TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.09.2024
10:54

Хватаюсь за соломинку

    - Вы мне выглядите как человек, по неведению открывший математический анализ через 350 лет после Ньютона. Зам. директора Одесского музея западного и восточного . . .

15.09.2024
16:55

Предчувствие победы угнетённых

    Да простится мне, если я где-то натяну… А я не нашёл достойную репродукцию, при которой написаны были пронзительные слова: "Критик о контррельефе “Ночная . . .

14.09.2024
12:27

Я какой-то выродок?

    Плачу, понимаете, над стихотворением и главное, что мне надо – понять какие элементы этого стихотворения сложились в противочувствия по теории художественности . . .

12.09.2024
19:20

Сколько там лет со дня смерти Высоцкого? – 43 года

    Мне пришла в голову дикая мысль: а как там, на Украине, Высоцкому? – Я спросил Яндекс: “Володимир Висоцький в Україні тепер”, - получил его перевод: Адже правда, . . .

11.09.2024
12:21

И опять, и опять: фальшь нового Городницкого

    Мне возразил один… Статьёй, на несколько месяцев опередившей мои две (см. тут и тут), где я Городницкого упрекаю как поэта: только, мол, от неискренности . . .

07.09.2024
20:40

Бедная Украина

    Как кто, а я чувствую обязанность просматривать стихи о войне на Украине. Вот спросил ЯНДЕКЕС: "(горькие | пронзительные | трогательные) стихи про войну на . . .

06.09.2024
20:28

Истерика против поверхностности

    Истерика – моя, поверхностность – кинорежиссёров Дмитрия Томашпольского и Алёны Демьянченко. Фильм – “Маяковский. Два дня” (2011 – 2013). Маяковский как поэт . . .

05.09.2024
10:46

Зачем именно сказка?

    Затем, что только в сказке добро побеждает зло. А в действительности – не так. Потому и нужно дистанцироваться, выбирая жанр сказки для Мальчиша-Кибальчиша, и . . .

04.09.2024
20:36

Пименов импрессионист, мол

    Сухо. Формулой идеостиля “импрессионизм” является хвала абы какой жизни. – Подставляем элементы картин Пименова в эту формулу. Я нарочно не использую . . .

03.09.2024
18:32

И всё-таки неискренность у Городницкого

    Городницкий впал в русофобию. Я его на этом поймал в одном нюансе песни. И получил возражение, дескать, послушай “Севастополь останется русским” (2007). И вот я . . .

02.09.2024
21:46

Сила догмы

    Я себе взял за догму мною же придуманную идею, что футуристы – вследствие своей неискоренимой человечности – полуосознавая, что при любимом ими прогрессе . . .

31.08.2024
15:04

Поздравьте меня: я наткнулся на привлечение Выготского при обсуждении произведения искусства

      Те, кто меня много читал, знают, что я сам дзен-канал устроил для пропаганды теории художественности по Выготскому, которую практически никто из учёных не . . .

29.08.2024
17:30

Заблуждение всемирно-исторического масштаба

    Оно произошло в области границы 19 и 20 столетий. И не осознанно до сих пор. Не осознанно из-за того, что наука об искусстве не приняла в работу теорию . . .

28.08.2024
08:35

Сентиментальный фашизм-футуризм

    У меня однажды родилась мысль, и я не хочу от неё отказываться. Она базируется на отрывке из “Войны и мира”, как толпа в Москве, подлежащей сдаче Наполеону без . . .

27.08.2024
20:30

Что такое трудное чтение

    Это когда простота фраз кажущаяся, ибо требует для понимания "сложнейших подразумеваний, богатства внетекстовых культурных связей” (Лотман . . .

26.08.2024
19:15

Абстрореализм

     

    Когда-то, когда-то я, бывало, натыкался на живописное произведение (обязательно это бывало на выставках и чаще всего – одно на всю выставку), оно во мне порождало мыслечувства, я на каком-нибудь клочке бумаги записывал, что видят мои глаза, а потом, дома (или там где я тогда жил, иногда даже на борту самолёта), я объединял выражение мыслечувств словами с записями на клочке и… Получалась естественно происшедшая заметка. Я её переписывал в книгоподобный блокнот. И так жил. Без мук.

    Теперь же у меня не жизнь, а почти сплошная мука: о чём писать. Хорошо, если напорюсь на большую и умную искусствоведческую книгу. Согласиться с автором (авторами) почти никогда не выходит (слишком оригинальным оказался результат моего самообразования), и я имею счастье эпистолярно спорить по многим-многим поводам неделями и месяцами, если книга толстая. Но это счастье случается редко. И я мучаюсь бестемьем. И одним из последних спасений для меня является спор с кем-нибудь из горе-искюсствоведов, подвизавшихся на дзен-портале ублажать своих посетителей красивыми картинками. Есть среди них одна особенно остервенелая на меня врагиня… То ли за слишком наглядную демонстрацию, что она не умеет анализировать живопись, то ли за то, что я делаю далёкий политический вывод, что она своими (пусть и переписанными из интернета) пустыми словами при репродукциях оболванивает россиян, и тем готовит их к очередному, после 1991 года, предательству родины, - она особенно остервенилась… Но беда в том, что мне что-то всё меньше удаётся с нею спорить.

