06.09.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||
19.06.2007 |
Слишком познер или слишком ранер
|
|||||||||||||||||||||||
27.02.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||
06.02.2007 |
Прекрасное должно быть величаво
|
|||||||||||||||||||||||
02.02.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||
24.01.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||
12.12.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||
21.11.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||
06.10.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||
25.06.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||
26.05.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||
16.05.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||
25.04.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||
29.03.2006 |
|
|||||||||||||||||||||||
19.12.2005 |
|
|||||||||||||||||||||||
08.08.2005 |
Тургенев: русский ответ откладывается...
|
|||||||||||||||||||||||
25.07.2005 |
|
|||||||||||||||||||||||
14.02.2005 |
|
|||||||||||||||||||||||
27.01.2005 |
|
|||||||||||||||||||||||
28.10.2004 |
Козлиная песнь Козлиная
песнь (Виктор
Ерофеев <Хороший Сталин>, роман) 1.
Первые
пузыри По слову Пушкина,
художника надо судить по тем законам, которые он сам над собою установил. Даже
в том случае, если это вовсе не художник. Вик. Ерофеев свою очередную книгу
начинает с предуведомления: <Все персонажи этой книги выдуманы, включая
реальных людей и самого автора>. Что ж, давайте и мы, говоря о <Хорошем
Сталине>, последуем авторскому наказу и всех персонажей книги, в отличие от
<реальных людей>, пропишем с маленькой буквы, включая <и самого автора>. Книга обозначена как роман. Почему роман, а не
романс или героический эпос, лично для меня так и осталось загадкой. Но это -
единственная загадка <Хорошего Сталина>. Потому что в остальном книга
достаточно бодро и по-своему обстоятельно повествует о трагической судьбе
поначалу мальчика, а потом сразу и без перехода - лысеющего юноши вити
ерофеева. Героику своей судьбы
витя осознает достаточно рано. Даже младенческие лужайки с мирно пасущимися
копытными из безвозвратного уже далека осмысляются им пророчески: <Коза -
исходное животное моей жизни. Козлиная песня - мой младенческий жанр>. О том,
что трагедия по-древнегречески и есть <козлиная песнь> витя в ту нежную пору
еще не знает (филологического образования недостает), но что-то великое уже,
без сомнения, перед ним брезжит. Больше того, вновь и
вновь памятью возвращаясь к истокам своей жизни, витя и впрямь сталкивается с
явлениями мифологического порядка. Сам факт появления на свет автора <Хорошего
Сталина> сопровождается войнами и знамениями. Матери его, уже <брюхатой> (эк он
по-пушкински!) витей, снится достоевский. <Ты его утопи> - советует классик.
Мать, смутно предчувствуя, что витя не тонет, этого не делает. Тем не менее,
витя на всю жизнь затаивает злобу на фёдор михайловича и, войдя в лета,
начинает ему мстительно гадить. Однако для этого
необходимо стать писателем (или хотя бы филологом); витя становится тем и тем
сразу. И, несмотря на многочисленные кокетства, обильно рассыпанные по тексту:
<писателем я так и не стал> и т.п., числит себя именно по этому разряду, не
гнушаясь, впрочем, и филологии. Рождение будущего
писателя описывается с особым пристрастием: <Я любил медленно водить палкой в
луже, а затем тыкать палкой в чавкающее дно. Чавкающий звук меня завораживал. Я
любил отпечатки велосипедных и автомобильных шин на грязи; идея оставить след,
наследить сводила меня с ума >. Как мы видим, уже с молодых ногтей желание
оставить после себя <след>, <наследить> преследует витю. В силу трагической
неслучайности авторской судьбы, понятия <оставить след в жизни> и <наследить>
навсегда совмещаются в витиной голове, и вечность ему рисуется уже не иначе,
как измазанной грязью. Но все это - еще лишь
прелюдия той великой судьбы, что уготована ерофееву, ее безбрежные и, так
сказать, чавкающие горизонты. Потому как сам витя всю пору своего младенчества
сосредоточенно молчит, можно даже сказать - многозначительно немотствует. Что
не ускользает, разумеется, от соответствующих товарищей и будущий помощник
брежнева, глядя на молчуна, зловеще пророчит: <Диссидентом вырастет>. Вообще, витиной
будущностью уже сызмальства обеспокоены высшие силы, люди-то, заметьте, его
окружают (молотов, пикассо, ив монтан, окуджава) все непростые, хоть, по уговору, и с маленькой буквы.
