В 1864 на академической выставке всеобщее
внимание привлекло полотно "Княжна Тараканова":
молодая женщина, распластавшись по стене, с ужасом глядит на хлещущий поток воды из тюремного окна. На картине изображена легендарная княжна Тараканова, или принцесса Рагузская, претендовавшая на российский престол (умерла в 1775 в каземате Петропавловской крепости, заточенная туда по приказу императрицы Екатерины II), так и не раскрывшая тайны своего происхождения.
Неминуемая трагическая гибель молодой женщины, умышленно оставленной в камере тюрьмы, факт, в котором ярко проявляется жестокость верховных правителей к судьбам людей, не мог не взволновать посетителей выставки. Волей-неволей возникала мысль о деспотизме самодержавия. Это почувствовал даже сам император Александр II, увидевший картину и повелевший в каталоге против фамилии художника сделать отметку, что сюжет заимствован из романа, "не имеющего никакой исторической истины".
Да, определенная натяжка в сюжете картины есть, хотя бы то обстоятельство, что наводнение произошло в 1777, через два годы после смерти героини повествования. Для художника. а им оказался Константин Дмитриевич Флавицкий, было главным показать коварство, жестокость и всесилие властей и полную зависимость от них простых и знатных по происхождению людей. Картина, у которой собирались толпы, стала событием выставки 1864.
Крамской, говоря о новой картине Флавицкого, считал ее "крупной и, главное, счастливой".
Известный предприниматель, меценат, коллекционер Павел Михайлович Третьяков, начавший собирать художественную коллекцию в 1854 с приобретения 10 полотен старых голландских мастеров на "развалах" у Сухаревой башни и поставивший своей целью создать национальную художественную галерею, в первую очередь из работ своих современников, приобрел картину Флавицкого для будущей легендарной "Третьяковки".
К. Д. Флавицкий родился в Москве. Поступив в Петербургскую академию художеств (класс исторического живописца Ф. А. Бруни), он в течение курса получил 2-ю и 1-ю золотую медали за исполнение картин: "Суд Соломона", а в 1854 - "Дети Иакова продают своего брата Иосифа".
В 1855 по окончании академии он в течение семи лет совершенствует свое мастерство в Италии, где пишет грандиозное полотно "Христианские мученики в Колизее". Показывая своих героев прекрасными, полными благородства людьми, художник пытался подчеркнуть трагичность их бессилия. В картине присутствуют некоторые традиционные черты академического классицизма (идеальность типов, условное построение групп), романтичность театральных эффектов. Все это говорит о безусловном влиянии на Флавицкого творчества Карла Брюллова.
В 1862 на ежегодной академической выставке Флавицкий получил за эту работу звание почетного вольного художника Академии художеств. В настоящее время картина находится в экспозиции Русского музея.
"Княжна Тараканова", принесшая ее создателю всероссийскую славу, стала и последней его картиной. Не дожив десяти дней до своего 36-летия, художник скончался от чахотки в Петербурге.