TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.04.2018
09:51

Не прогорел ли Гарин?

    Попробуем так. Я буду честен и попробую разбираться. Надежда, что если полезет фальшь, я её всё же замечу и как-нибудь из неё вылезу. Но начну, как часто делаю, с себя. . . .

19.04.2018
12:57

Пушкин и его подсознательный идеал в 1830 году.

    …в подсознание, то есть на тот уровень восприятия текста, который для настоящего исследования и есть наиболее — если не единственно — важный. Ольга Меерсон . . .

16.04.2018
12:57

Плюнули в душу.

    Я хочу писать о фильме Сегала “Кино про Алексеева” (2014), но начну издалека. Очень издалека. Восхитительная всё-таки штука – интернет (но я всё равно это слово . . .

12.04.2018
14:06

Выверт.

    Кто не захочет, не станет дальше читать… Я начинаю писать статью о стихотворении Пушкина “Отцы пустынники и жёны непорочны” (1836). Что я нового скажу, я не знаю. Я . . .

10.04.2018
20:04

Бабский.

    Я в неглубоком пессимизме. Потому что, хоть и хвастался, бывало, но в глубине души знал, что я слабоват в искусствоведении. Что я хорошо могу – это переосмыслить то, . . .

10.04.2018
15:12

Да, в коммунизм нам! Но всем и без крови!

    Я читаю книгу Малышева “Номах” (2017). К столетию революции, что ли, написанную? Кто меня читал ранее, знает, что, раз я применил настоящее время (читаю), значит, книга . . .

08.04.2018
12:12

Битва с Битовым.

    Ну что: старая беда? Опять нарвался на нечитабельную книгу “Уроки Армении” (1967-69) в книге Битова “Путешествие из России” (СПб., 2009). Опять есть подозрение, что это . . .

31.03.2018
17:18

Оп-пу-петь!

    Вы как хотите, а мне было, фигурально говоря, больно читать, что Рафаэль поместил в “Афинской школе” своей Платона и Аристотеля в “точку” перспективного . . .

28.03.2018
22:34

Целенаправленный поиск.

    Читатель не поймёт, что у меня за поиск, если не рассказать обстановку, среди которой я ищу. А это – нудно: читать про обстановку… Хочется-то – сразу о картинах . . .

26.03.2018
10:21

Позволить себе, что ли?..

    Вообще-то я себе не позволяю вникать в стихотворения графомана. Потому что, во-первых, о графомании нет теории (я не встречал), а во-вторых, я не знаю теории развития . . .

23.03.2018
18:19

Серюзье.

    Диву даюсь на самого себя… Неужели можно переживать что-то положительное при рассматривании такой вот мазни? Серюзье. Талисман. 1888. А не исключено, что я себя . . .

20.03.2018
17:45

Полное отчаяние.

    Меня это напрягает. Когда режиссёр нагло обращается со мной, зрителем. И не показывает мне никаким образом, что осуществляет (по-учёному) "переход от одной . . .

18.03.2018
15:17

Ох, грешен я, грешен!

    Давал волю своим размышлизмам. Однажды написал такое: “Можно сказать: душа клетки. Ибо для неё мыслима цель сохраниться, несмотря на ежесекундную нестабильность . . .

16.03.2018
16:33

Пофигизм ли у Ерофеева.

    Почему-то я, не читав сам ни произведения “Москва – Петушки” (1970) Ерофеева, ни чего-нибудь о нём, ждал, что это окажется произведением постмодернизма, который я . . .

13.03.2018
15:11

А вдруг...

    Горький хотел творить новую мифологию, и недаром появляется у Павла на стене изображение Христа воскресшего, идущего с учениками. Герой романа — этакий . . .

12.03.2018
14:03

Хорошо, когда ничего не понятно.

    Есть патриотизм, который… вообще нельзя такое слово произносить. Только можно про себя чуть-чуть подумать. Борис Хлебников Хлебников православие в качестве . . .

07.03.2018
16:43

Закусив удила.

    Я получил сильное своей уверенностью в себе возражение своему выводу, что Высоцкий был в претензии больше к нам, проявляющим слабость и отдающим социализм на . . .

05.03.2018
09:12

Вектор.

    Мысль имеет обыкновение появляться в разных головах. Мне когда-то пришло в голову проиллюстрировать художественность по Выготскому в виде геометрической суммы . . .

04.03.2018
19:36

Украина - не Россия.

    Я родился на Украине, моим родным языком до десяти лет был суржик. И, может, там в меня влилось что-то, специфически украинское, что в международном понятии . . .

03.03.2018
13:05

Стесняюсь восторга...