Кажется, вся вселенная замерла и напряженно ждет первого витиного слова, и вот
он оглашает ее радостным бульканьем! Увы, но чавкающая вечность сыграла с
витей злую шутку, его речь то булькает и пузырится, обдавая ближних брызгами и
негодованием, то похотливо чавкает и причмокивает, но, увы, так и не становится
словом. Писательская судьба вити предрешена. С этого самого момента жизнь
ерофеева неукротимо несется к своей трагической развязке. Остается только
заметить, что муза бурного пузырения впервые явилась вите под диваном в образе
троюродной сестренки, что навсегда окрасило последующую мучительную жизнь героя
в педофилические тона. 2.
Красный
Эдип Однако прославленный в
будущем певец гениталий не сразу смиряется с такой специфической участью.
Собственно, весь <Хороший Сталин> - это как бы история борьбы. Лишившись
невинности тварей бессловесных, но так и не приобщившись к тварям словесным,
витя воспринимает это как мировую несправедливость и затевает онтологический
бунт. С целью доказать, что он писатель. Так как <христианством> его в детстве
<обнесли>, личным богом вити, ответственным за всё и вся, становится сталин.
Против этого-то бога витя и собирается бунтовать. Впрочем, свое богоборчество
он направляет главным образом (и здесь все по фрейду) против отца, непреклонного
сталиниста, советского дипломата и красного барина. Уже само повествование о
своей судьбе ерофеев начинает со слов: <В конце концов я убил своего отца>. То
есть - как бы бунт и, больше того - отцеубийство. Но отцеубийство не совсем, а
так политическое. <Отец признал меня писателем - мне надо было доказать, что
это так и есть>. Речь идет о выходе
самиздатовского журнала <Метрополь>, затеянного витей, аксеновым и, не помню,
еще кем-то. Вот в нем-то витя взял всем и показал. В смысле - доказал. Но если
прагматичный аксенов использовал <Метрополь> практически, как повод, чтобы
обменять литфондовскую дачу и жену на более престижный вариант в Биарицце
(наряду с гражданством), то витя, в полном соответствии с героикой момента,
видится себе в ту пору <рыцарем без страха и упрека> и даже <героем нашего
времени>. Бунт его - онтологический и идейный, сотрясающий основы бытия или уж
как минимум мидовской иерархии. Бунт против нечеловечески огромного сталина и
своего по-человечески маленького папы. Впрочем, не такого уж маленького - посол
СССР в Вене. Но витин бунт престижного этого посольства папу, разумеется,
лишает. Отсель безмятежная жизнь
посольского сынка (Париж, Африка, совминовские дачи) начинает обретать черты
жития. Она наполняется страданиями и лишениями. Прощай <темно-синий коттоновый
свитер, о самой возможности которых (- так-то!) Москва узнает только в 1990-е
годы>, прощайте посылки из вены; за всеми этими лишениями вите уже мерещится
<холодное дыхание ГУЛАГа>, ведь отныне с ним <могут сделать все, что угодно>,
даже <забрать в армию>. Однако в случае с витей агенты гэбухи превосходят самих
себя, их новая изощреннейшая пытка состоит в том, что ему устраивают <особую
ссылку - заниматься канадской литературой>. То есть там же, в московском
институте мировой литературы, но - канадской. Берия в аду довольно потирает
руки! Тем не менее, наш
маленький солженицын из этих своих <филологических лагерей> выходит
несломленным, и даже окрепнув духом. Какова же досада вити, когда после всех
перенесенных мытарств (среди коих можно помянуть побег в коктебельский дом
творчества, полночные бдения за рюмкой кальвадоса с другим страдальцем -
фазилем искандером, и многое иное в том же роде) - так вот, какова же досада
нашего незадачливого эдипа, когда он понимает, что всё, буквально всё это было
напрасно! Отцеубийства не состоялось! Даже политического. Да, напакостил
немного, сняли папу с должности за выходку сына, но сталин-то жив! Папа от него
не отрекся! Больше того, и с писательством как-то не заладилось, то есть из Союза-то
писателей его трусливо и, разумеется, подло выгнали (в смысле не утвердили), с
этими все ясно - сплошь <свиные рыла> и гэбэшники, но вот свои-то, свои - о,
здесь юному гению нанесен самые подлый удар! - свои к витиным опусам отнеслись
с плохо скрываемым отвращением. Те же метрополевцы. Что ж, одиночество и
непризнанность - удел всех великих. С этой упоительной мыслью витя полностью
отдается во власть своей бурной музы, сиречь погружается в творчество. 3.
