25.05.2002 10:14 |
Ответственность за "прожитую жизнь" Ответственность за "прожитую жизнь" не возникает сама по себе, она появляется тогда, когда личность принимает решения, от которых зависит жизнь и благополучие других людей. Любопытно, что большинство людей всячески избегает подобной ответственности, стараясь жить так, чтобы не связывать себя заботой о других людях. Существует множество способов скрыться от ответственности за частоколом различных условностей.
Абстрактно говоря, любое наше действие или бездействие меняет условия жизни других людей, но в практическом плане подавляющее большинство людей не оказывает существенного влияния на жизнь своих современников и потомков, за исключением, может быть, родственников. Поэтому и ответственность есть понятие расщепляющееся на малую, или бытовую ответственность, и ответственность по большому счету.
Часто одно противоречит другому, более того, меру этой ответственности порой определить исключительно трудно. Например, в случае промышленных катастроф, юридическая ответственность, как правило, возлагается на самое низшее звено в структурах, на так называемых исполнителей, на стрелочников, другими словами. Только в редких случаях удается установить истинных виновников, которыми очень часто оказываются лица руководящие, у которых преобладали шкурные интересы. Например, ответственность за Чернобыльскую аварию несут не операторы, а бывшая советская научная элита из Курчатовского института. Существует весьма любопытное письмо начальника смены ЧАЭС Дятлова, посаженного в тюрьму после аварии, директору МАГАТЭ Бликсу, в котором Дятлов обвиняет Бликса в соучастии в преступном укрывательстве истинных виновников аварии. Недавно один из сотрудников Курчатовского института опубликовал статью, в которой присутствует любопытный гамбит. Он "признает", что в Чернобыле имел место ядерный взрыв, но пользуясь этим признанием пытается вновь взвалить вину за этот взрыв на операторов, а не на свое учреждение, претерпевшее, надо сказать почти полный распад за последние годы. Однако, "честь мундира" есть сильнейший психолгичесуий фактор.
Я намеренно перевел разговор из сферы абстрактных гуманистических рассуждений в сферу практическую, я хочу показать, что кажущиеся простыми абстрактные понятия становятся исключительно сложными в реальной жизни.
Несем ли мы ответственность за то, что по разным причинам уклонялись от ответственности за судьбы других людей? Мы не сделали им ничего плохого, но ведь и ничего хорошего.
|