    Ну в самом деле… Передо мною злой-презлой человек:

    "Цитата дня: "Поддержавшие Путина рассчитывают на его участие в президентской кампании".

    Собравшиеся на свадьбу надеются, что жених тоже придет.

    Жениха, кстати, не было, на собрание выборщиков не прибыл. И тем самым показал, насколько презирает все эти идиотские процедуры, в том числе и сами выборы. Зачем свадьба жениху, коль он и без нее невесту имел, имеет и будет иметь?

    Справедливости ради скажем – она и не против” (Слаповский).

    Я проверил: ну не требуется личное присутствие самовыдвиженца "На собрании группы избирателей… для поддержки самовыдвижения кандидата” (Статья 34. Самовыдвижение кандидата. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/b06502cc5b563667accbfd873e61c8472a31ba6f/). Я проверил Find-ом: “личное” в статье закона употреблено 2 раза – в пункте 7.1.10: "документы кандидат обязан представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации лично" и "Если кандидат вправе не представлять лично указанные документы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, то эти документы представляются уполномоченным представителем группы избирателей”.

    От злости на Путина набросился на него Слаповский. И тем, видно, мотивированнее злость, что, - как он сам пишет, - народ в своём большинстве "и не против” Путина.

    То есть полный разлад у Слаповского с большинством.

    Причём – он думает – с объективно страдающим большинством.

    Это как поздний Микеланджело, ненавидящий католическую Церковь за разврат (в церкви и обществе), - ненавидящий тем больше, что большинство Италии на стороне именно этой Церкви, когда началась религиозная война с протестантами, выступившими против разврата католиков.

    Ну как в России теперь креативный класс (меньшинство, за демократию) и уралвагонзавод (большинство, за авторитаризм).

    (Что креативный класс заблуждается: на самом деле России просто не останется на политической карте мира, если отказаться сейчас от авторитаризма, - то я выношу за скобки. И больше не вспомню. А написал я об этом для ясности, как я, политический враг Слаповского, восторгаюсь его рассказом 1995 года “Естудей” - http://rulibs.com/ru_zar/prose_contemporary/slapovskiy/9/j45.html.)

     

    Впрочем, такого предварения ещё мало, чтоб моё переживание понимать.

    Надо ещё знать, как я понимаю, что такое ницшеанство. (У меня трудность. Это понимание настолько не принято, что мне в каждой статье, ницшеанства касающейся, надо его объяснять, что очень обрыдло. А надо.)

    Ницшеанство – в веках повторяющийся тип идеала. Экстремистского. Оно возникает от крайней скуки из-за пошлого большинства, из-за распространённой сытости. У самого Ницше оно возникло в XIX веке из-за ухода революционности из Западной Европы в Россию. Из-за ставшего скучным всего возвышенного и общественного. В России оно развилось от краха народничества, но было второстепенным мироотношением из-за нарастания революционности.

    В 1995 году для Слаповского, чего доброго, утратила ореол революционности контрреволюция 1991-го рода. На всё-всё могло захотеться наплевать иному. Всё-всё взорвать напрочь. Ибо всё скучно в Этом мире, раз хотя бы существует в Этом мире смерть. В иномирие от такого захочется. Не в христианское (то давно себя изжило, и потом оно – принципиально достижимо для праведных верующих). А для неверующих нужно какое-то немыслимое (или, наоборот, то, которое только и можно, что помыслить, но принципиально нельзя достигнуть – Апричинность какая-нибудь, Вневременность…) – Так это – для крайнего индивидуалиста. Разочаровавшегося во всём. И мизантропом потому являющегося.

    А если разочаровался не во всём? Если Слаповский – из несгибаемых. Скажем для определённости, демократов…

    Для него ж ницшеанец – главный враг.

    А как отнесётся к главному врагу художник? – Он отнесётся как-то наоборот (такие уж они, художники). Он при этом самого себя, точнее своего идеала, который им движет, совершенно не осознаёт.

    И вот этот-то момент я чувствую, и он меня приводит в восторг.

     

    Мягкая, добрая ирония слышится уже в названии – Естудей. Так называет знаменитую битловскую песню Олег Лавров, главный герой рассказа. Он явно плохо учился в школе и не освоил английское произношение буквы “r". Жена его, Аня, ему подстать, хоть и более развитая (знает, что не Джон Леннон сочинил “Естердей”) – не поправляет его. Автор тихо на них улыбается… Хоть те, как ницшеанцы, вполне разочаровались в Этом мире, раз хотя бы смерть в Нём присутствует ("Какой же это кошмар”). И как ницшеанцы же отходят душой на миг счастья (ведь миг, он же образ недостижимого Вневременья, как это ни парадоксально; или приобщения у Вечности, что – для мига – парадоксально не меньше).

