TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.11.2024
21:33

Проследим за логикой искусствоведа

    Он, Попов, Алексей Валентинович, рассуждает о таком портрете: Угаров. Портрет композитора А.П. Петрова. 1971. И пользуется сравнением с такими картинами: Салахов . . .

14.11.2024
21:30

Продолжение уныния с Чеховым

    Кто читал начало (тут), знает, что уныние – от беспомощности некоего Катаева адекватно понимать произведения Чехова. И это в довольно свежей книге “К пониманию . . .

08.11.2024
18:50

Наверно, не попала под репрессии картина

    Я устал от политических коннотаций своих последних статей. И… Старый способ: иду на ненавистный – за обслуживание балдёжа перед репродукциями картин – канал . . .

07.11.2024
21:08

Моя китайская месть Губерману

    Месть простая. (Смейтесь, если хотите.) Я ж считаю что человечество когда-нибудь примет моё предложение резко отличать от произведений неприкладного искусства . . .

06.11.2024
15:04

Как «Антифейк» Первого канала не смог искусствоведчески побороться с измышлениями украинских националистов

    Что врут на Украине? "Украинец, ставший одним из лучших художников XIX века . Его привыкли называть русским художником, значительно умаляя влияние Украины. Это . . .

04.11.2024
21:21

Мой провал

    Озаглавил после того, как написал до конца. Я пишу для рафинированных любителей искусства. А в России – разделение людей: на Уралвагонзавод и креативный класс . . .

02.11.2024
19:25

Терпит ли крах моя угадка, что антисоветизм – та точка,из которой произросли теперешние предатели

    Антисоветчики в СССР были правые и левые. Левые считали социализм лжесоциализмом и дорогой к реставрации капитализма в качестве ужаса, правые – в качестве . . .

01.11.2024
15:56

Совсем уж недостойное поведение Городницого в 2016 году

    Я немного обижен на мою маму. Когда она умерла, на её лице застыла горькой складкой губ обида. Она в 73 года умерла. Могла б, может, и дольше прожить, если б медицина . . .

29.10.2024
21:46

Не о чём писать, вот и пишу о Чехове, хоть полсотни раз о нём уже писал

      Попалась книга о чеховских произведениях – Катаев. “К пониманию Чехова” (2018). Одной страницей - https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19. "Если "Чайка" - это пародия на . . .

28.10.2024
21:29

Академизм – это стабильность

     

    Началось… В России перейдут к 36-часовой рабочей неделе. Искусственный интеллект и роботы скоро вытеснят людей из работы, и надо усиленно готовиться к переходу в коммунистическое самосовершенствование – в жизнь преимущественно в искусстве. Чтоб не впасть в вырождение-балдение. То есть, в частности, надо особенно жёстко бороться с балдением перед известными картинами.

    Есть такой канал “Живопись” на дзен-портале. Оттуда я время от времени черпаю энергию сопротивления балдению. На этот раз авторесса оставила без разбора известнейшую картину К. Маковского.

    К. Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872. Холст, масло.

    Ну а чтоб не балдеть перед картиной, надо знать дух времени, когда она написана.

    "1863 год стал последним годом первой революционной ситуации… [Но она породила передвижничество, захватившее в чём-то и К. Маковского] Спад движения c 1864 до 1868 г…. Началом подъема явились студенческие волнения зимой 1868—1869 гг., а далее он неуклонно из года в год нарастал, пока к 1879 г. в стране не сложилась вторая революционная ситуация” (https://scepsis.net/library/id_1609.html).

    То есть в 70-х годах должно было начаться и охранительное движение. Его выражал академизм: всё должно быть, как века назад.

    "Маковский… с середины 1870-х годов перешел к академизму” (https://megabook.ru/article/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%20%D0%95%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87?ysclid=ll6eb8ggut536461797).

    Можно думать, что тенденцией перехода к академизму явилась и разбираемая картина 1972 года.

