TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.09.2018
12:30

Наваждение.

    Не могу оторваться от художника Андрея Тутунова. Я посмел спорить с именитым Маниным о художественном смысле иных его картин. И у меня совесть скребёт: не натянул . . .

09.09.2018
16:49

Не верьте своим впечатлениям, пока не дочитаете до конца.

    Читаю книгу “Они” (2005) – Слаповского и неприятно. Была б сатира – просто б бросил с самого начала. А тут не сатира. Вот уж которого персонажа по очереди вводит . . .

08.09.2018
12:26

Тяжело любить советский народ.

    Надо же… Написал статью, которую не взялся печатать обычно печатающий меня журнал. И отправили её оттуда в более смелое издание. А то пребывает под какой-то . . .

07.09.2018
10:34

Я допустил ошибку.

    Я когда-то допустил ошибку относительно Ильи Кабакова – назвал одну его картину произведением постмодерниста, художника не имеющего идеалов. А, получается, идеал . . .

06.09.2018
19:45

В муках отсутствия хорошего чтения.

    Я (вечно я с себя начинаю…) раз обратил на себя внимание редакции “Литературной газеты”. Принял участие в конкурсе критиков, по итогам была редакционная статья – . . .

05.09.2018
07:48

Бедность как ценность.

    Я слаб в анализе картин. Поэтому вынужден пользоваться чужими анализами. Но у меня есть претензия на силу синтеза. Так и там меня поджидают ловушки. Я ж себе . . .

31.08.2018
16:46

Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"

    Нельзя возразить этому: "Сезанновский кубизм 1907-1909г. Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм . . .

29.08.2018
15:15

Упрямство.

    Начинаю, как обычно, с себя. У меня есть (тут и тут) доказательства, что Рахманинов с самого начала был ницшеанцем и лишь иногда из него выныривал. А ницшеанство – . . .

28.08.2018
13:33

Разоблачение вранья о роли Прохоровки.

    Можно ли верить тому, что рассекреченная к 75-летию карта сражения под Курском http://kursk-75.mil.ru/ действительно была изготовлена когда-то тогда же, в 1944-м году? На том . . .

28.08.2018
09:01

Попытка поспорить с Вейдле.

    Он написал в “Умирании искусства”: "…усиливаются религиозные побуждения… и в изобразительном искусстве, где можно напомнить такие, все еще, правда, . . .

27.08.2018
13:43

Империя как федерация.

    Всё началось в вопроса самому себе: зачем Гоголю понадобился в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Рудый Панько (он – якобы автор всего сборника)? А ответ . . .

25.08.2018
09:24

Насилие.

    Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так . . .

22.08.2018
18:06

Труднейшая задача.

    Я вычитал у крупнейшего специалиста по Гоголю, Гуковского, что Гоголь “Вечерами на хуторе близ Диканьки” вознамерился прославить украинство в рамках Российской . . .

16.08.2018
08:35

Не понятно ли...

    Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал . . .

14.08.2018
10:33

Фаюмские портреты и иконы.

    Как всё незаметно перетекает из одного в другое… Римские оргии – это гедонизм. Наслаждение жизнью. Боязнь смерти. Но есть аристократы. Им противно чего бы то ни . . .

11.08.2018
14:10

Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.

    Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными . . .

11.08.2018
13:36

Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?

    "Волновые структуры могут нести в себе как физиологические компоненты, так и компоненты более высокого уровня – духовные компоненты” (http://www.colisart.ru/news/124.html . . .

05.08.2018
16:37

Это великое дело проверки.

    Можно, я начну издалека?

    Идею синусоподобного изображения превращения идеалов друг в друга я узнал из статьи Прокофьева “Фёдор Иванович Шмит (1877-1941) и его теория прогрессивного циклического развития искусства” в 1981 году. Инерционность каждого идеала на себе я лучше всего испытал при свержении лжесоциализма. Лже- потому что без самоуправления, а социализм – потому что общество неконтрастное (в пику контрастному капитализму). Я даже гоним был КГБ за протест против отсутствия самоуправления. Но я был и против перехода к контрастному обществу. Мой идеал (как потом я осознал – анархия, т.е. без центральной власти, а только федерация федераций, что и будет при коммунизме) проявлял инерционность. Как меня воспитали – прокоммунистом – таким я и остался при смене строя обратно на капитализм.

    Помнится один разговор с почти настоящим, по-видимому, либералом на этот счёт. Он удивился моей тогда исключительности, но тут же согласился: “Ну ничего. Должны ж быть разные люди. Имеете полное право”. На маргинальное существование, - недоговорил он, думаю. Потому что это у него сидело в подсознании, а не в сознании. Почему не разрешить существовать чудаку, который никак не сможет повлиять на большинство. А большинство тогда, в перестройку, совращалось идеей возврата к капитализму. Раз так называемый социализм облажался. Настоящих либералов (с терпимостью) на территории СССР, по-моему, не могло родиться ни до, ни после смены строя.

