Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
18.09.2024 |
|
15.09.2024 |
Предчувствие победы угнетённых
|
14.09.2024 |
|
12.09.2024 |
Сколько там лет со дня смерти Высоцкого? – 43 года
|
11.09.2024 |
И опять, и опять: фальшь нового Городницкого
|
07.09.2024 |
|
06.09.2024 |
Истерика против поверхностности
|
05.09.2024 |
|
04.09.2024 |
|
03.09.2024 |
И всё-таки неискренность у Городницкого
|
02.09.2024 |
|
31.08.2024 |
Поздравьте меня: я наткнулся на привлечение Выготского при обсуждении произведения искусства
|
29.08.2024 |
Заблуждение всемирно-исторического масштаба
|
28.08.2024 |
Сентиментальный фашизм-футуризм
|
27.08.2024 |
|
26.08.2024 |
|
25.08.2024 |
|
24.08.2024 |
Почему поэтически* не сфальшивил Городницкий
|
23.08.2024 |
Бзик
Из-за одного экстравагантно себя ведущего комментатора я чуть было не впал в натяжку относительно художника Виктора Попкова. Он мне сумел внушить, что вот в этой картине Попков. В выходные. 1958. левую руку центрального лыжника должны б пересекать тени от двух деревьев, а пересекает только тень от одного. От других его наседаний я отбился. Солнечное пятно в центре обширной тени на насыпи я объяснил ему тем, что это высокая кочка на в тени находящейся гладкой железнодорожной насыпи, - настолько высокая, что аж попала под солнечное освещение. Отсутствие тени от довольно густого паровозного дыма я объяснил ему тем, что та просто нам не видна, ибо находится глубже и заслонена от нас пригорком переднего плана. То же – с отсутствием уменьшенной по высоте – относительно вагонов – тенью от низкой и пустой платформы. Потом-потом я сообразил, что и две (вместо одной) тени на руке тоже можно объяснить: просто эти тени слились в одну. Все ж тени расположены, в общем, веерообразно. Вот во исполнение этой веерообразности тени от тех двух деревьев и слились в одну. Но вообще, Попков не утруждал себя придерживаться школьной перспективы. Размашисто писал. Для подчёркивания этой размашистости он перспективу везде поднарушил. Великоват лыжник, взбирающийся на железнодорожную насыпь. Больно уж хаотичны балки железнодорожного моста. Но к слиянию двух теней деревьев я пришёл после провала поиска по другим картинам раннего Попкова подобного хулиганства с перспективой и сомнительностью с тенями и светом. А что я хотел нагородить, если б нашёл? – Не постесняюсь и опишу. Оптимизм этой картины безусловен. Дата – 1958 – год после начала Хрущёвым политики децентрализации управления хозяйством. Перешли от всесоюзного отраслевого управления (центрального) к территориальному, к совнархозам. Идея – великая: начать приближение к управлению хозяйством самих работающих в хозяйстве. К местному самоуправлению! К тому, что – смутно чуялось – и было настоящим социализмом. От которого, ради централизации, пришлось отказаться ещё в 1918 году из-за начавшейся гражданской войны (а потом была угроза новой войны, а потом – сама новая война, а потом – ядерная угроза). И только, мол, с обретением атомной бомбы можно стало вернуться к перспективе настоящего социализма, т.е. с отмирающим государством. Когда совсем отомрёт – настанет коммунизм. А пока, думалось, на местах виднее, как маневрировать. Из центра не так хорошо видно. Нарушения перспективы и игры сомнительностью теней и световых пятен я счёл образами недосмотров за хозяйством из центра. Не от ума придуманными образами, а невольно получившимися, от размашистости и оптимизма из-за добродушности поведения центра, делящегося своей властью с народом, - от идеи, не доходящей до сознания художника, а из-за подсознательного идеала настоящего социализма прорывающаяся в “текст” произведения. И всё б совпадало! Странности натурокорёжения – от подсознательного идеала… Да вот не было в других картинах именно такого (с тенями и светом) натурокорёжения. Оно было самое разнообразное, но не с тенями. Оно было в фантастических оттенках цвета всего окружающего. В ярких обложках книжек на фоне общей слякоти и послевоенной бедности повсеместной. Я приблизительно тогда и стал интересоваться научно-популярной литературой, дешевейшими брошюрами серии “Библиотека солдата и матроса” и стал самостоятельно духовно расти. Попков. Продают лимоны. 1950-е. В кажущейся яркой голубизной серости неба между облаками. Попков. На железной дороге. 1958. В ослепительно голубой покраске какого-то сарая. Попков. Москва. Морозное утро. 1959. В неожиданно зелёном оттенке неба безоблачного зимнего дня. Попков. Улица в Переславле-Залесском. 1961-1962. В светозарности всего-всего. Попков. Большой театр в строительных лесах. 1959. Та же светозарность. Попков. Новый дом готов. 1961. А тут откровенно синий обрыв в тени. Попков. На работу. 1961. Или эта нарочитая декоративная скупость однотонных только что вылезших из почек листочков какого-то жалкого дерева, как-то выросшего в депо. И, как прозреваемая противоположность – сила чувств любви, какие пробудит весна. Попков. Весна в депо. 1958. Подсознательный идеал Попкова стал типа повторяющегося в веках Высокого Возрождения: гармония низкого и высокого. Эта железность паровоза и любовь. Эта мощь природы и любовь. Это грязное рабочее настоящее и лучезарное душевное будущее. Попков в глубине души поверил Хрущёву. А потом что-то* провалилось. Но там уже другой Попков. 12 июля 2023 г. * - А то и провалилось, что не с самого низа Хрущёв начал децентрализацию. Это был МОЛ настоящий социализм, а не просто настоящий. И вообще, из сегодня глядя, рано было отказываться от децентрализации при наличии органически неприемлющего даже и не то, чтоб любой социализм, а просто иную (российскую) цивилизацию Запада.23.08.2024.
|
22.08.2024 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"