TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.01.2021
17:13

О пользе догматизма в искусствоведении

    Художники в принципе амбициозны. И даже не потому, что умеют то, чего не умеют другие. А потому, что даже видят не так, как другие. И язык у них получается не такой, . . .

01.01.2021
13:31

Добром добра не будет – только через зло!

    Попытка медленного чтения рассказа “Сон” (1904) Бориса Зайцева. Ну чем, смотрите, не воспевание вот этого и тут мига ("был четвертый час дня – в июне, при слегка . . .

31.12.2020
14:20

3 Соломон Воложин Что вы прочли в стихах – не то, что хотел сказать поэт, если вы знаток и если произведение – неприкладного искусства

    Вот – одно из стихотворений серии “Багряный пир зари”, которая была опубликована в журнале “Золотое руно” (№ 2, 1908) . Расстегни свои застежки и завязки развяжи . . .

30.12.2020
13:26

Какой Гитлер художник

    Я должен начать издалека.

    Моя дочка в школе плохо относилась к литературе. Кончала она школу уже при реставрации капитализма, то есть после гласности. Помнится, я почувствовал, что надо ей помочь с сочинением. Оно было об Ахматовой. Я засел. Попался текст Коржавина об Ахматовой. И так, собственно, мне открылось, что акмеизм это, если философски, ницшеанство. Идеал исключительности в сверхтонкости переживаний супервуменши. – Впервые ницшеанство для меня оказалось в положении идеала, которым вдохновлён художник. И – начался для меня обвал. Один за другим великие имена, получалось, отнесены должны быть к ницшеанству. Гумилёв, помню, стал вторым. Когда-то потом – постимпрессионисты. Но это меня как-то внутренне не смущало. Их всех кляли при советской власти, как и само ницшеанство. Всё, получалось, было естественным.

    Потрясён я оказался много-много спустя, когда к ницшеанцам пришлось отнести Чехова. Я тогда уже публиковал статьи в электронных журналах. Долго колебался, куда послать и, наконец, точное попадание. Опубликовали.

    Уже меньшим потрясением было, когда я открыл ницшеанца в Гомере. Ритмом избавляться от нуды жизни, от предопределённости её. Этакая, понимаете ли, вседозволенность! Чудо! Чем? – Тем, чего нет в жизни (ритма). А скульпторы – соответственно – сумели мрамор превратить в как живое! Невидимое (им вообразившееся) – сделать видимым.

    Все ницшеанцы оказались очень тонкокожие, так сказать, и не перенесли ужаса (или скуки, или ещё чего-то) действительности. Не перенесли сильнее, чем романтики. Те удрали от страшной внешней жизни в свою прекрасную жизнь внутреннюю. А эти идеал перенесли аж из Этого мира – в иномирие. В антирелигиозное. Даже и Гомер. Иномирие не было религией в античность. Боги Эллады были очень материальны, жили на реальном Олимпе… А в XIX веке христианство потерпело такое поражение от науки, что бежать от предопределённости Этого рационального мира, включающего в себя и тот свет христианства со спасением прощённым – было такой же скукой, как и всё знающая позитивистская наука.

    Им, бедным ницшеанцам тонкокожим всё Здесь представлялось как дурная бесконечность. Потенциальная: всегда можно сделать ещё один шаг. Это скучно! Им подавай актуальную бесконечность (как Кантор, кстати, открыл тогда, что бесконечности можно складывать…). Им подавай Абсолют!

    Обычным людям, толстокожим, и представить трудно такие страдания. Они, обычные, за вседозволенность просто считают ницшеанцев аморальными и всё.

    А Абсолют и тем практически не даётся. Только и радости – творцам и понявшим сотворцам, восприемникам – что дать образ (восприемникам – воспринять образ) этого метафизического иномирия.

    Благо моё саморазвитие дошло до того, что я любое вдохновение автора неприкладного искусства, любое вдохновение любым идеалом стал считать (вслед за тем, как Выготский катарсис считал подсознательным), - стал я считать подсознательным идеалом. Что применительно к иномирию окончательно избавило меня от смущения перед ницшеанством. Смущения оттого, что Гитлер любил Ницше.

    Это – условность. Как и полагается в искусстве. Не жизнь. В жизни автор может быть кем угодно, для меня, искусствоведа, важно, чтоб у художника подсознательный идеал был. Всё!

    А Гитлер рисовал.

    Вдруг у него был этот самый подсознательный идеал?

    А у меня уже давно сложилось мнение, что стремление к Абсолюту может удовлетвориться не такой заумностью, как иномирие, но более земной штукой, близкой к Вечности. – Не умирает же народ. Не изменятся ж веками его менталитет! (Закроем на минуту глаза, что за несколько лет либерализм и глобализм, вот, сумел сменить менталитет Запада на гомиков.) На грани XIX и XX столетий, наоборот, бушевал национализм. И уставшие от революций и вообще от рациональной суеты художники косяками стали выражать – пейзажами (без людей) – исключительность своих народов.

    В объединении “Союз русских художников” влюблено воспевали раскованность при материальной недостижительности русских души ради. А Гитлер – наоборот что-то. В виде роскошной архитектуры прошлых веков. Такую вот исключительность Германии. (Она и по природе – гористая – уютно красива.)

    И людей изображать Гитлеру для этого не надо. Наоборот! Современники с их жизненной суетой годятся скорее для отталкивания.

    Что ближе к Абсолюту в перспективе: ближняя или дальняя точка схода? – Конечно дальняя. Вот и дать её зданиям (пусть и не точную), а возчику оставить ближнюю.