    Идея инерционности идеала подсказала мне мысль о проверке, верно ли мною было определено, каким подсознательным идеалом (вдохновением, иначе говоря) рождено было такое-то художественное произведение автора имярек. Надо взять и проделать ту же операцию определения подсознательного идеала над другим произведением того же автора, но обязательно, чтоб другое недалеко по времени создания отстояло от первого. Если у другого окажется тот же подсознательный идеал, то в первый раз я определил верно.

    Я умалчиваю про мутность самого явления подсознательности идеала. Я призываю вас просто включить свой вкус, если он у вас есть, и послушать, согласится ли он с моей конкретикой или нет. Если согласится, то упрёк в мутности естественно отпадёт.

    Смешно. Пока я это писал, мне стало ясно, чего я завернул в политику. – Подсознательно. Я ведь принялся проверять свой недавний результат по роману Филиппенко “Травля” (2016), - проверять рассмотрением его же рассказа “Дерьмовый человек”, помещённого под ту же обложку, что и роман.

    Художественный смысл, он же подсознательный идеал автора, и открывается-то не сознанию восприемника произведения, а подсознанию. И потому является всегда и без исключений скрытым. А у меня выработалась техника вскрывания своего подсознания: имея в виду факт непостижимости художественного смысла только что прочтённого романа, я начинаю письменно говорить о себе или о чём-то, издалека, и… в результате обнаруживаю искомое уже находящимся в моём сознании. Остаётся только всё аккуратно записать.

    “Травля” мне открылась как вдохновлённая идеалом типа трагического героизма. Конкретнее: как, мол, необходима зверская безжалостность в конкурентной борьбе при первичном капитализме. Культ силы подлости. В “Травле” оказался один такой, явно подсознательный, образ такого вот идеала. Как оговорка по Фрейду.

    Западный капитализм давно прошёл фазу первичного, зверского. И в России, зовя на западный путь сомневающиеся массы, которым к тому же это ментально чуждо, склонны замалчивать некрасивое начало капитализма, на флаг выставляя слово либерализм. А зверскость прячется в подсознании. Но в “Травле” сама тема находится вблизи этой тайны, тайны для сознания. Там ужасы за ужасами идут. И кончается из ряда вон выходящим ужасом.

    А в рассказе, казалось бы, всё не страшно. Страдающий не сошёл с ума, как в романе, а легко отделался. И общество, вроде бы, уже перешло в другой капитализм, не такой плотоядный. Одна странность (а странность и есть след подсознательного идеала): как по щучьему велению все вокруг главного героя изменились. То есть автор тайно смеётся: “да остались мы всё в том же первичном капитализме – все воняем дерьмом; и пусть нас не смущает слово “дерьмо” – это идеал первичного капитализма”.

    Что было в начале рассказа?

    Был переходный период. Герой, дерьмовый человек (и соответственно, наконец, запахший), всех опережал в дерьмовости:

    "После рекламы в студии появляются моя мама и жена. Женщины солидарны. Они уверены, что наружу прорвалось моё нутро. Настя говорит, что я никогда не был чутким. Последние годы я думал только о себе… Мама соглашается и добавляет, что я всегда думал только о деньгах…”.

    Герой прославился на всю страну: так здорово выразил стремление, что запа`х соответственно ему. Монетизировал свою славу: организовал музей, "дом дерьмового человека… денег… более чем хватает”.

    Теперь – следующий после переходного период: первичный капитализм. Все, окружение в первую очередь, стали поступать жестоко, как и требует дух времени. А вовсе не по-либеральному, учитывая достоинство меньшинств (воняющих дерьмом).

    "Жена подаёт на развод. Требует компенсацию. У неё “Школа лидерства”. Говорит, я подорвал её репутацию”.

    С работы его уволили.

    И – все, став людьми капитализма, завоняли дерьмом. Поскольку теперь воняют все, они этого не чувствуют. Запах героя перестал ими ощущаться (а он перестал вонять дерьмом; от доброго дела; приютил собаку: та его вылизала – запах пропал). Но ему не важно. Он привык жить при музейном навозе. Не успевшие перестроиться экскурсанты платят деньги музею за вход, не решаясь в него входить. И так тоже приобщаются к духу времени.

    А авторская насмешка надо всем этим (она сквозит везде) есть не только маскировка сокровенного – необходимости жестокости, но и выражение чувства превосходства варвара над цивилизацией, первичного капитализма, откровенного, над притворным, прикрывающимся либерализмом, мол.

    Невольное разоблачение, получается. Но! Поскольку оно подсознательное, оно подсознательно позитивно (с неверным переходом в “сознательно позитивно”) воспринимается и самими так называемыми либералами. И они награждают Филипенко за, по сути, воспевание жестокости и нелиберальной нетерпимости к меньшинствам, если те отличаются от либерального большинства.

    Либералы (хоть их в России меньшинство) ведь так же преимущественно нечутки к художественности, как и массы.

    А может, я и ошибаюсь. И те, кто наградили, наградили как раз за художественность, всегда скрытую, которую поняли. И просто помалкивают в присутствии масс (не уважающих предпринимательство в принципе), что художественный смысл у Филиппенко такой: конкуренция требует жестокости, а не терпимости.

