TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.03.2020
13:55

Идея!

    Мне пришла мысль, и я её думаю. Мысль состоит в объяснении того, почему Западная Европа вечно гонима вихрем новаторства. И её то и дело заносит. То они жгут ведьм на . . .

01.03.2020
23:08

Русский и белорусский идеалы

    Наткнувшись на Соломина, я не могу его забыть. И меня тянет им упиваться ещё и ещё. Ликующий традиционализм-скромность. Есть тут где-нибудь неожиданность . . .

26.02.2020
11:42

Оболганный Ницше

    Надо же!.. Суметь назвать антихристианского Ницше рядящимся "в тогу Антихриста, чтобы через отталкивание (“от противного”, сказали бы математики) прийти к . . .

25.02.2020
13:06

Смысл - сохраниться при изменении и сохранить изменившееся

    В первый миг до Большого Взрыва, после которого всё произошло, началось то, что длилось всё последующее время – сохранение бывшего в ставшем, и потом уже это . . .

24.02.2020
13:51

Как родилось Северное Возрождение

    Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, . . .

23.02.2020
14:25

Сомов и иномирие

    Я уязвлён. Во мне развилось самомнение, что я всё могу понять у больших именитых художников. А вот прочёл такое: "…полная томной него и “декаденткой” пряности . . .

20.02.2020
12:28

Предвзято ли это...

    Передо мной только что открылось ницшеанство в прозе Бунина первой половины 1910-х годов (см. тут). И давно открыто его ницшеанство в прозе в эмиграции. Ясно, что он . . .

18.02.2020
14:19

Против Толстого

    Надо, надо выступить против Толстого, выступившего против Шекспира. Толстого могло заносить. Я знаю, что его занесло в теоретизировании, что такое искусство. В . . .

12.02.2020
11:00

Флаг Великанова над Рейхстагом

    Чтоб понять этот текст полностью, возможно, иные места придётся перечитывать. Идёт ин-фор-мацьон-ная, священная война. "Ведущий “Час Speak" на канале RTVi: . . .

11.02.2020
13:17

Судить, не читая

    Мыслимо ли судить о произведении, не читая? – Я попробую: из общих соображений. Первым исходным является соображение, что Марло – предшественник Шекспира: "Для . . .

06.02.2020
18:54

Патриотизм слишком мал для национальной идеи России

    Надо, наверно, признаться в самом начале, что я исхожу из подработанной теории Шмита о синусоподобной повторяемости в веках больших стилей. Подработка состоит, в . . .

01.02.2020
11:12

Исключительное в Белоруссии

    Когда-то меня удивил Владимов – массой специальных, морских слов в “Трёх минутах молчания”. Помнится, я даже умудрился такое словоприменение объяснить. – . . .

28.01.2020
10:59

Возмутительно

    Дурят нас иные спецы, ей богу. – Вот смотрите: "Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве и . . .

27.01.2020
10:58

Срыв голоса

    Вот если я не дам названия картинкам, вы, читатель, не согласитесь ли, что они о чём-то одном и том же, в общем? Раскрытые рты, например, одинаковы. Кричащие . . .

25.01.2020
13:23

Бессилие?

    В кои веки я получил письмо-отклик на свою статью. Статья о песне Высоцкого “Я ЯК-истребитель” (1968) Высоцкого (слушать тут). Человек понимал песню как раздрай между . . .

22.01.2020
14:08

Чекрыгин

    …глядят, как в афишу коза. Маяковский. Что большие стили в чём-то повторяются в веках, было для меня когда-то большим откровением (есть такая теория, Шмита) . . .

21.01.2020
13:39

Глубина или натяжка?

    Когда-то я стал писать из-за возмущения, как непонятно пишут искусствоведы. Самообразовался, и тогда стало видно, что я ещё и с принципиально других . . .

20.01.2020
23:29

Вынужден

    Я вынужден писать о фильме “Бык” (2019). Почему вынужден? – Я предпочитаю выявлять художественный смысл. А им я считаю следы подсознательного идеала автора . . .

17.01.2020
21:51

Актуальность Берлиоза

    В августе 1830 года революция во Франции кончилась. "7 августа палата депутатов предложила корону герцогу Орлеанскому, которую тот принял 9 августа и был . . .

15.01.2020
20:42

К ограничению понятия авангард

     

    Уважаемые читатели! Разрешите представиться. Я – хулиган в искусство- и литературоведении. Так меня назвал когда-то, сравнивая с литературоведом Чумаковым, тоже, мол, хулиганом, председатель научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных профессор Слюсарь. И сделал он это из-за нескольких догм, которые я заимствовал, подработал и стал ими руководствоваться в своих вылазках в науку об искусстве. Догмы эти не общеприняты.

