TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.09.2018
12:30

Наваждение.

    Не могу оторваться от художника Андрея Тутунова. Я посмел спорить с именитым Маниным о художественном смысле иных его картин. И у меня совесть скребёт: не натянул . . .

09.09.2018
16:49

Не верьте своим впечатлениям, пока не дочитаете до конца.

    Читаю книгу “Они” (2005) – Слаповского и неприятно. Была б сатира – просто б бросил с самого начала. А тут не сатира. Вот уж которого персонажа по очереди вводит . . .

08.09.2018
12:26

Тяжело любить советский народ.

    Надо же… Написал статью, которую не взялся печатать обычно печатающий меня журнал. И отправили её оттуда в более смелое издание. А то пребывает под какой-то . . .

07.09.2018
10:34

Я допустил ошибку.

    Я когда-то допустил ошибку относительно Ильи Кабакова – назвал одну его картину произведением постмодерниста, художника не имеющего идеалов. А, получается, идеал . . .

06.09.2018
19:45

В муках отсутствия хорошего чтения.

    Я (вечно я с себя начинаю…) раз обратил на себя внимание редакции “Литературной газеты”. Принял участие в конкурсе критиков, по итогам была редакционная статья – . . .

05.09.2018
07:48

Бедность как ценность.

    Я слаб в анализе картин. Поэтому вынужден пользоваться чужими анализами. Но у меня есть претензия на силу синтеза. Так и там меня поджидают ловушки. Я ж себе . . .

31.08.2018
16:46

Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"

    Нельзя возразить этому: "Сезанновский кубизм 1907-1909г. Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм . . .

29.08.2018
15:15

Упрямство.

    Начинаю, как обычно, с себя. У меня есть (тут и тут) доказательства, что Рахманинов с самого начала был ницшеанцем и лишь иногда из него выныривал. А ницшеанство – . . .

28.08.2018
13:33

Разоблачение вранья о роли Прохоровки.

    Можно ли верить тому, что рассекреченная к 75-летию карта сражения под Курском http://kursk-75.mil.ru/ действительно была изготовлена когда-то тогда же, в 1944-м году? На том . . .

28.08.2018
09:01

Попытка поспорить с Вейдле.

    Он написал в “Умирании искусства”: "…усиливаются религиозные побуждения… и в изобразительном искусстве, где можно напомнить такие, все еще, правда, . . .

27.08.2018
13:43

Империя как федерация.

    Всё началось в вопроса самому себе: зачем Гоголю понадобился в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Рудый Панько (он – якобы автор всего сборника)?

    А ответ получается в антиконституционном поступке Путина, гаранта всё же конституции. Цитата из коллекции разоблачений:

    Путин: “Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, также недопустимо…” (https://www.kp.ru/daily/26707/3732379/).

    На самом деле:

    “В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях” (Конституция Татарстана, статья 8-2. http://www.gossov.tatarstan.ru/konstitucia /).

    А школа – государственное учреждение.

    Причём Конституция Татарстана не в противоречии с Конституцией РФ:

    “Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики” (Статья 66-1 Конституции РФ. http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-3/st-66-krf).

    “Она [республика]… вправе устанавливать свои государственные языки” (Комментарий к Ст. 66 КРФ 1. Часть 1 http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-3/st-66-krf).

    То есть гарант Конституции нарушил Конституцию.

    Может, Конституции РФ и Татарстана надо уточнять. Не знаю. Важно другое. Конституция это не нечто неизменное. То есть, не грех и выступить против неё на пороге совершенствования. Важно, чтоб люди жили свободно. Каждая нация. В том числе и малая. Если она будет чувствовать себя свободной именно в национальном самопроявлении, то смешны будут опасения националистов, что, если не заставлять учить неродной язык (русских – татарский), то это иррадиирует на татар, желающих ассимилироваться русскими (родители татары – особенно в смешанных семьях – станут называть родным языком своего ребёнка русский, чтоб он его лучше выучил и меньше заморачивался на в самом деле родном татарском). Если в татарстве есть самобытные духовные ценности, то зачем татарам от них отказываться?

    И – империя цветёт.

    Вот Гоголь и работал на создание из украинского духа – прелести. Фаза А в классификации национализмов по Мирославу Хроху:

    "…когда наблюдается деятельность антиквариев, любителей старины, идёт собирательство каких-то коллекций, фольклорного материала и т.п.” (https://postnauka.ru/video/87042).

    В Восточной Европе для многих наций в XIX веке судьба сложилась печально: они попали в имперскую зависимость от малого числа империй. С этими нациями случилось то, что случилось с разочаровавшимися в эпохе Просвещения – разочарование и уход из внешней во внутреннюю жизнь. Романтизм. А он в моральном плане и одним словом есть индивидуализм. Национально-освободительные дворянские революции по всей Европе – все потерпевшие поражение – способствовали отрезвлению романтиков. Они стали превращаться в реалистов. И в процессе этого их национализм превращался из этнического в гражданский. "Гражданская нация мыслится как политическое сообщество… включение в данное политическое сообщество [например, украинцев в Россию]… все граждане суть члены данной нации [россияне]… Этнический же критерий включения в нацию – это критерий… крови… расы… языка” (Там же). Гражданский – объединяет, этнический – разъединяет.

