TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то фразы или словосочетания. В данном случае это такое:

    "…жизнь, будто выходящая за рамки картины…”.

    Сказано совсем не о репродукциях, какие я стану демонстрировать.

    Лошаков. Деревня Старые Омутищи. 1999.

    Личная ассоциация.

    Мне было 16 лет. И я был летом… в пионерском лагере. Не могу теперь объяснить, как такие великовозрастные там оказались. После обеда был мёртвый час. А отобранные были посланы сторожить лагерь от посторонних. Мне достался пост на мосту через узкую, но глубокую протоку. Мост утопал в тени деревьев. Я сел на перила и принялся болтать ногами. Сидел – сидел. Птицы заливались. Я слушал. Или нет. Это аберрация памяти. Я, наверно, насвистывал сам. Песни. Вдруг… Что-то произошло. Я подумал, что кто-то идёт. Хоть окрестные жители знали, что к нам нельзя и не приходили. Но мало ли что, подумал. Не зря ж ставят охрану – меня вот. Повсматривался в чащу – никого не вижу. Но чувствую, что что-то произошло. Подумал, со мной, может, что? Мысленно обежал всё своё тело. Нет. Со мной всё в порядке. Значит, всё-таки снаружи что-то. Я соскочил с перил и стал вслушиваться и вертеть головой. И – понял. Все птицы замолкли! – Я всё мгновенно понял. Поднял голову и посмотрел на солнце. Куска его уже не было. – То было начало полного солнечного затмения. 30 июня 1954 года в 14 часов, как теперь можно узнать в Интернете.

    Пока я не понял, что случилось, я переживал так называемое измененное психическое состояние. Его часто художники берут как образ. Скажу сразу: чаще всего – это образ иномирия, которое есть идеал такого типа, как ницшеанского. Ницше, в своей ненависти к христианству, иномирие имел в виду как альтернативу христианскому тому свету. Жаль только, не выразился об этом с полной определённостью. Ещё более жаль, что искусствоведы, - например, Шалыгина, - выявивишие в художественных произведениях образы "внепространственной и вневременной” (http://shaligina.narod.ru/disser_1.htm) субстанции, стесняются их называть признаком ницшеанства.

    Он наступает когда и у кого? – При крайнем из крайних разочарований в жизни, во всём Этом мире. В России в ХХ веке была масса поводов такому переживанию, да и теперь – тоже. Вот Лошаков это и выразил красками. А Манин – словами намёка.

    Согласитесь, что перед вами не простой пейзаж, а с – как минимум – намёком на что-то. И не сказать, чтоб оно было оптимистическим.

    Лошаков. Солнце весь день пробивалось и не могло пробиться сквозь густые облака. 1995.

    Лошаков. Ясная поляна. Верхний пруд.

    Лошаков. Край деревни. 2001.

    Лошаков. Улица Набережная в Омутищах. 2004.

    В каждой картине, кроме второй, есть очень светлые места. То есть налицо солнечный день. И это противоречит обшей темноте картин, плотности положенных красок. – Что значит это противоречие? – ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    Отсутствие людей ориентирует на что-то пессимистическое. Антисоциальное. Но мистически тихое. То есть присутствующее всюду, но не замечаемое никем, кроме исключительных.

    Можно было б подумать про что-то пробуддистское, бесчувственное, если б не эта густота цвета, какая-то его материальность, что ли. Нет, с тяжёлым и неощутимым для многих присутствием ЧЕГО-ТО бесчувствие не ассоциируется.

    Оно скорее возникает от картин противоположного тона, как бы истаивающих в свете и цвете по пути к бесчувствию.

    Лошаков. Кирилло-Белозёрский монастырь. 1994.

    Лошаков. Старые Омутищи в конце лета. 1999.

    Лошаков. На террасе, д. Омутищи. 1999.

    По датам смотреть – Лошаков развивался от смутности к ясности, а там – от пассивного ницшеанства (идеал бесчувствия) к активному, радикально отрицающему весь Этот мир.

    30 апреля 2019 г.

12.07.2020
12:40

Досадно

    Досадно на себя и на людей. Ну, вот, название. Я даю название субъективное: “Досадно”. – Кому интересно, что со мной происходит. Да? Кто я такой, чтоб кому-то этим . . .

11.07.2020
11:56

Неужели тайна?

    Есть такая серия на историческом телеканале – “Тайны великих картин”. И вот однажды там раскрыли тайну картины “Меняла с женой” (1510-1515) Массейса во французском . . .

10.07.2020
17:21

В чём тут противоречие?

    Противоречие, которое составляет самую суть тела художественного произведения, имеет вредное свойство быть незаметным читателю, зрителю, слушателю. А ведь, его . . .

09.07.2020
22:02

Однажды Борис Бурда...

    Однажды Борис Бурда, прочитав мою машинописную книгу о Высоцком, сказал, что тот бы мне морду набил. – Оно и понятно. Бурда кулинарией хорошо вписался в . . .

08.07.2020
19:16

Что тут можно высосать?

    Мой ангел-хранитель или не знаю, кто и что, - я атеист, - каким-то образом вытаскивает меня из искусствоведческих авантюр, в которые я то и дело ввязываюсь. Сейчас я . . .

08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в . . .

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100