TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.01.2024
23:07

Может, дурновкусие, но мне нравится

    И я нашёл слова – Пушкина – которые соответствуют, по-моему, этой картине. Быков. Родина. 1973. "Нет сомнения, что схизма (разделение церквей) отъединила нас от . . .

09.01.2024
21:00

Как трудно ловить высококультурных предателей России на передёргах

    Я с 2012 года на своём сайте в тетради “Дневник” коллекционирую личные и железные разоблачения разных известных людей и организаций, когда они врут. Но с началом . . .

05.01.2024
22:34

Миг – и этого больше никогда не будет…

    Я смутно мучаюсь. У меня раз за разом получилось, вот, что ницшеанство – это дорога русских творцов к предательству России. Гребенщиков, Макаревич – ницшеанцы… . . .

03.01.2024
19:23

Кто Маяковского перегрязнит*: Филатьев или я?

    Оба – истины ради! Исходные позиции. Филатьев ненавистник Великой Октябрьской революции. Считает Маяковского её подпевалой, замаравшим себя работой с ГПУ и… с . . .

03.01.2024
12:11

Задача искать корни предательства России взывает… (Продолжение)

    Ну что поделать? Мне пока не удаётся добраться до самой-самой глубины. Попробую подойти с абстрактной стороны. Ведь искусствоведам не может быть не известно, что . . .

02.01.2024
22:20

Задача искать корни предательства России взывает…

    Взывает к копанию на большой глубине психики. Там, где сходятся крайности. Ницшеанство в искусстве я открыл для себя случайно (в СССР же оно замалчивалось; но не . . .

31.12.2023
20:06

Не одолевает ли меня предателемания?

    Взявшись искать корни предательства России некоторыми деятелями культуры я рискую впасть в перегибы. Похоже, что первый – в предыдущей статье. Я бодрый голос . . .

29.12.2023
22:55

Бедная Пересильд

    Вот, что она сказала о фильме “Вызов” (2023): "Для чего? – Чтобы прийти туда с чистым сердцем и совершить это космическое путешествие с нами. Действительно есть . . .

23.12.2023
20:53

Предатели России оставляют всё же русский след

    Он состоит в нечестности. А та – от неглубокого вживания в ценности нерусские, в западные, в исключительность, высшее положение относительно других людей . . .

20.12.2023
14:32

Фильм от Пригожина

    Пригожин в числе 5-ти продюсеров. Я о фильме услышал из ролика, который мне предложила лента при поисковике, среди такого текста: "ЧВК “Вагнер” никакая не . . .

18.12.2023
15:40

Продолжение предыдущей грустной статьи

     

    Вот с этим стану спорить:

    ""Мои работы просты [пишет Тимур Новиков] – они не загружены информацией, - отдых - вот, что я стараюсь дать зрителю… (Этот текст был написан в 1989 году для персональной выставки Новикова в Финляндии.)

    А теперь – вот что:

     

    Горизонт на бугре

    не проронит о бегстве ни слова.

    И порой на заре –

    ни клочка от былого.

    Предъявляя транзит,

    только вечер вчерашний

    торопливо скользит

    над скворешней, над пашней.

    Это – отрывок из стихотворения Иосифа Бродского, написанного в 1964 году. И оно здесь (и в книге "Горизонты") не случайно. Дело в том, что 17 сентября 1993 года в Амстердаме, после открытия выставки "Ретроспектива", состоялась (не первая) встреча поэта Иосифа Бродского и художника Тимура Новикова, которая в некоторых источниках носит название "Человек есть то, что он видит". И в этой беседе два определяющих для ленинградской культуры (здесь я пишу именно о ленинградской культуре, культура страны или мира – штука более сложная и для меня не очень постижимая) человека обнаружили удивительное взаимопонимание. Вот, например, небольшой отрывок этой беседы:

    Иосиф Бродский: <…> Ваш город, стоящий на краю воды, как Нарцисс, устремлен в самосозерцание. Вы, внимательно вглядывающийся в него, не могли не заметить все те прекрасные архитектурные формы, которые наполняют его горизонт. Все значительные творцы, жившие в этом городе - от Ломоносова и Баратынского и до Мандельштама и Ахматовой - всегда неминуемо обращались к классицизму. Город заставляет заботиться о форме"” (Евгений Коган. https://dodopress.ru/lobster/2015-09-02/).

    Хвала формализму. И автор присоединяет к ней, хвале, Бродского с этим, мол, стихотворением:

     

    Дни бегут надо мной,

    словно тучи над лесом,

    у него за спиной

    сбившись стадом белесым.

    И, застыв над ручьем,

    без мычанья и звона,

    налегают плечом

    на ограду загона.

    .

    Горизонт на бугре

    не проронит о бегстве ни слова.

    И порой на заре —

    ни клочка от былого.

    Предъявляя транзит,

    только вечер вчерашний

    торопливо скользит

    над скворешней, над пашней.