    Вот она переписала откуда-то о художнике Мгере Чатиняне слова: "Реализм, близкий к абстракции”. Я возмутился. Полез во всё знающий интернет. И нашёл толковую статью о нём. Особенно мне понравилась такая сентенция:

    "Реакция на цвет молниеносна. К моменту “включения логических действий” человек уже загружен полностью: восприятие сюжета диктуется положительной или отрицательной окраской произведения для данного индивида [имеется, наверно, в виду, что у людей имеются любимые и непереносимые цвета], в свое время зависящей от выбранной художником палитры и сочетаний тонов. Абстракционизм в чистом виде (В. Кандинский, Дж. Поллок) не случайно отрицает форму и, как следствие, сюжет – все равно вторично. Однако в таком случае предел эмоциональной насыщенности наступает гораздо раньше, чем при вынужденном отвлечении мозга на обдумывание (выстраивание логических цепочек) реально изображенных сцен и предметов на холсте. Именно отсюда проистекает “подсознательный отказ” части общества от абстрактного искусства: “Непонятно - неинтересно”. Не “неинтересно”. Просто люди с низким пределом эмоционального восприятия быстро утомляются и теряют возможность вообще что-либо воспринимать” (Ольга Мочалова. https://www.livemaster.ru/topic/131967-realizm-8211-abstrorealizm-8211-substazii-problemy-psihologicheskogo-iskusstva).

    Я раз застукал себя на преодолении предела этой "эмоциональной насыщенности” от картины Поллока. Меня озарило, что в этом хаосе, что был у меня перед глазами есть закономерность! И она называется словом “разнообразие”. У меня появилось, ЧТО с ЧЕМ сравнивать на этой картине и проверять: это повторение или опять нет. И раз за разом оказывалось, что опять нет.

    Нет, представьте: у меня оказалось ЧТО рассматривать, во ЧТО всматриваться в… абстрактной картине!!

    Это, как… Я на всю жизнь запомнил…

    Это было в Ленинграде, в выставочных залах Союза художников, в 1961 году. (А я ж был тёмный провинциал, только принявшийся за искусствоведческое самообразование.) Имел обыкновение педантично прочитывать автора и название под каждым висящим произведением. А их уйма. Я устал. И вот проходил мимо одного – какая-то каша мазков – не задержавшись для чтения, а лишь бросив взгляд мимоходом. И!!! Боже! Это ж знакомое место! Ай-Петри вверху, в внизу – каша тел на пляже, а пляж – каша из гальки. – Я вернулся и остановился. Прочёл. “Ай-Петри”. Я – на холст. Там – ничего, кроме каши мазков. Я – уходить. Мельком оглянулся – опять “Ай-Петри”!..

    Восторгу моему не было предела, красно говоря.

    Каша ярких мазков, видно, мгновенно переполнила край моей "эмоциональной насыщенности”: мол, суета и суета сует. И я решил было пройти мимо этой суеты. А оказалось, что это – Счастье суеты выражено. (Как я теперь проверяю впечатление выведенной мною словесной формулой импрессионизма: “Хвала абы какой жизни”. Абы какая жизнь – это суета этих куч кальки, теснящихся в неудобстве тел, дрожание жаркого до нестерпимости воздуха раскалённого Крыма. А хвала – эта яркость красок.)

    Так вот эта Ольга Мочалова, которую я процитировал, ничтоже сумняшеся, объясняет, что хорошего будет, если добавить в реализм абстракционизма:

    "Целый день биться над математическими задачами может только преданный науке ученый, фанат логики. Но мы же не все такие. Мы просто люди. Нам хочется, чтобы были и чувства и расчет, желательно в приемлемых пропорциях. Очевидность вызвала необходимость: объединение графики (логического начала), живописи (эмоций) и абстрактной неопределенности объема (сиюминутного состояния) на одном холсте… К чему это? Да чтобы “смутить” наше надрывающееся сознание на некоторое время. Отвлечь его и от чувств, и от размышлений. Сбить, переключить. Знаете, как иногда бывает? Думали о чем-то определенном - потом провал. Вроде были мысли, но какие, о чем – никак не вспомнишь. Были, но не были” (Там же).

    Ради того абстрореализм, чтоб балдеть!

    Понимаете!

    Откровенно!

    Вот что, наверно, удовлетворяет так называемое клиповое мышление нынешней молодёжи, не способной ни на чём сосредоточиться.

    Не прикровенно, как моя врагиня:

    "…за красочностью скрывается внутренняя жизнь изображаемого: природы, города, моделей”.

    Глубина-де. (Только почему-то не раскрыто, в чём.)

    Ан нет. Разоблачена, вот.

    Чатинян. Цветочное поле. 2017. Холст масло.

    Чатинян. Пейзаж в Ахпате. 2020. Холст, масло.

    Чатинян. Стога. 2017.

    Чатинян. Моя Родина. 2017.

    16 июля 2023 г.

25.08.2024
22:15

Какие чудеса творит любовь…

    20 лет и 20 дней прошло со дня смерти моей жены, Наташи. А на меня вчера накатило пленительное чувство активной любви к ней. Отчего? Просто оттого, что в дзен-ленте . . .

24.08.2024
17:40

Почему поэтически* не сфальшивил Городницкий

    Я хочу поговорить о мощном проукраинском видео “Александр Городницкий. Часть 3. Война” Как видите, на заставке Украина с Крымом, с Донбассом, Запорожьем и . . .

23.08.2024
09:44

Бзик

    Из-за одного экстравагантно себя ведущего комментатора я чуть было не впал в натяжку относительно художника Виктора Попкова. Он мне сумел внушить, что вот в этой . . .

22.08.2024
10:56

Невысоцкий

    "Эти люди поставили перед собой задачу уничтожить свою страну и делали это не просто осознанно, но и с энергией, азартом и изобретательностью. Вы понимаете, что . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100