Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
01.08.2018 |
|
|||||
31.07.2018 |
Хуан Хеновес что: всех обманул невольно?
|
|||||
29.07.2018 |
|
|||||
28.07.2018 |
|
|||||
26.07.2018 |
|
|||||
24.07.2018 |
|
|||||
17.07.2018 |
|
|||||
14.07.2018 |
|
|||||
09.07.2018 |
Чего не знал о себе сам Уайльд: идеала иномирия.
|
|||||
01.07.2018 |
|
|||||
28.06.2018 |
|
|||||
27.06.2018 |
|
|||||
26.06.2018 |
Шило в мешке Шиле могут и утаить.
|
|||||
23.06.2018 |
Белиберда или обыкновенное барокко?
|
|||||
22.06.2018 |
|
|||||
21.06.2018 |
|
|||||
20.06.2018 |
Словами обманывающая Юстина Копаня.
|
|||||
18.06.2018 |
Доказательство от Борромини. Начну с цитаты: "…Борромини проектирует своё первое самостоятельное произведение, фонарь купола Сант-Андреа делла Валле, в котором предвосхищаются зачатки новой тектоники, не зависимой от “абсолютных” законов несущего и несомого (то есть верха и низа, тяжёлого и лёгкого)” (Якимович. Барокко и духовная культура XVII века. В кн. Советское искусствознание ʼ76. Том 2. М., 1977. С. 109). Смотрим, что это за фонарь. Борромини. Фонарь купола римского Сант-Андреа делла Валле. Ок. 1625. По-видимому, надо думать про выступающие и нависающие карнизики, делающие верх фонаря шире и тяжелее его низа. За 200 лет до того так фонари не делали. Брунеллески. Фонарь флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. 1436-1446. Смысл такого новшества – выразить "взамен статической и устойчивой картины мира картину динамическую, неустойчивую, относительную” (Там же). Шла всем надоевшая война Контрреформации с Реформацией, догм одних против догм других. И требуется теми и другими властями приятие этой нудоты. Так вот фигу вам в кармане! "…предельная логизация, геометризация, математизация мышления… ведёт за рамки строгого рационализма как такового”. Доходит до "способности рационализма перерастать самого себя… чтобы опровергнуть малейший намёк на сухую и жёсткую застылость, абстрактную холодность и геометричность и чтобы утвердить совершенно иные ценности… искусство… “играющее”… Барокко… часто производит впечатление гигантской “серьёзной забавы”… лихорадочная вера на грани безверия… А настоящая игра тем и отличается, что она снимает… благоговейную серьёзность” (Там же. С. 104 - 106). Такая психологическая сложность позволяет мне прийти к своей идее-фикс, что двигал художником подсознательный идеал особой гармонии. Разочарование в догмах (крайностях) было подсознательным. И подсознательно же исповедовали середину. "Ватикан охотно прощал искусству барокко эти “вольности”, поскольку видел в нём порыв и пафос, которые были так нужны и которых уже явно не хватало католицизму” (Там же. С. 104). Лучше всего подсознательность доказывается жизненной судьбой Борромини. Он был настолько страстный (а это осознаваемо), что суть барокко, некий выход и в том успокоение, выразилась только в его творчестве. А сам он довольно скоро покончил жизнь самоубийством. 5 июня 2018 г.
|
|||||
15.06.2018 |
|
|||||
09.06.2018 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"