    1964

    А Бродский не формалист в творчестве, он им может быть только вне его, что и доказывается скрытым смыслом (а не чеканной формой) данного стихотворения.

    Мне его расшифровать и легко, и трудно. – Легко, потому что я знаю тот пафос, каким был движим Бродский, может, и с самого начала своего творчества, знаю по собственным разборам массы его произведений. Пафос этот – подсознательный и, если одним словом – ницшеанство. Большим числом слов: бегство из непереносимой скуки Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. – А трудно это конкретно в данном стихотворении расшифровать, потому что вообще расшифровывать принципиально трудно. Каждый раз применятся свой язык для конкретного произведения. И при первой встрече с ним сразу попадаешь в тупик.

    Здесь это чеканность, зримость, как бы вечность, открывшейся глазу какого-то уголка какой-то деревни, словно картины, что показывает вечно одно и то же. (Это, наверно, деревня Норенская, куда в том, 1964, году Бродский был из Ленинграда сослан за, мол, тунеядство.) И эта как бы вечность – образ иной вечности, иномирной, что была его подсознательным идеалом.

    И о чём стихи?

    Ничто не вечно под луною… И это скучно. Но это мало что переиначенные слова “Экклезиаста”, главное – они выдернуты. Их написал царь Соломон в плохое время и вполне искренне, но… Для того, чтоб в итоге всё же к Богу прийти, что на том свете. А выдернутые, они – чтоб пойти против Бога и прийти к метафизическому иномирию.

    Плохое что-то застал и Бродский (в предыдущем году у него был разрыв с Марианной Басмановой, вызволение из психушки, куда его спрятали было от гонений властей, но он чувствовал, что там сойдёт-таки с ума, попытка самоубийства через несколько дней после выхода из больницы). Потому он так ТАК разочаровался во всего-навсего преходящести, "словно тучи над лесом”, вне зависимости от того, "бегут” ли они или приостановятся, "застыв”. ТАК разочаровавшемуся ничто не мило на Этом свете, даже "горизонт”, хоть он и вечен и "не проронит [об изменчивости] ни слова”. Он – во времени, и этого хватает, чтоб и его отвергать, как и само время, которое "торопливо скользит”. Какое презрение в этом "торопливо”… Какое оно тутошнее…

    Ужас же – вжиться в ТАКОЕ разочарование!

    А этот Евгений Коган что плетёт?

    Хоть в привлечённых им словах: ""Человек есть то, что он видит"”, - можно почуять, что видеть человек со вкусом может в художественном произведении не то, во что упрутся его глаза.

    10 апреля 2023 г.

17.12.2023
15:08

Боже! Как это грустно…

    Видеть полную несостоятельность искусствоведов. И – только из-за того, что им неведома теория художественности по Выготскому, следствие из которой, что художник . . .

02.12.2023
18:35

Только ли прикол? (Против формализма Елизаветы Лихачёвой)

    "…Борромини предъявляет свои главные качества как архитектора: безупречное владение приёмами, позволяющими обмануть законы человеческого восприятия… и, . . .

01.12.2023
16:57

Ей богу, что-то брезжит насчёт национальной идеи

    Наталкивают страдающие за Россию её предатели, побежавшие вон от её централизма в менталитете из-за начавшейся СВО на Украине. А теперь вот, смотрите какой . . .

30.11.2023
14:49

Почему это не порнография

    Герда Вегенер. Сатир и нимфа. Из серии “Удовольствия Эроса”. 1917. Гравюра. Потому что элементы гравюры более или менее хорошо укладываются в формулу . . .

17.11.2023
23:38

«…плохая попытка поставить "советское" кино»

    Это слова из одного отклика на сериал “Заполярный вальс” (2023) Герчикова. Аж завидно, что я теперь буду не первый, кто станет писать про “советское”. Оно мне . . .

11.11.2023
15:10

Поэтесса Татьяна Вольткая и искусственный интеллект дзена

    Общее между ними в том, что оба умеют делать ошибки. Но в дзене на ИИ можно пожаловаться в администрацию (у меня был случай), и там разобрались и вернули статью из . . .

08.11.2023
21:53

Не оставляет меня беспокойство о предательнице России Вольтской

    Я уже два стихотворения её разобрал. Получилось, что они оба – прикладное искусство (т.е. второсортное, как по мне, ибо не неприкладное, выразившее ЧТО-ТО, словами . . .

07.11.2023
12:57

Сходство и различие азовцев и вагнеровцев

    Я грешен. Не имея официального образования, искусствоведческого или литературоведческого, я посмел принять за верные несколько теорий. Хуже того. Я их подправил . . .

06.11.2023
22:27

Украинский промах

    Про детей из детских домов, вывезенных из Украины из зоны военных действий в Россию. "Львова-Белова: …Много моментов, связанных с образованием. Потому что . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100