    Так Гоголь, руководимый отрезвлением от романтизма, то есть нацеленный на коллективизм, "сделал грандиозную и, вероятно, преждевременную попытку “стать Гомером” (К. Аксаков был прав в этом смысле), попытку осознать речь поэта непосредственно как речь народа…” (Гуковский. http://www.rulit.me/books/realizm-gogolya-read-84233-11.html). Но. "…следует подчеркнуть, что в “Вечерах на хуторе” проблема обобщения личного речевого тона только еще намечается… механическим путем сложения (как бы арифметической суммы) разнообразных сказово-личных тональностей повествования” (там же).

    Для того, в частности, ему понадобился и Рудый Панько. Для увеличения числа людей-рассказчиков.

    "…в первых строках первого рассказа книги (“Сорочинская ярмарка”)… это — не речь скромного пасичника предисловия, а речь интеллигента, поэта, романтика…

    …второй абзац повести… голос устного рассказчика; однако этот рассказчик — не пасичник, а тоже интеллигент, пользующийся литературными оборотами книги…

    …Далее в “Сорочинской ярмарке”… мы все время движемся в русле той же манеры рассказа — то безлично-поэтического в романтическом духе, то лично-сказового, но нимало не соотнесенного с образом Рудого Панька или любого из его постоянных собеседников…

    [далее] к комически-бытовому сказу пасичника во введении к “Вечеру накануне Ивана Купала”…

    Уже через страницу, при переходе от введения, сказа Рудого Панька, к самому повествованию Фомы Григорьевича, речевой образ носителя рассказа опять отчетливо меняется: теперь это уже не простодушный старичок-хуторянин, а бывалый деревенский полуинтеллигент, мастер красно рассказывать, не чуждый полуфольклорной, полукнижной поэтической образности” (Гуковский).

    И так далее в этом духе по всем повестям.

     

    Остаётся моя идея-фикс: есть ли в этом след подсознательного идеала Гоголя? В данном случае – подсознательное обнаружение раньше других в среде украинской интеллигенции стремления интегрироваться вместе с украинским народом в Российскую империю без потери украинского лица.

    (Например, я знаю по “Летописи жизни и творчества Пушкина”, что 26 февраля 1830 года в “Вестнике Европы” напечатан перевод на украинский язык стихотворения Пушкина “Два ворона”; размер подлинника сохраняется, подпись Б. [Л.И. Боровиковский]. Это украинец из села Мелюшки Полтавской губ.)

    Для меня важно свидетельство о подсознательности такого чуткого и тонкого человека, как Гуковский:

    "…в “Вечерах на хуторе” Гоголь, может быть еще не совсем осознанно, ищет разнообразных путей воплощения единой картины действительности как отражения единства бытия народа и его нравственного идеала. Он соединяет фантастическое с обыденным, поэтическое начало с “вульгарным”” (http://www.rulit.me/books/realizm-gogolya-read-84233-15.html). Ну и многих украинских творцов текста своих “Вечеров…” в том числе и Рудого Панька.

    15 августа 2018 г.

25.08.2018
09:24

Насилие.

    Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так . . .

22.08.2018
18:06

Труднейшая задача.

    Я вычитал у крупнейшего специалиста по Гоголю, Гуковского, что Гоголь “Вечерами на хуторе близ Диканьки” вознамерился прославить украинство в рамках Российской . . .

16.08.2018
08:35

Не понятно ли...

    Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал . . .

14.08.2018
10:33

Фаюмские портреты и иконы.

    Как всё незаметно перетекает из одного в другое… Римские оргии – это гедонизм. Наслаждение жизнью. Боязнь смерти. Но есть аристократы. Им противно чего бы то ни . . .

11.08.2018
14:10

Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.

    Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными . . .

11.08.2018
13:36

Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?

    "Волновые структуры могут нести в себе как физиологические компоненты, так и компоненты более высокого уровня – духовные компоненты” (http://www.colisart.ru/news/124.html . . .

05.08.2018
16:37

Это великое дело проверки.

    Можно, я начну издалека? Идею синусоподобного изображения превращения идеалов друг в друга я узнал из статьи Прокофьева “Фёдор Иванович Шмит (1877-1941) и его теория . . .

04.08.2018
10:00

Ответ искреннему человеку.

    Пока я искал название некой картины, наткнулся на одну, мимо которой не смог пройти мимо. Крылов В. Собор Василия Блаженного. 1999. Холст, масло. Автора той, название . . .

03.08.2018
08:40

Лем и другие.

    Большинство знаменитых и заслуживающих внимания книг невозможно читать – скучны. И у меня выработалась привычка преодолевать эту скуку как бы . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100