    Ницшеанцы жутки, а автор на них умиляется:

    "Они негромко пели, пока горло у обоих не перехватило от печали, и они обняли друг друга, прижались друг к другу — и долго лежали так без сна, счастливые своим общим горем и тихим общим дыханьем”.

    Я, атеист, тоже восторгаюсь ницшеанцем – за мистику приобщения к Абсолюту (и на минуту закрываю глаза на мизантропию ницшеанца).

    Слаповский же – по иной причине. Мне кажется, что он находится в первой фазе христианства, каковая исторически первой родилась две тысячи лет назад:

    "Недаром греко-римская языческая власть называла первохристиан безбожниками. Истинный Бог “освобождал человека от морализма…”” (Бибихин. Новый ренессанс. М., 1998. С. 207.

    Я предполагаю, что Слаповский потому и отделяет так явственно (мягкой иронией) своих персонажей от себя, что дал им некоторым образом выражать себя.

    Как новообращающийся (в христианство; и, пожалуй, ещё стесняющийся христианства и вытесняющий происходящее с ним в своё подсознание) для него ещё нет Истинного Бога. Для него это пока Абсолют Добра. (Потому Слаповский искренно удивился и обиделся, когда я его назвал злым за высказывание, что процитировано первым.) Из-за Добра у автора предельная конкретность в подходе к своим всецело отдающимся Добру персонажам: названа фамилия Олега (не только имя), даётся конкретная дата происходящего ("В ночь с шестое на седьмое марта одна тысяча девятьсот девяносто шестого года”). Для того же персонажи – совсем не мизантропы: потому смерти столь многих людей отчаиваются: Джона Леннона, Пушкина, Гагарина, Эйнштейна, Тургенева, Илья Григорьевича, "с первого этажа… который на свадьбах играл”. И не просто имена умерших они вспоминают, а вместе с тех любимыми занятиями: пением, сочинением, полётами, игрой на свадьбах, ловлей рыбы… – Тут не только улыбка автора над детской конкретностью мышления персонажей, а их предельная душевность изображена. Таким как раз и верить в Истинного Бога. Потому что только так и можно перенести тот трезвый ужас, что впереди – смерть. Ницшеанец – ожесточился от этого. А зародышевый христианин – нет. Потому что, как обожаемый ницшеанцем Абсолют, что над Добром и Злом, поддерживает ницшеанца в ужасе трезвости, так Абсолют Добра, неосознаваемого персонажами (да и автором) ими всецело распоряжается. – Нехорошо будить спящую жену… Нет, хорошо: "Она подумала о том, какое счастье жить с человеком, который не храпит у тебя под боком, а тревожится сильными и серьезными мыслями”.

    Это исторически потом только христианство станет антигуманным, смерть сочтёт благом, жизнь – греховной… Но то потом. А при зарождении (и возрождении, как у Слаповского) всё ещё невинно. Его персонажи – как ангелы.

    Человеку, бывшему недавно атеистом, даже и стыдно стать верующим. Потому, думаю, на время вдохновения, христианство покинуло сознание Слаповского и перешло в подсознание. И оттуда управляло всякими нюансами сочинения.

    Оттого – сами неожиданные ангельские персонажи появились. От подсознательного идеала христианского о Царстве Божием на небе, где не будет ничего материального, столь много огорчений предоставившего ("Какой же это кошмар”) двум голубкам, душам человеческим "В ночь с шестое на седьмое марта одна тысяча девятьсот девяносто шестого года”.

     

    Что опровергает мой восторг от ощущения прикосновенности к подсознательному идеалу автора? – То, что он ответил на мой выпад, дескать, все сравнения страдают, вот и у него: выдвижение сравнил со свадьбой, когда свадьба-то – это выборы, а не выдвижение. – Слаповский сослался на некий библейский текст, как авторитетный пример применения сравнения.

    Я тоже много раз читал и перечитывал библию. Искусствоведение требовало. Но я не запомнил приводимого места. Так я – атеист. Значит, верующий иначе запоминает. И Слаповский – верующий. – Так как же может у него быть христианский идеал подсознательным? – Никак!

    Или всё-таки… Идеал может уплывать из сознания в каком-то изменённом психическом состоянии. Привычном для сочинителя. Когда-то не бывшего религиозным.

    13 января 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340281  2018-03-03 13:31:27
Константин Бучельников
-

340284  2018-03-04 20:01:02
Дмитрий https://rkicenter.ru
- Русский язык - это сила!

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100