    Одна из них – об авангарде в живописи, в России в первую очередь.

    Я исходил из того, что история духа творит историю искусства. Затем – из того, что главной линией в истории духа в России ХХ века была та, что связана с социальными революциями. Можно даже думать, что, так как Октябрьская революция повлияла на весь мир, то и на всемирную историю духа в ХХ веке она повлияла. А теперь предлагается (Лысковым) вместо термина Октябрьская революция оперировать термином “Великая русская революция 1905-1922”. И я склонен предложение принять. – Тогда то в искусстве, что непосредственно не связано с главной линией истории духа в ХХ веке не только в России, в частности, в авангарде, не должно именоваться авангардом. Маяковский связан – его можно называть авангардистом. Малевич не связан – его авангардистом называть не надо.

    Самая беда моя, хулиганская, что я с историей духа связываю имена, опираясь не на слова творцов о себе и об искусстве, не на декларации, не на их общественные пристрастия, и не на мнения критиков о них, и даже не на “текстовые” особенности, а на художественный смысл характерных произведений художника. А художественным я считаю только то, что несёт следы подсознательного идеала, которые критик улавливает чутьём. И такое понятие тоже не общепринято. От этого масштаб хулиганства только увеличивается, но я не хочу от него отказываться. Ибо оно внутренне логично (раз), и оценки им художников зачастую оказываются совпадающими (!) с оценками общепринятыми (два). Что меня не удивляет, потому что подсознательное свирепствует всюду и заставляет и творить, и оценивать в соответствии с собою, хоть оно и не общепринято.

    Например, Малевич был связан с анархистами, но – сознательно. И анархизм, казалось бы, ставит его в связь с революцией и с главной линией истории духа в ХХ веке. И как не называть Малевича авангардистом? Но его подсознательный идеал (ницшеанство) враг социальной революции и анархии, в частности. Поэтому его супрематизм – не авангардизм. Авангардист – тот, кто бежит впереди социальной революции, которая притормаживает, мол.

    И мне интересно сталкивать свою логичность с логикой – в данном случае – Сарабьянова, у которого я взял заглавие главы в его работе для заглавия своей статьи. У него, конечно, нет никакой установки на подсознательный идеал. У него установка на “текстовые” особенности.

    Смотрите:

    "В раннем творчестве Малевича чрезвычайно контрастную ситуацию представляют почти одновременные импрессионистические работы…

    Малевич. Весенний пейзаж. 1900-е.

    Малевич. Бельё на заборе. 1903.

    Малевич. Весна - сад в цвету. 1904.

    Малевич. Церковь. 1905.

    и символистские произведения, получившие название "Эскизов фресковой живописи".

    Малевич. Триумф неба.

    Малевич. Эскиз фресковой живописи. 1907. Картон, темпера.

    Можно ли найти между ними связующие нити? Если сопоставить бесспорно ранний "Портрет неизвестной (из семьи художника)" (1906)

    Малевич. Портрет неизвестной (из семьи художника). 1906. Холст, масло.

    с любым из эскизов фрески, мы поймем, что их объединяет, несмотря на разницу материалов (в первом случае – масло, во втором – темпера), неконтрастная живопись, выдержанная в близких цветах и оттенках – при доминанте желтых и серо-зеленоватых. Из "тонального варианта" импрессионизма (а у Малевича был и другой) художник сделал шаг в сторону ненатурной, довольно условной живописи, по духу своему противоположной импрессионизму. Связующее звено присутствует здесь на уровне приема” (https://www.studmed.ru/view/sarabyanov-dv-russkaya-zhivopis-probuzhdenie-pamyati_189807beda3.html).

    Связующее звено для Сарабьянова неконтрастность.

    А по-моему, если участь аргументы, выставленные тут - http://art-otkrytie.narod.ru/malevich6.htm, то всюду выражено ницшеанское иномирие. Совершенно игнорируя и импрессионизм, и символизм. Впрочем, не совсем. Те оба антиматериальны, так сказать. Импрессионизм, воспевая абы какую жизнь, мало, получается, ценит её материальное обеспечение. А символизм, прямо презирает низменную, материально ориентированную жизнь, улетая в заоблачные эмпиреи. Малевич, ненавидя мещанскую скуку и суету, чем славно ницшеанство, эти антиматериальные моменты обоих “измов” опробовал: вдруг они окажутся хороши тому подсознательному в его душе, что просит себя выразить. Естественно, что бытующее иное назначение средств выражения обоих “измом”, их принципиальная достижимость в Этой жизни не могло Малевича полностью удовлетворить. И поэтому он эти средства оставил. Но не потому, почему назначает Сарабьянов и Малевичу, и всему авангарду в его понимании: "идею постоянного самообновления”. – Просто принципиально недостижимое в жизни метафизическое иномирие ницшеанства настолько из ряда вон выходящий идеал, что немудрено оставаться недовольным любыми средствами его выражения. Оно похоже в чём-то на христианский тот свет (если закрыть глаза на то, что нерезкость выражает скорее не похожесть на христианские фрески, а издевательство над ними), и потому Малевич не миновал в своих пробах символизма, тоже своим заоблачным улётом где-то напоминающего христианский идеал. Но самообновление ради самообновления – выглядит просто дуростью, и уж, во всяком случае, умствованием, а не метаниями художника из-за того, что его сознанию его подсознательный идеал не дан.

