TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.08.2022
19:15

Не любой прогресс – прогресс

    В 1912 году Александр Бенуа писал, что так много появилось знаменитостей, непосредственному чувству довольно широкой публики ничего не говорящих, что она часто . . .

03.08.2022
21:55

И называйте это натяжкой. Зато логично

    С Левитаном у меня тот случай, который даёт чувственную иллюстрацию того, что восприятие зрителем подсознательного идеала художника подсознанием возможно. Я, . . .

01.08.2022
09:01

Не хочу переставать дурью маяться

    Дурь это гордое хвастание умением "быть “более зрячим, чем когда-либо был человек” (Rilke R. M. Sдmtliche Werke: In 3 Bdn. Wiesbaden, 1957. Bd. 2. S. 10S.)” (Пестова . . .

31.07.2022
21:25

И ещё про Якова Кедми, влюблённого в Россию

    Вот с него и начнём: "Сначала по поводу этой ОДКБ. Ну трудно избавляться от наивности. Ну так вы и не избавляетесь от наивности. Вот часть стран ОДКБ – почти все – . . .

30.07.2022
09:06

Зануда спорит с Фаворским

    Судьба мне послала одну постояннодействующую клеветунью, так одной из её преувеличений относительно меня является моя халтурность: я не дочитываю-де разбираемый роман до конца или читаю его по диагонали, я не смотрю больше репродукций художника, чем то число, какое я поместил в свою статью о нём. А зерно истины в этой клевете есть. Это принцип, почерпнутый мною у великого методиста литературоведа Гуковского: не надо выпивать море, достаточно одной капли, чтоб узнать его вкус. Так устроено органическое единство (не является ль оно синонимом понятия эстетическая ценность?): pars pro toto – часть для целого. Гуковский же предлагал для синтеза целого ограничиваться анализом только характерных деталей. А как разделить характерное от нехарактерного? – Гуковский умолчал. Чутьё, понимай. В общем – холизм (частности происходят из целого), противостоящий редукционизму, свирепствующему последние века в науке. В соответствии с ним я практикую объявление читателю статьи угадки о художественном смысле романа до моего прочтения его до конца (при параллельном писании статьи и чтении романа). Подтверждение угадки при дочитывании до конца я представляю как доказательство верности угадки. Может, в этом есть лукавство перед собой и читателем, но я не хочу это додумывать.

    Так вот я начинаю читать статью Фаворского и предполагаю, что его метровый, так сказать, разбег кончится миллиметровым ударом:

    "Когда говорят о Джотто, то очень часто приходится слышать о его технических недостатках в изображении пространства,

    которые мы должны ему извинить, чтобы затем, отделив эту неудовлетворяющую нас оболочку, наслаждаться без помехи душой его живописи…

    Как мне кажется, мы здесь видим оценку (иногда скрытую, иногда явную), с точки зрения нашего искусства” (http://www.velikanov.ru/lib/%D0%A4%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf).

    Я уже почерпнул с подачи Дворжака (см. тут), но не по нему, что успех Джотто у публики состоял в общении подсознаний автора и восприемников, что неосознаваемым содержанием этого общения был общий для них подсознательный идеал – соединение несоединимого: высокого и низкого. Ни Дворжак, ни Фаворский категорией “подсознательный идеал” не оперировали. Одного этого мне хватает для скепсиса к словам Фаворского.

    Дворжак, как невольный и неосознающий формалист, считал другую общность автора и восприемников приведшей Джотто к популярности у восприемников – фантазию (как нечто равноправное природе и религии). (В картине “Встреча у Золотых Ворот” темой фантазии был образ высокого в “текстовой” неподвижности огромных Ворот и в стоянии чёрной фигуры, выделяющейся своей чернотой изо всего.)

    Джотто. Встреча у Золотых Ворот. 1304-1306. Фреска.

    А что Фаворский предложил у Джотто видеть как ценность, ощутимую в его, Джотто, время? – Первый заход Фаворского: "цельность обобщения пространственного” (Там же).