Второе
пришествие Смердякова В этом самом творчестве
витя сразу облюбовал для себя слово <русский>, оказалось - это неплохой брэнд.
На Западе слабо представляли и представляют себе смысл слов <советский> или
<российский>, другое дело - русский. <Русский секс>, <русская красавица>,
<русское порно> Да это же золотое дно! - озарило витю. И понеслось! Стал витя
выпекать тексты, как блины, обильно сдабривая их <русскостью>, благо и
филологическое образование позволяло, да и <канадская ссылка>, надо полагать,
пошла юноше на пользу. Много раньше других
своих коллег по бизнесу витя вычленил из соц-арта самое рыночное - русскость.
Да, сталин, да, красные знамена, да, лагеря - но тамошних покупателей (они же
хозяева) всегда интересовало и будет интересовать не просто страшненькое, а
страшненькое с эпитетом <русский>. И плевать, что сталин - грузин, а троцкий с
каменевым вообще не скажу кто, - у вити это ужасы <русской власти>. Из окна
советского консульства в Париже перед витей расстилаются не Елисейские поля, а
<свинцовые мерзости русской жизни>. Неприкосновенного красного барчонка
останавливает недотёпа охранник, но и спустя много лет витя все ещё помнит, как
<весь русский народ> (вот так!) предстаёт ему в тот момент <лужей гноя>. В общем, <когда над
помойкой взлетает воронье> витя не сомневается: <это - русские полетели>. А так
как не сомневается он за деньги и на бумаге, то тут же вдогон, чтобы нагнать на
хозяев ужасу, сообщает: <они все летают по ночам>. Свою продукцию витя
сопровождает трогательной аннотацией: <В Париже я предал родину на всю
последующую жизнь Я предал страну в которой я так никогда и не почувствовал
себя своим Я предал родину, не заметив этого: легко и свободно>. Не правда ли,
звучит, как у уличного зазывалы? Но так изящно и мило, так по-парижски!
Книжечка от кутюр! Ах, ах! Правда, на обложке почему-то указан Берлин, ну да
какая теперь разница! Единая Европа, мир без границ! Вся наша жизнь - балет,
балет Зато как витя
преображается, когда начинает писать о хозяевах! Хотя бы о Второй мировой:
<Хорошо сражались немцы на море!.. Гитлер стал грозой океанов>. Спустя
несколько страниц: <Хорошо сражались немецкие летчики! Гитлер - гроза небес>.
Иногда даже кажется, что вите втайне досадно, ну почему же такие хорошие моряки
и летчики не потопили его отца на море или не сбили его потом в воздухе. Впрочем,
хозяевам это тоже нравится: <Зер гут, витья, зер гут! Ошшень карошо!> Словом, бизнес
наладился, товар пошел... Однако и здесь, в этом
его коммерческом вдохновении, сквозила уже знакомая нам трагическая
надломленность (не забывайте, герой наш - трагичен) витиной судьбы. Что деньги?
Деньги сор! А вот душа, душа у ерофеева тосковала! Конечно, не будь витя
посольским сынком, не ошивайся всё детство по ту сторону железного занавеса -
откуда бы он так хорошо узнал вкусы хозяев? Но, тяготило, тяготило уже витю его
энкэвэдэшное благополучие. Знал ведь барчук, что <в русские писатели лучше
всего стартовать из провинциальных самородков и тяжелого детства, из уродов (-
во как!) и проституток>! И хотя сам-то он <стартовал> все больше по шмоткам и
спецраспределителям, но хотелось, очень хотелось вите <в русские писатели> И
что же? Как мы помним даже ближайшие друзья и вчерашние собутыльники отвернулись от витиных озарений,
инстинктивно зажав нос и гадливо морщась. Так бы, поди, и помер
витя одиноким прометеем отечественного порнобизнеса, прикованным цепями
специфической лексики к обложке <Метрополя>, ежели б не судьба. В который раз
она вмешалась в жизнь нашего героя самым решительным образом и избавила его от
экзистенциального одиночества. Аукнулась витеньке, аукнулась родная душа из
самого аж 19-го столетия! В тени ненавистного достоевского, стало быть, и
отыскалась. Посидела родственная
душенька, послушала, полистала: <Интересно, интересно это у Вас описывается,
кхе-кхе м-да! Что ж, как говорится, с умным человеком и поговорить приятно-с
Позвольте представиться, Петр Федорович, в некотором роде, Смердяков-с! Вы, я
тут слышал, альманашек затеяли? Ну-с, ну-с А Вы знаете, я с Вами совершенно
согласен: очень, очень жаль, что умная нация (французы то есть) не завоевала в
восемьсот двенадцатом году глупую-с русскую нацию Что говорите - у Вас
написано: немцы?.. Ну да это решительно все равно!>. Нет, тысячу раз не правы
вы будете, если подумаете, что это белая горячка посетила нашего героя в одну
из долгих осенних ночей - увы, все самым натуральным образом. Именно так и
было. А если и не было, то должно было быть. И объяснить это не сложно, сам же
витюня и признается: да, хватил лишку, <перечитал> в свое время
достоевского. 4.