    Возведение самообновления в принцип служит очень плохим примером для всяких халтурщиков и мошенников от искусства. Которые и без теоретиков быстро почуяли, что тут можно поживиться и подурить голову публике и заработать.

    Предшественники Малевича по ницшеанству (стиль модерн, акмеизм) выражали ницшеанство гораздо материальнее, так сказать, чем то, с чего начал пробы Малевич (с размытости, с развеществления). А в Чехове вообще большинство не узнало ницшеанца и сочло его реалистом. Его образы иномирия в виде, скажем, исключительности зелёного луча после заката или голоса выпи или немотивированного поступка (типа Треплев вдруг поправляет галстук дяде) – расшифрованы не были как нереализм очень долго.

    Естественнее выглядят пробы Малевичем себя в “измах” французов, выражавших таки ницшеанство (что сознаниям ни их самих, ни Малевича дано опять-таки не было {так мыслимо думать об искренних художниках}).

    Так он из облачного "символиста" впал в противоположную крайность резкого, дикого фовизма.

    Малевич. Автопротрет. Около 1908. Акварель.

    Вы видите какое безобразие (относительно прежнего искусства): голубая обводка лица, зелень на лице, кричащие тона. - В дикость, прочь из этой нудной цивилизации.

    И ничего общего с "символизмом", кроме неожиданности.

    Малевич. Натюрморт. 1911. Бумага, акварель, гуашь.

    Малевич. Полотёры. 1912. Гуашь, бумага.

    А отсюда - шаг до дикости крестьянства. Где уже кубизм.

    Впрочем, не без заимствования чего-то из фовизма. По Сарабьянову "фигуры трактованы в застылых позах… здесь проявляется общность, обусловленная принципами истолкования проблемы времени и пространства”.

    Отсюда уже недалеко до геометрических фигур супрематизма, а Сарабьянов чуть не договорился до иномирия!

    А что… Истина ж, как вода, всюду просачивается.

    Сарабьянов даже договаривается до "творения нового мира”.

    С этим “новым” на него влияет слово “авангард” – передовой отряд. А мир тут совсем не новый. А старый-престарый, ещё античностью, ещё Гомером открытый в бунте против этой вечной обязаловки-жизни. Ритм её побеждает! И выражает ницшеанское иномирие. За Ницше только та заслуга, что он в новое время проакцентировал бунт против скуки общепринятого, общепринятого как благо.

     

    Есть ещё одно положение у Сарабьянова:

    "Нет сомнения, что в ситуации общего революционного накала и предчувствия обновления "традиция разрыва" сыграла немалую роль, развязав руки художникам-авангардистам и дав возможность вкусить радость отрицания всего того, что им непосредственно предшествовало”.

    Так вот я очень сомневаюсь, что Сарабьянов прав, так – по модулю революционной величины (говоря математически) – привлекая революцию к широко им понимаемому авангарду.

    Революция в бедной России была ориентирована материалистически, так сказать. Грубо говоря, против голода:

    "В 18 в. было 34 голодовки, в 19 в. – более 40, за первые 12 лет 20 в. (1901-12) – 7. Они охватывали десятки губерний” (https://cont.ws/@zadunaev/1406541).

    Вообще против материального неравенства. По крайней мере, так думали. (На самом деле революция стала по политическим причинам {из-за глупости царизма}. "Децильный [во сколько раз средний доход 10% самых богатых превышает средний доход 10% наименее обеспеченных граждан] коэффициент неравенства в России начала ХХ века составлял примерно 6-6,5, тогда как в США 16-18, а в Англии и вовсе 35. По сравнению с Западом бедно жила даже российская элита и царская семья. Это ещё раз доказывает, что революции 1917-го были вызваны не экономическими, а политическими причинами” - https://marc-aureli.livejournal.com/271287.html).

    А из-за того, что думали с уклоном, так сказать, в материализм, реакционная, назовём её так, интеллигенция считала революцию приходом утилитаризма, Хама, бездуховности, того, что есть суета сует и скучно. И такую интеллигенцию революционная ситуация начала ХХ века возбуждала не как бы в фазе с собой (авангардно), а в противофазе.

    10 января 2020 г.

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100