25.10.2001 13:27 |
Что такое сетевая склока Если
только семьдесят пять процентов аудитории Переплета по причинам,
связанным с личными качествами, неспособны успешно участвовать
в литературной и коммуникационной игре, то это характеризует сайт
как один из самых привлекательных на сети. Обычно, этот
показатель, по моим наблюдениям, не падает ниже девяноста
процентов.
Следует заметить, что на сайте практически отсутствует
откровенная глупость, а злость все-таки
не достигает тотальных
масштабов. Почти нет и позорной "бытовухи", присутствующей,
например, в значительных количествтах на "Лебеде", не говоря уже о
других сайтах. Под бытовухой я подразумеваю приземленность
высказываний и оценок, неспособность подняться над банальностью
и вседозволенностью, конформизм.
Более всего разъедает общение обычная, классическая, если можно
так сказать, склока. На сети склока порождается прежде всего
ассоциациями, возникшими в "несетевой" жизни. Предположим, у
господина N сложился стереотип врага, сумма свойств людей,
доставляющих ему в жизни многочисленные неприятности. У одних
это люди, не склонные выполнять свои обещания, ленивые,
неаккуратные, не гнушающиеся мелкой подлостью, но порой
способные на самопожертвование под воздействием сильных эмоций,
у других, наоборот, люди излишне пунктуальные, ставящие форму
выше содержания и боящиеся реальной жизни во всех ее, порой,
непривлекательных проявлениях, неспособные на подлость, но и не
понимаюшие, что есть добро и счастье. Я намеренно показал
простейшие варианты, но их множество и не все они столь просты.
Господин N вдруг замечает на сайте мнение или даже лексический
оборот, свойственный его врагам, и не может удержаться от выпада,
чаще всего не совсем справедливого. Так начинается сетевая склока.
На литературных сайтах все осложняется оценками творчества,
которые, естественно, никогда не бывают однозначными, независимо
от того, талантлив автор, или нет. Уязвимость авторов на сети
весьма высока, так как ничто не мешает экспериментировать, чаще
всего неудачно, такова уж природа эксперимента, отсутствуют
редакторы и корректоры, число читателей ограничено, а
возможность немедленной публикации развращает.
Впрочем эти же свойства сети являются и положительными для
литератора, так как увеличение числа попыток, в соответствии с
обычной статистикой, увеличивает и возможность появления
результата, значительно отличающегося от среднего, то есть серого,
не только в плохую, но и в хорошую сторону. Увы, не всегда такие
попытки бывают замечены, но это уже другая сторона медали.
Не думаю, что обычная человеческая зависть присутствует на сети в
количествах, превышающих норму для несетевого общения (модно
было бы сказать "общение офф-лайн"). Дело в том, что факт
присутствия личности в сети сам по себе престижным не является.
Это доступно многим и не приносит выгод в плане социального
статуса. Какие-либо "заслуги" непосредственно на сайте, также не
являются мощным поводом для зависти, так как все понимают, что
эти заслуги и связанная с ними популярность весьмя ограничены.
Я не думаю, что мнение в панэтническом плане, которое у Вас
возникло в связи с особенностями сетевого общения, достаточно
обоснованно. Дело, кстати, и в том, что и моноэтничность на сайте
полностью отсутствует. Здесь, однако, мы касаемся предметов в
высшей степени неудобных для обсуждения, так как относить
свойства этносов к разряду "плохих" или "хороших" практически
невозможно. Хороша ли немецкая аккуратность? Плоха ли
испанская лень? Как сочетать извечное русское стремления к жизни
"на миру" с неспособностью к четкой самоорганизации, к неумению
создавать и соблюдать законы?
|