Товарищ
Геббельс Но о достоевском потом.
Дело в том, что по ходу книги витя не раз и с неподдельной горечью в интонации
изумляется: и почему, мол, люди называют меня фашистом? И действительно -
почему? Это не очень
политкорректное прозвище витя получает уже за первое же свое публичное
бульканье перед классом. Получает от директрисы (почитала бы она о <немецких
летчиках>!). Но шут с ней с директрисой, глупой, толстой и к тому же, надо
полагать, русской, ее предположение не могло надолго омрачить витину жизнь.
Гораздо страшнее и, простите, для кармана ощутимее, знаете ли, оказались слова
льва копелева о витюшинах рассказах в <Метрополе>, мол, фашистские, братцы мои,
это рассказы и баста! В результате чего незавидная сия <репутация оставалась>
за нашим героем <среди западных славистов долгие годы>. А это уже, извольте
видеть, не директриска какая-нибудь, это хозяева-с А ведь как старался, как
старался витюша! И на конституции-то США присягал, и перед Стеной плача колени
преклонял, а результат? Ни во что пошли все витины старания, не провел он
бдительной общественности! И подумалось мне: а так
ли уж не правы либеральные товарищи, приклеившие нашему герою столь
неудобоносимый ярлык? Вчитался я повнимательней в <Хорошего Сталина> и -
ай-ай-ай! Да, на первый взгляд
действительно кажется, что витя на каждой странице верноподданно клянется в
политкорректности и даже некоторой любви к известного происхождения людям.
Автор с радостью сообщает, что сам-то он от благого корня произрос, что его
<отец никогда не был антисемитом, не разу в жизни не позволил себе сказать о
евреях то, что русский ( - так?), как правило (- так-так?), имеет за душой (-
во как!)>. Более того, спустя некоторое время витя признается и в собственной
многолетней невинности относительно этого щекотливого вопроса: <Я опоздал и к
раздаче русского (- ну, конечно же!) антисемитизма. Я думал, что <жидяра> -
всего только <жадина>, и очень удивился, когда на меня из-за <жидяры> обиделись
оба моих верных друга, боря минков и илюша третьяков > Просто патока, патока и
елей на израненные антисемитизмом души! Однако тут же автор <Хорошего Сталина>
сообщает нам, что <оба верных друга> решили витю <просветить>. С чего же
началось у них <просвещение> невинного подростка? - Ты небось тоже не
знаешь, что такое <гондон>? - спросил боря Пошли, покажу, - сказал друг. И даже когда
<просвещенный> ими витя по прошествии многих лет восхищенно восклицает: <Гондон
- воздушный шар русского детства!>, мы-то помним, что надували вите этот шар
ай-ай-ай кто! Но это еще не всё, не успевает читатель оправиться от этой
чудовищной антисемитской выходки, как витя оглушает нас новыми подробностями: - Ну, раз ты ходил
покупать гондон, - сказал илюша третьяков, - то теперь тебе ничего не страшно.
