Сергей Бондарчук учился в театральном училище Ростова-на-Дону, а в 1948 окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова и Т. Макаровой). Он дебютировал в кино в роли большевика-подпольщика Валько в фильме С. Герасимова "Молодая гвардия" (1948). Тема войны была близка начинающему актеру - за его спиной, как и за спинами его сверстников, были тяжелые фронтовые годы. Крупным творческим успехом молодого актера явилось исполнение главной роли в фильме "Тарас Шевченко" (1951 - Государственная премия СССР; премия Международного кинофестиваля Карловы-Вары, 1952), где Бондарчук создал глубоко народный характер великого украинского поэта и живописца.
Лирическая сторона дарования Бондарчука раскрылась в образе доктора Дымова ("Попрыгунья", 1955), в ролях Корос-телева ("Сережа", 1960), Астрова ("Дядя Ваня", 1971). Сергей Бондарчук вместе с блистательной своей супругой - Ириной Скобцевой - создал романтический образ Отелло в одноименном фильме, подчеркнув в герое простодушие, чистоту, благородство натуры.
Актерским образам Бондарчука свойственно сочетание цельности, значительности с тонкой психологической проработкой, мягкостью артистической манеры. Ему особенно близки образы сильных, мужественных, самоотверженных людей, яркие драматические судьбы. Его лучшими ролями не только отечественного кинематографа. но и мирового, по праву считаются Андрей Соколов в фильме "Судьба человека" (1959, главная премия Международного кинофестиваля в Москве), явившемся также его режиссерским дебютом; русский партизан Федор в итальянском фильме Росселлини "В Риме была ночь" ( 1 960); Пьер Безухов в своей крупнейшей постановке "Война и мир" (1966-1967, главная премия Московскогомеждународного кинофестиваля; премия "Оскар", 1968); отец Сергий в одноименном фильме (1978).
Как режиссера Сергея Бондарчука отличают особое внимание к актерскому воплощению образов. Он пытается наделить их душевной красотой, нравственной стойкостью. В его замыслах всегда ясность и четкость концепции, опора на литературу и традиции отечественной классики, высокое мастерство изображения жизни. В 197 7 Сергей Бондарчук экранизировал "Степь" А. П. Чехова, сыграв роль Емельяна.
Темперамент Бондарчука-баталиста раскрылся в военных сценах фильма "Война и мир" (1-4-й сериям присуждена премия Американской академии киноискусства и наук "Оскар", 1969), "Ватерлоо" (Италия - "Мосфильм"). В 1975 на экраны вышел его героико-патриотический фильм "Они сражались за Родину" по М. А. Шолохову (Государственная премия РСФСР, 1977), где он сыграл роль -вягинцева.
Грандиозные композиции фильмов Бондарчука никогда не бывают самодовлеющими. Живопись батальных эпизодов в них сочетаете^ ; "..^зом крупных, выпуклых человечьоких характеров. И для этого он всегда оперирует прекрасным артистическим ансамблем. В картинах Бондарчука играли такие крупные актеры, как Василий Шукшин (Лопахин - "Они сражались за Родину"), А. П. Кторов (старик Болконский -"Война и мир"), 0. Уэллс - Людовик XVIII и Р. Стайгер - Наполеон ("Ватерлоо").
В 1982 по книгам Дж. Рида "Восставшая Мексика" и "10 дней, которые потрясли мир" Сергей Бондарчук создал совместно с Мексикой и Италией героическую дилогию о революционных событиях в Мексике (1910-1917) и Октябрьской революции в России ("Красные колокола" -Государственная премия СССР, 1984;
"Мексика в огне" - главная премия Международного кинофестиваля Карловы-Вары. 1982).
С 1974 преподавал во ВГИКе.