    19 июня 2018 г.

    Как я был осмеян.

    К моей статье о рассказе Филиппенко “Дерьмовый человек” кем-то в редакции была приделана картинка известного в мире карикатуриста Тяго Хойсела (Тiago Нoisel).

    Надо думать, что в ней бразилец Хойсел насмехается над США и всем миром. Наподобие того, как Сальвадор Дали надсмеялся над "сделавшим карьеру" в Средневековье Святым Антонием (основателем отшельнического монашества).

    Сальвадор Дали. Искушение Святого Антония. 1946.

    "Святой Антоний — это реально существующий отшельник, который жил в IV веке. По преданию, ему практически каждую ночь являлись демоны, мучающие его, или женщины, пытавшиеся его соблазнить…

    В центре композиции художник изобразил все искушения, мучающие отшельника, а сам он находится в левом нижнем углу картины.

    Искушения изображены в аллегорической форме: конь олицетворяет мощь, силу и наслаждение, один из слонов несёт на спине Чашу Желания, второй — обелиск, символ власти. На заднем плане изображен Эскориал — символ гармонии души и тела, духовного и материального начала — цель Антония” (http://opisanie-kartin.ru/salvador-dali/iskushenie-svyatogo-antoniya/).

    Изображение Дали предназначалось для фильма “Милый друг” (1947) по Золя. Фильм был плоховатый. О преуспевании некого Дюруа с помощью женщин. Изображение Святого Антония нужно было, наверно, для тонкой, но едкой насмешки над тем, как переменились времена в отношении карьеры.

    "Идея постановщика заключалась в том, что картина, написанная на соответствующий сюжет, должна была стать ярким цветным пятном в черно-белом фильме… Эрнст одержал победу… Почему выиграл именно Эрнст – понять несложно. Его картина более всего вписывалась в концепцию режиссера, точнее, оказалась самой яркой из всех и, возможно, самой традиционной, несмотря на принадлежность автора к сюрреалистам” (https://nikonova-alina.livejournal.com/199427.html).

    Эрнст. Искушение Святого Антония. 1945.

    Мне не трудно подвести сюрреализм Эрнста под ницшеанство. – Раз даже горы и деревья имеют вид чудовищ, причём не субъективно, что можно было б ждать от снов Антония, а объективно – так чётко и реалистично всё нарисовано – то это толчок вон из Этого мира вообще. Не в христианский тот свет со всеобщим благом для всех в сверхбудущем Царстве Божием на небе в виде бесплотных душ, а в иную метафизику, которую и представить невозможно. Вторая мировая война была доказательством краха христианства. И лично настрадавшийся Эрнст был серьёзен. И к искусству относился серьёзно.

    А не страдавший Сальвадор Дали был настроен ко всему насмешнически. В том числе и к искусству. И к фильму, имеющему моральную подоплёку, мол, ай-я-яй, как нехорошо использовать женщин.

    В его картине искушения смехотворны и бессильны (тонкие ножки). Эскориал

    (пусть он, построенный в XVI веке по религиозным соображениям, и абсурден в качестве благого мечтания святого из IV века) как-то подозрительно мелок.

    Режиссёр фильма был бы дураком, если б взял эту картину в фильм. Пусть Дали и был прав, что искусство не имеет никакого влияния на жизнь. При всём личном финансовом успехе творчества Дали, он тоже на жизнь, по большому счёту, не повлиял. Хоть своим, в итоге, смехом надо всем был адекватен ситуации: ничего всерьёз и не хотел изменить.

    И Хойсел, наверно, следует его путём. Что и кого он ни высмеивает - со всех, как с гуся вода. Он смеётся над Соединёнными Штатами… Слепой

    Вашингтон, что ли

    ведёт по Истории бессильный (на тонких ножках) символ американской мощи, дядюшку Сэма, уловившего под своё владычество столь же бессильное золото Индии, нефть Ближнего Востока, обливающуюся слезами Бразилию…

    Это женщина с бразильского крузейро.

    И ничто в мире эти карикатуры не меняют. Собака лает, а караван идёт. И Хойсел это понимает и просто веслит людей.

    А я, в смысле, не понимаю. Тщусь что-то в мире поменять. Но не вижу. И вот мне поясняют - присоединением картинки Хойсела к моей статье-выпаду против первичного, да и любого, капитализма, против нечуткости людей к художественному смыслу произведений искусства. Мне как бы сказали: ты, как муха об стекло, бьёшься.

    5 августа 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340734  2018-08-06 05:49:05
Sweetheart
-

04.08.2018
10:00

Ответ искреннему человеку.

    Пока я искал название некой картины, наткнулся на одну, мимо которой не смог пройти мимо. Крылов В. Собор Василия Блаженного. 1999. Холст, масло. Автора той, название . . .

03.08.2018
08:40

Лем и другие.

    Большинство знаменитых и заслуживающих внимания книг невозможно читать – скучны. И у меня выработалась привычка преодолевать эту скуку как бы . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100