TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.01.2021
17:13

О пользе догматизма в искусствоведении

    Художники в принципе амбициозны. И даже не потому, что умеют то, чего не умеют другие. А потому, что даже видят не так, как другие. И язык у них получается не такой, . . .

01.01.2021
13:31

Добром добра не будет – только через зло!

    Попытка медленного чтения рассказа “Сон” (1904) Бориса Зайцева. Ну чем, смотрите, не воспевание вот этого и тут мига ("был четвертый час дня – в июне, при слегка . . .

31.12.2020
14:20

3 Соломон Воложин Что вы прочли в стихах – не то, что хотел сказать поэт, если вы знаток и если произведение – неприкладного искусства

    Вот – одно из стихотворений серии “Багряный пир зари”, которая была опубликована в журнале “Золотое руно” (№ 2, 1908) .

     

    Расстегни свои застежки и завязки развяжи.

    Тело, жаждущее боли, нестыдливо обнажи.

     

    Опусти к узорам темным отуманенный твой взор,

    Закраснейся, и засмейся, и ложися на ковёр.

     

    Чтобы тело без помехи долго, долго истязать,

    Надо руки, надо ноги крепко к кольцам привязать.

     

    Чтобы глупые соседи не пришли на нас смотреть,

    Надо окна занавесить, надо двери запереть.

     

    Чтобы воплей не услышал ни добряк, ни лицемер,

    Надо плотно оградиться глухотой немых портьер.

    Теперь обратите внимание, что лирическое “я” стихотворения (которое, кстати, не есть “я” автора, Сологуба, который бывал неоднократно и за ерунду жестоко бит мамой и сестрой и не только в детстве и который, выпуская серию стихов, подверг её "жесткой самоцензуре” – https://out-of-joint.livejournal.com/55199.html). Лирическое “я” – садист, считающий обычных людей, не садистов, а добряков или лицемеров, например, соседей, глупыми. У этого “я” есть один плюс: он правдиво описывает женщину, до степени жажды впавшую в любопытство от разговоров, что от побоев можно испытать сексуальное удовольствие. (В те – послереволюционные – годы определённые круги интеллигенции от общего настроения потерянности в такое любопытство впадало, что ярко проиллюстрировал Балабанов в фильме “Про уродов и людей” 1998-го, такой же потерянности, года.) Правдивость лирического “я” состоит в объективном описании психологических тонкостей жертвы бытовавшего поветрия: "Опусти к узорам темным отуманенный твой взор, / Закраснейся…”. – “Она” – знает, что это – извращение и стесняется. – Небезнадёжна по очень большому счёту.

    Так зачем Сологуб всё так в этом стихотворении сорганизовал?

    Затем, что вдохновлён на сочинение он был символистским идеалом спасения душ, схожим с пословицей: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. (На такое спасение душ очень негодовала, как я теперь понимаю, тогдашняя православная церковь. А теперешняя – тоже. Я это испытал на себе. Я когда-то решил узнать, каково отношение церкви к этой народной мудрости. Пошёл по попам. Оказалось, что им не всем разрешено разговаривать с мирянами на такие темы. Мне указали на одного, монаха в Свято-Успенском Патриаршем Одесском мужском монастыре, который имеет право и может ответить. Так я от его гнева еле ноги унёс. Он потребовал, чтоб я немедленно согласился креститься и покаяться.)

    То есть подсознательный идеал Сологуба “сказал” подсознанию читателя, как обладателю этого подсознания спастись в душевной муке, если та его мучит. Чуткого человека это должно озарить. Но чутких мало бывает. О чём я сужу хотя бы по статьям об этом стихе, которые разоблачают их авторов как нечутких к настоящей поэзии, то есть той, что вдохновляема подсознательным идеалом.

    27 ноября 2020 г.

30.12.2020
13:26

Какой Гитлер художник

    Я должен начать издалека. Моя дочка в школе плохо относилась к литературе. Кончала она школу уже при реставрации капитализма, то есть после гласности. Помнится, я . . .

29.12.2020
13:19

Результат разговоров с рисующим

    Рисующий – Святослав Котельников. Разговоры – по интернету. Есть вариант, что всё – закономерно. Тогда и случайности – тоже закономерны. И вот так случилось, . . .

27.12.2020
16:09

Опять эта из «Оборонсервиса», теперь уже академик РАХ

    Я об её стихотворения уже зубы ломал (см. тут). Жаловался, что нет учебников по признакам графомании. А с живописью ж совсем беда – там измов (примитивизм, . . .

26.12.2020
20:41

Рассуждение о Грозном – простое

    Уже не помню, когда это было… Возможно, когда актуальны были мысли Новодворской о целесообразности раздела России на множество государств…. Тележурналист . . .

26.12.2020
15:10

Железная логика во всём вокруг Навального

    Быть логичным не значит быть правым. Высказывание моего покойного товарища. Главный выгодополучатель от отравления Навального – компании, добывающие . . .

25.12.2020
14:16

Хотите посмеяться надо мной из-за Саврасова?

    Роясь в интернете, меня загипнотизировала такая картина. Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Я глянул, что написано под репродукцией – ого! – Знаменитое имя… Потом, . . .

24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100