс. Но вдохнуть не мог – лёгкие были полны водой. И я скрылся опять под водой. И не было б меня с той минуты, если б один мужчина не вошёл в эту лужу, не схватил меня за руку и не выдернул на берег.

    Но какая красота была эта убогая природа, когда я выскочил по пояс над водой! Небо – ярко-голубое! Земля – ярко-зелёная! Безумная красота. И её я должен был лишиться, - так, мне кажется, я успел подумать.

    И мне теперь мыслится, что это ж – удовлетворяет формуле идеостиля импрессионизма: хвала абы какой жизни.

    Как я прощался с жизнью, ощущая её, убогую, прекрасной, так Моне, голодающий, писал так, что его картины не продавались, так как казались мазнёй и про ерунду.

    А вот – наоборот. Передвижники (Перов – полюс)… Даже плач о несчастном народе, освобождённом от крепостного права без земли и попавшем в кабалу, предполагал, что богатые, поглядев такие картины, посочувствуют бедным и изменят политику относительно них. И – итоговый оптимизм выражался образом так называемого ""скульптурного” объема” (https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/482_popov_text_dissertacia.pdf).

    Импрессионисты же такой надежды уже не имели и могли рассчитывать только на резервы своего духа, образом чего стало, так сказать, ""живописное” видение… Нечеткость и расплывчатость изображенного, приводящие к уплощению пространства, к уменьшению иллюзорной глубины третьего измерения” (Там же).

    Цветущий и пахнущий – если издали смотреть ("Данные, основанные на доходах, опубликованные в 2016 году Министерством труда и пенсий (DWP), показывают, что с учетом расходов на жилье число людей, живущих в Великобритании в относительной бедности, составляет 13,44 млн человек (21% населения)" Википедия) – капитализм навсегда утвердил в качестве приспособления к себе этот импрессионизм. И его защитники в порядке пробы перетащить лично меня, страстного врага капитализма, на свою сторону стали засыпать меня репродукциями в этом стиле.

    Их авторов, названия и год создания подчас невозможно найти…

    А импрессионизм мне как-то стихийно очень нравится. Вот я и решил пойти у врагов на поводу и перепечатывать их посылки. Идейно они всё равно меня не перешибут.

    Но я не зря применил выше термин идеостиль, а не стиль. Стиль импрессионизм ограничивает, как именно стиль, понятием (“Нечеткость и расплывчатость”). А это узко. Можно более общо: "Превращение “скульптурного” объема в “живописное” плоское цветовое пятно” (Там же). – Важно присутствие минора. Важно применять термин не стиль, а идеостиль.

    Вот некто пишет: "Это депрессивный вечер” (https://alteri.exblog.jp/18964388/), - несмотря на яркие краски, значит это хвала абы какой жизни. Наверно, однообразие внутри цветового пятна, некий минимализм, навевают эту “абы какую жизнь”.

    Учида М. Декабрьские пейзажи. 2012.

    Учида М. Декабрьские пейзажи. 2012.

    Первый пейзаж, вроде бы, не “абы какой” – горы. Но они ценны для жителей равнины. В Японии они такая же обычность и ничем не примечательность, как в России равнина. Случайность подчёркивается стаей птиц. Минута – и они пролетят. А бедность, присущая капитализму, есть и в Японии:

    "В октябре 2009 года Министерство труда Японии опубликовало отчет, в котором говорилось, что почти каждый шестой японец, что составляет 22 миллиона человек, живет в бедности” (Википедия).

    Учида М. Холодает. 2011.

    Учида М. Опускается занавес ночи. 2011.

    Учида М. Опускается занавес ночи. 2011.

    Учида-М. Сумерки. 2011.

    Учида-М. Сумерки. 2011.

    Учида М. Углубление осени. 2011.

    Учида М. Углубление осени. 2011.

    Учида М. Я чувствую, как осень сгущается с каждым днём. 2011.

    Учида М. Я чувствую, как осень сгущается с каждым днём. 2011.

    Учида М. Хиган. Прошлое. 2011.

    6 сентября 2023 г.

    Через год почти что опять меня Учидой подловили.

    Учида М. Утро после осеннего дождя.

    Я в этот раз аж узнал, что это Япония. Но Учиду не вспомнил.

    30.07.2024.

24.01.2025
19:50

В чём правота Макаревича

    Уехал Андрей Макаревич заграницу и даёт первый концерт. У дверей этой площадки, на улице съёмочная группа телеканала “Дождь”. Журналисты ждут. Минут через 20 . . .