    Это не понятно. Фаворский понимает и делает второй заход:

    "…круглота является как бы чувственным материалом, который чем будет острее восприниматься [тем пространство кажется активнее]" (Там же). Активность нужна для выражения религиозного переживания размерного исчезновения человека перед Богом, перед Его трансцедентным пространством, например (пример выбрал Фаворский), в микеланджеловском “Страшном суде”, что достигнуто увеличением человеческих фигур по мере поднимания взгляда зрителя вверх. (Микеланджело в ярости на безнравственность католической церкви и ходящего под её управлением народа, что выражено мясистостью фигур, за что и насылает он на всех, а не только на признанных грешниками, активное трансцендентное пространство.)

    "Что же мы видим? Мы видим, что плоскость соблюдена, а с другой стороны, достигнута возможность изобразить не отодвинутое от нас до спокойного зрения пространство, а пространство, как бы окружающее нас, обнимающее нас с трех сторон” (Там же).

    То есть активное (преодолевая косноязычие Фаворского). По очень плохой традиции называемое обратной перспективой.

    Что мы и видим в разбираемой фреске Джотто в месте, где есть увеличение роста людей, чем они стоят глубже.

    Но разве это место восторгало зрителей?

    "…величайшее новшество заключалось в композиционном принципе, положенном Джотто в основу каждого своего изображения… он [Джотто] изображает так, словно оно [действие] происходит у него перед глазами на некой сценической площадке” (Дворжак. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. М., 1978. С. 15).

    А ошеломительность такого нововведения вполне можно представить, глядя на современные Джотто многофигурные вещи.

    Поругание Христа. Фрагмент горизонтальной перекладины креста. Италия. Венеция; XIII в.

    17 мая 2022 г.

29.07.2022
10:05

Безвыходное положение и у приемлющих украинские фейки, и у неприемлющих Малевича, Поллока и Ротко

    Вчера у меня был интересный опыт души… Вообще, - вы заметили, читатель? – что я почти все статьи начинаю с себя. Это потому, что они есть результат прислушивания к . . .

26.07.2022
14:54

Всё плохо, и это есть обычность

    Непризнанность в мире учёных позволяет мне не бояться за свой авторитет и делать рискованные суждения (а кто не рискует, тот не пьёт шампанское). Одно из таких . . .

26.07.2022
09:34

Что можно сказать против похвальных слов Бродского о Высоцком

    Вот эти слова: "Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, . . .

23.07.2022
13:18

Рабочий муравей

    Это я о себе. Стал читать о новом для меня художнике, Арсении Семёнове, и как-то ударили по сознанию слова: “Ленинградская школа живописи”. Даже расшифровка дана . . .

21.07.2022
10:16

Из пальца сосал?

    Мне фамилия художника Андрияка казалось знакомой. Я полез искать, не писал ли я о нём. Оказалось, что писал, но ещё не опубликовано. Перечитал. Раскритиковал я там . . .

20.07.2022
14:02

Неужели открытие?!.

    Одно колоссальное наблюдение я за собой числю: что на картине А. Иванова “Явление Христа народу” никто Христа не видит. Теперь у меня появилось подозрение, что . . .

19.07.2022
18:08

И опять… Как пластинку заело

    И опять мне служба рекомендации подсунули дзеновскую горе-искусствоведшу. Она выдала россыпь картин Моне, только одна из которых была привязана к тексту. И . . .

17.07.2022
10:08

Ну-ка! Ещё раз на засыпку…

    Только что у меня был удачный опыт похвалы произведениям прикладного искусства. За экстраординарность. И как-то так случилось, что из-за этого мне захотелось . . .

15.07.2022
23:31

Про издевательство над плакатом «Родина-мать зовёт!»

    Сам объект издевательства, если кто не знает – вот. Тоидзе. Родина-мать зовёт! 1941. Прочитав, что солдаты, отступая из города, срывали этот плакат и уносили с собой, . . .

14.07.2022
23:11

Если быть принципиальным в канун 9 мая

    Речь пойдёт о прикладном искусстве, то есть об искусстве второго сорта, если первым сортом считать неприкладное, рождаемое подсознательным идеалом и у . . .

13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил: "Только скользящие по . . .

12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются. Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих . . .

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100