Узкая специализация и профессионализм в науках и ремеслах суть вещи
соверщенно неизбежные, так как обычный, средний человек не может, да и не
хочет детально изучать множественные области научного знания и технологий.
Как правило, специалист по производству сыра не знает, как устроен
электромотор на сепараторе или ген бактерии, ответственный за те или иные
превращения продукта. Человек живет недолго и его умственные способности с
абсолютной точки зрения весьма сомнительны.
Существует, правда, разновидность профессионалов, которые порой присваивают
себе неоправданно широкие функции без должного к тому основания. Я говорю о
"литературоведах". По замыслу ответственных за университеты людей, профессия
литературоведа была создана для того, чтобы изучать технику литературного
творчества и тем помогать писателям совершенствовать свое мастерство, а
читателям - справедливо оценивать умение писателей этим мастерством владеть.
Похоже, что литературоведы несколько увлеклись и попытались сместить область
приложения своих знаний туда, где эти знания совершенно бесполезны, а именно
в область высоких идей и чувств, которые только и составляют суть подлинной
литературы. В этой области литературовед имеет ровно столько же прав, как и
образованный человек любой другой специальности, так как эта область не
является узко-специфичной, требует не заученных профессиональных знаний, а
прежде всего широты взгляда на жизнь, тонко осмысленного собственного
жизненного опыта и умения плодотворно общаться с незаурядными людьми всех
профессий и конфессий. Подразумевается, естественно, что при этом присутствует
ум.
Неоправданные претензии литературоведов не есть явление безобидное. Сводя
литературу к ремеслу, лже-литераторы способствуют исчезновению из
литературы ее высокого смысла, что совпадает с чаяниями среднего класса,
который, будучи неспособен понять высокую литературу поступает биологически
рациональным способом - пытается ее ликвидировать.
Я не преувеличиваю. Недавно один американский конгрессмен совершенно
серьезно заявил о том, что изучение некоторых писателей в школах следует
немедленно прекратить, так как он и без знания оных сумел стать когрессменом.
Если подойти непредвзято, то литературоведы в большинстве своем не выходят за
пределы интересов и возможностей класса посредственностей, или пресловутого
"среднего класса" и пытаются насаждать в литературе свои нехитрые нормы для
простоватых людей.
За примерами не надо ходить далеко, Даже не "Переплете", где существуют
попытки дистанцироваться от посредственности, некоторые литературоведы, не
смущаясь, пытаются насадить свои сомнительные порядки и пропагандировать
своих сомнительных авторов. Это подается порой даже как некое "веление
времени". Относительно веления времени, возможно, эти господа не так уж и
неправы. Время наше отличается мощной атакой на основы культуры со стороны
невежественных и наглых борцов за лишний доллар, не стесняемых никакими
правилами хорошего тона. Им очень хочется превратить планету в процветающий
загон для дураков, которых будет так удобно обдирать как липку.
Они все могут, эти господа, но нельзя им этого позволять. Вечный вопрос можно
и перефразировать: с кем вы, господа деятели культуры, и каким боком вы к
культуре относитесь?