12.01.2025
22:03

Спортивный интерес в эстетической области

    Контрики прислали мне такую репродукцию. По тощей берёзе я подумал, что это Нестеров. – Стал искать название в “поиске по картинкам”. Он, вроде, подтвердил . . .

11.01.2025
16:44

Неуч

    Неуч – это я. Я не учился официально искусствоведению. Учился сам. Возможно, уродливо. И вот теряюсь, не могу определить, к какому стилю отнести совершенно . . .

05.01.2025
15:23

Козыряю терией

    Политизация в области искусства всегда воняла. А у меня бзик, можно сказать: я считаю, что настоящие произведения искусства рождаются идеалом художника. А идеал . . .

01.01.2025
22:53

Возможно, ещё один первоисточник в прошлом нынешнего предательства России интеллигенцией

    Первый, если читали и помните, антисоветскость справа в СССР (Городницкий в “Будапешт-56"). Второй, подумалось, - формализм, не чуяние, как теперь у Екатерины . . .

28.12.2024
18:39

Какая боль, какая боль: корифеи-я – 5 : 0!

    На днях мне привелось разобрать рассказ Чехова “Человек в футляре” (см. тут). А сегодня о нём речь была на канале “Культура” в передаче “Игра в бисер”. И никто . . .

22.12.2024
20:45

Как незаметно для себя становятся предателями России

    Это настоящая переписка на этой неделе с очень давней русской эмигранткой во Францию. Её слова будут косым шрифтом, мои – прямым. Общих знакомых у нас нет. Никто . . .

15.12.2024
21:52

Ошибка лучше, чем словоблудие Около минуты 13 прочтений 26 августа 2023

    Словоблудие таково: "Живопись Дмитрия Николаевича Ермолова акцентируется на самом первом и самом ярком впечатлении. Это картины, посвящённые сильной и . . .

11.12.2024
21:43

Вечное повторение на службе у предателей России

    Это можно было предвидеть… Раз Россия, ужаснувшись демократии 90-х, шатнулась в традиционализм, то стихи поэты должны были начать писать преимущественно . . .

09.12.2024
21:00

В чём было вдохновение Бабеля, когда он живописал ужасных

    Он поверил, что отмена частной собственности на средства производства благотворно влияет на людей: они из плохих становятся хорошими. Это было в значительной . . .

07.12.2024
21:17

Озарение Вольфа Шмида

    Стоило мне так долго жить (мне 85), чтоб сегодня, вот, прочесть некоторым образом то, за приятие чего наукой об искусстве я неумело бьюсь уже больше полувека. Текст . . .

03.12.2024
23:06

Недостойный ответ Лозы на «Никогда мы не будем братьями»

    Почему недостойный? – Я ориентируюсь на Пушкина. Он тоже ответил стихотворением “Клеветникам России” на политические речи. Как ответил стихотворением Лоза на . . .

28.11.2024
20:52

Что я себе позволяю

    Прочёл у Вольфа Шмида такую сноску: "На роль физиологии при возникновении и развитии идей в мире Чехова указывает А. П. Чудаков, приводя одну из заметок из . . .

26.11.2024
14:59

Как теперь работает душа у той, кто написала: «Никогда мы не будем братьями»

    Я не согласен с теми, кто считает украинцев с русскими одним народом. Теперь особенно ясно, что в политическом (не этническом) смысле это стал вполне другой народ, . . .

24.11.2024
21:30

3-е продолжение уныния с Чеховым

    Читаю всё ту же книгу Катаева “К пониманию Чехова” (2018) – https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19, а огорчает он меня всё по-новому. "Ещё одно направление филологии - . . .

23.11.2024
19:47

Филологический восторг

    Я прочитал рассказ Чехова “Толстый и тонкий” (1883) по наводке теоретика Шмида, самого Шмида не читая, и ничего в рассказе не понял. Вернее, не увидел, как тут можно . . .

21.11.2024
20:59

Почему у Решетникова в картине «Опять двойка» стены синие

    Решетников. Опять двойка. 1952. Ведь семья эта по тому времени очень зажиточная. Один велосипед для малого чего стоит. А часы какие богатые, деревянные. Платяной . . .

19.11.2024
19:47

Провал Льва Толстого

    Он “Смертью Ивана Ильича” опустился к прикладному искусству, осуществив замысел сознания: плохо жить индивидуалистом, надо жить не для себя. Доказательство? – . . .

16.11.2024
21:33

Проследим за логикой искусствоведа

    Он, Попов, Алексей Валентинович, рассуждает о таком портрете: Угаров. Портрет композитора А.П. Петрова. 1971. И пользуется сравнением с такими картинами: Салахов . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100