    Это я так прореагировал на выпад, что у Гитлера не выдержана перспектива, и что у него преимущественно нет людей.

    Желающему Абсолюта и ненавидящему пошлую обычность было бы странно акцентировать на улице людей.

    Что там ещё ему вменяют в вину? (Я читаю сайт https://shakko.ru/1336628.html)

    Автор предостерегает, что полно лощено-аукционных подделок под Гитлера. Но именно эту репродукцию опубликовал так, что можно понять, что это – не подделка.

    Вот это подаётся как точно не подделка.

    Упрёки:

    "Типичные черты:

    это пейзаж (любимый жанр новичков), причем архитектурный. Сделано все аккуратненько, как по линеечке. Он кадрирован так, будто это не выбор автора, а перерисовка с почтовой открытки с видами города.

    Признаки неуверенности автора в своем мастерстве:

    отсутствие человеческих фигур, выбор акварельной техники (А.Г. вроде бы писал маслом, но очень мало), мало пустоты”.

    Бакшеев, Страхов, Рылов, Жуковский (см. тут), основатели “Союза русских художников” тоже на пейзаж налегали, и никто их этим не попрекал. Пейзаж очень годится для выражения такого Абсолюта, как менталитет народа.

    Очень сомнителен мне и такой критерий как "мало пустоты”. По-моему, её довольно много у Гитлера.

    Сомнителен и другой выпад: "кадрирован так, будто это не выбор автора, а перерисовка с почтовой открытки с видами города”.

    Такая открытка, по-моему, немыслима. Потому что трущоба перед нами. Другое дело, что автор как бы говорит, что даже и трущоба немецкая – это что-то. Венец цивилизации своего времени.

    Меня, десятилетку, в 1948 году привезли из захолустного украинского города Ромны в Каунас. Я городов вообще-то не видел. А до дома нас с вокзала везли на фаэтоне. Так что я смотрел во все глаза. И мне показалось, что город не стыдится, а гордится тем, что в нём сплошь тёмно-серые дома. Каменные. В Ромнах каменные были бело-каменными.

    Я, помню, удивился, и спросил, почему так. Мне ответили, что тут почти Западная Европа, что тут равнялись на Германию.

    А ещё выпад, что не использует Гитлер контур. – Так правомерен ли он, если в демонстрируемых тут же как истинно-гитлеровские вещи, контур встречается: обводка розовой голой стены.

    Другой вопрос: чем этими трущобами Германии гордиться как таковой?

    Я вспоминаю, как в том же Каунасе, уже взрослым, я посетил привезённую выставку старинного голландского искусства и поразился: любая халупа 400 лет назад – каменная. А в России (я уже поездил в командировки) и в областных городах часты деревянные дома, или наполовину деревянные: первый этаж каменный, а второй – деревянный. Я даже читал, что это на коллективистском менталитете русских сказалось. Из брёвен избу один не построишь, а из кирпича – можно.

    Удивителен и такой выпад:

    "…краски, черт побери, надо класть ровно, а не беспорядочными пятнами”.

    И демонстрируется такая вещь (слева Гитлер, справа Дюрер).

    Так мостовая, по-моему, обоими художниками выполнена "беспорядочными пятнами”. А что черепица у Дюрера выполнена гладко, а у Гитлера нет, то, по-моему, Гитлер более прав. И небо с невнятной облачностью тоже бывает.

    Естественно, что я как интерпретатор, нацеленный на странности как следы подсознательного идеала автора произведения неприкладного искусства, не знаю даже что такое "набитая, твердая рука”, которой не чувствуется у Гитлера*. – Бордюр правого тротуара в вышепоказанной улице неровный, что ли? Или не вполне прямой контур (есть-таки контур) в той же картине карниза дома, что прямо впереди по центру?

    Похоже на придирку.

    Упрёк, что не передаются никакие эмоции тоже трудно принять, помня о бесчеловечном идеале Абсолюта, несколько бесчеловечном даже при теме менталитета.

    Ну а на общие слова я и вообще не реагирую. Я человек конкретики.

    26 ноября 2020 г.

    *- На последней картине если вы посмотрите на шпиль то увидите что он какой то кривой и заваливается. Такой шпиль признак непрофессионализма. Сами мысленно проведите вертикальную линию между самым верхом шпиля и основанием башни и увидите всю криворукость построения/

    - Смог увидеть завал шпиля влево, только на огромном увеличении.

    Неужели это у вас не придирка?

    30.11.2020.

29.12.2020
13:19

Результат разговоров с рисующим

    Рисующий – Святослав Котельников. Разговоры – по интернету. Есть вариант, что всё – закономерно. Тогда и случайности – тоже закономерны. И вот так случилось, . . .

27.12.2020
16:09

Опять эта из «Оборонсервиса», теперь уже академик РАХ

    Я об её стихотворения уже зубы ломал (см. тут). Жаловался, что нет учебников по признакам графомании. А с живописью ж совсем беда – там измов (примитивизм, . . .

26.12.2020
20:41

Рассуждение о Грозном – простое

    Уже не помню, когда это было… Возможно, когда актуальны были мысли Новодворской о целесообразности раздела России на множество государств…. Тележурналист . . .

26.12.2020
15:10

Железная логика во всём вокруг Навального

    Быть логичным не значит быть правым. Высказывание моего покойного товарища. Главный выгодополучатель от отравления Навального – компании, добывающие . . .

25.12.2020
14:16

Хотите посмеяться надо мной из-за Саврасова?

    Роясь в интернете, меня загипнотизировала такая картина. Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Я глянул, что написано под репродукцией – ого! – Знаменитое имя… Потом, . . .

24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100