Пошли! И ведут <оба верных
товарища> испуганного русского мальчика дальше по скользкой лестнице разврата -
все ниже и ниже: подглядывать в женскую баню. Кому-то, наверняка, все это может
показаться безобидными воспоминаниями детства, но мы-то понимаем, что именно в
этих строках указаны (именно так, вдумчивый читатель!) духовные отцы известного
деятеля позднесоветской порнокультуры вити ерофеева. И хотя за льстивыми
уверениями в поликорректности у него еще трудно разглядеть лозунг: <Бей жидов,
спасай объединенную Европу!>, но мы-то помним, что и товарищ Геббельс начинал
тихой сапой. 5. Эксгумация
коминтерна Трагедия (а витино
жизнеописание с первых же страниц преподносится именно так) всегда обнажает
какие-то доселе неведомые пласты бытия, в ней, как у Гоголя, вдруг становится
видно далеко-далеко <во все концы света>. Вот и чтение <Хорошего Сталина>
навело меня на странное подозрение: господа, а ведь в подлом и нехорошем
фашизме обвиняют (вдумайтесь только!) совершенно явного представителя <левого
искусства>, каким мыслит себя витюня! Что это - <избирательное родство>? Ан,
нет - вовсе и не избирательное, особенно если вспомнить, что фашизм с такой же
неизбежностью вылез из авангарда Мариннети, с какой коммунизм - из черного
квадрата Малевича. Исходная-то у них одна и та же - онтологический и, как
следствие, эстетический экстремизм. Корень и плоды - одинаковые, только стволы
пошли в разные стороны. И вся-то разница между национал-социализмом и
интернационал-социализмом лишь в том, что в случае с первым националистическая
банда мордует разные народы, а в случае с последним - интернациональная банда мордует
один народ. Но методы, а главное цели - переделка мира и человека - и у тех и у
других одинаковые. Витюня и сам признает,
что его неудержимо тянет <в литературную культуру 1920-х годов>, с ее <левым> разгулом и унылым эстетским
безудержем в духе известных <заголимся и обнажимся>! (Что, впрочем, было
сформулировано несколько раньше у одного очень нелюбимого витей писателя.)
Поэтому и витино творчество есть ни что иное, как эксгумация коминтерна и его
эстетики. Кстати, о витином
достоевском. За свой утробный страх быть утопленным в детстве витя мстит ему
всю последующую жизнь, начиная с обвинений в том, что классик <загубил много
русских душ> (на самом деле, всего лишь посоветовал загубить одну, витину), и
кончая развенчанием (как вите думается) <мифа о народе-богоносце>. То, что
<развенчание> это хорошо оплачивается, я уже отмечал, но есть, есть у витеньки
еще и тайная пружина: это онтологическая обделенность. Ведь если у достоевского
в головах висит икона - образ Божий, то в красном углу витиной памяти раз и
навсегда повис сталин. В убогой витиной вселенной он один <сияет в сто тысяч
солнц>, и неважно - жизнетворные это лучи или ядовитая радиация: его витя
любит, его он ненавидит, его боится, против него восстает. Сталин - витино всё!
Даже свою скабрезную автобиографию витя называет <Хороший Сталин>. Казалось бы, все ясно!
Остается только одно <но>: по какому-то странному недоразумению (очевидно, это
коммерческая тайна) ерофеев упрямо отождествляет себя с русским народом. Однако
это не расширяет его собственных горизонтов до масштаба общенародных, а
напротив - редуцирует тысячелетнюю русскую историю, философию и культуру до
понятных узколобому невежеству автора выводов: <Русская литература не справилась со Сталиным
(- подразумевается, витя справился) Она не заметила, что явление Сталина
русскому народу было сродни явлению Иисуса Иосифовича (- без комментариев).
Только Иосиф Виссарионович пришел к другому избранному народу - назвался
богоносцем - принимай гостя! - чтобы гость остался с ним навсегда. Россия
достойна хорошего Сталина. Русская литература не
заметила (- витя, витя заметил!), что это - русский Бог, на тридцать лет
прикинувшийся грузином>. Собственно, все. Вот
Бог, а вот порог! Порог витиного восприятия окончательно сформировался и
окостенел к 1953 году, все дальнейшее - мучительная попытка осознать
действительность мозгами шестилетнего ребенка. Психическое развитие вити не
намного опередило умственное. Видимо, уже с раннего детства (- Витя, не ешь
икру руками! - Витя, ты в какой руке держишь нож!) хотелось ерофееву залезть на
стол, снять штаны и навалить перед изумленными гостями кучу. И всем доказать!
Подрос, и исполнил свою заветную мечту.* В литературе. Но трагедии не
получилось - получилась козлиная песнь P.
S.
Почему же так много места и времени уделил я этому глубоко вымышленному
персонажу, спросите вы? Да потому, что уж больно похож на невымышленного. И не
одного
* Это удивительно
точное психологическое наблюдение принадлежит замечательному воронежскому
критику Виктору Никитину.
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"