    Академизм – это "направление, которое отличает сдержанность в цветовых решениях” (https://present5.com/akademizm-v-russkoj-zhivopisi-vo-vtoroj/).

    Каким несдержанным в цветовом отношении был когда-то К. Маковский видим тут:

    К. Маковский. Автопортрет (фрагмент). 1860.

    "Для академической живописи характерна эстетизация персонажей и их окружения… идеализация, а не передача характера и портретного сходства” (Там же).

    Видно это в детях? – Видно: какие они упитанные да розовые! Эти пухленькие ручки мальчика… И какие красивые оба! Особенно девочка.

    И – академическая сдержанность и в выражениях их лиц. – Гроза ж на носу. Страшно ж. Девочка ведь уже довольно большая. Знать должна, что в поле и убить может молнией. А что у неё на лице? – Тревожная прикидка, успеет она добежать или намокнут они. А мальчику и вовсе уже хорошо: он же прижался к сестре – всё.

    А девочка – как ни красива, но какой-то общей красотой, без запоминающейся характерности.

    Ну и "гладкость мазка, тщательная, вплоть до натурализма, проработка деталей” (Там же).

    Смотрите:

    у подосиновика чёрные чёрточки на ножке, у репейника видна фиолетовая опушка цветка, у кашки и лисьего хвоста чуть не каждый цветочек отдельно нарисован, на ступне каждый ноготок виден. А небо и вовсе, как живое: движется – впечатление такое.

    Артистичность (выражение через наоборот) на высшем уровне: ветер, гроза, страх выражают… идеал социальной стабильности.

    Из-за этого противоречия, наверно, картина так популярна. Это же странно – противоречие, даже если его сознанием и не воспринимаешь.

    11 августа 2023 г.

28.10.2024
20:27

Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого!

    "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет космополитизма”. Я начну издалека для разгона. На излёте первой . . .

19.10.2024
20:05

С точки зрения имеющего политический темперамент

    Обжёгшись в молодости на головокружительных красавицах, я перестал их воспринимать вообще. Без всякой натуги это произошло. Я их перестал уметь запоминать, . . .

16.10.2024
21:35

Но до чего доходит изворотливость у искусствоведов!

    Я эту фантастическую изворотливость впервые заметил у литературоведов, посещая научную Пушкинскую комиссию при Одесском Доме учёных. Например, известно, что . . .

14.10.2024
10:04

Любовь к трудности

    Вот попалось мне на глаза такое стихотворение. Импровизация Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. Я вытянул руки, я встал на носки, . . .

11.10.2024
14:10

Ляп Эйзенштейна

    На меня иногда нападают приступы очень неприятного сомнения, правильно ли я поступаю в своей искусствоведческой деятельности… Дело в том, что я взялся что-то . . .

02.10.2024
12:31

Ну как это назвать? Крохоборством?

    Я занимаюсь разработкой своего, пардон, открытия, что в подсознательном идеале (наверно, прекрасной революции) у футуристов была подсознательная часть – . . .

30.09.2024
13:16

Есть только мои ощущения?

    Есть такая Лёля Городная. Захотелось её не только покритиковать за пустой трёп о живописи (или молчание), но поблагодарить дистанционно (она меня заблокировала . . .

27.09.2024
21:31

Чудо прикладного искусства

    Оно, вообще-то, не должно создавать впечатление чуда, ибо создаётся из головы, а не из подсознательного идеала с естественной для такой “мути” недопонятностью. А . . .

22.09.2024
20:03

Я похож на курицу

    Она в куче мусора что-то выклёвывает, и я… в массе каляк-маляк Розановой. Каких только безобразий для глаза она ни накалякала, но однажды я наткнулся на каляки, в . . .

20.09.2024
18:49

Ограничения на публикацию о Высоцком

    Дзен-портал, мол, святее папы римского. . На день смерти Высоцкого я выпустил заметку (см. тут, там я сравнивал украинский и русский варианты песни “Правда ведь, . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100