01.09.2000 09:09 |
Литературные чебоксары В 1961 году я проходил производственную практику в Чебоксарах. Едва я сошел с парохода, как справа на большом бревенчатом здании увидел двадцатиметровый плакат, на котором был изображен широко улыбающийся рабочий в ватнике и ушанке. Надпись на плакате гласила: "Помни, что и ты можешь быть жертвой несчастного случая!".
Жил я в студенческом общежитии, заселенном, кроме студентов, полчищами клопов. Посреди ночи я отправился на ближайшую помойку, чиркая спички и обжигая пальцы нашел там четыре консервные банки, наполнил банки водой и поставил в них железные ножки своей кровати. Не тут-то было! Клопы забирались на потолок и пикировали на меня оттуда решительно и метко. Утром я нашел веревку и гвозди и устроил двухскатную крышу над своей постелью из простыни. Клопы падали на эту крышу и, в соответствии с законами механики, катились вниз, вращаясь вокруг своей самой короткой оси. При этом они, за исключением самых ловких и талантливых, не успевали зацепиться за простыню, с тем, чтобы потом переползти на ее внутреннею поверхность и снова спикировать, на этот раз уже прямо на меня.
В один из дней по местному радио объявили, что на соседней с общежитием улице будет открытие нового универмага. Я решил попасть на открытие, в надежде, что по случаю торжества в продажу выбросят что-нибудь от клопов. Похоже, что на открытие собрались все крестьянки из окрестных деревень, многие были в лаптях, и почти все - в платках, завязанных низко над глазами. Архитектор, спроектировавший магазин в первом этаже обычной хрущевской пятиэтажки, находился, очевидно, под влиянием Ле Корбюзье, так как прямо против входа, расположенного в центре здания, вмуровал в стену зеркало, от пола до потолка и шириной метров в шесть. Справа и слева от этого зеркала были расположены входы в отделения универмага. У меня на глазах крестьянка в лаптях, в белом платке, сгибаясь от тяжести мешка за спиной, почти бегом влетела в главную дверь, ударилась лбом в зеркало, но ей, видно, показалось, что это другая крестьянка мешает ей войти в универмаг. Она отошла шага на три и снова ринулась вперед, но опять налетела на зеркало. В отчаянии оглянувшись по сторонам, она ринулась в боковую дверь, расталкивая встречных, и на этот раз ей повезло - народ расступился, и она проникла в универмаг.
Все в нашей жизни повторяется. Прошло сорок лет и я, как нечто уже сто раз виденное, наблюдаю, как г-н Монголин, больно ударившись лбом, тут же снова бросается вперед, доказывая, что в его стихах нет анекдотических ляпсусов и устраивая на потеху читателям свои литературные чебоксары. А ведь мог бы, половчее перехватив мешок со своими стихами, сразу найти выход из создавшегося положения, сказав, к примеру: "с кем не бывает, увлекся резиновым образом, и вот, пожалуйста". И все бы вместе с ним посмеялись, и полюбили бы подающего надежды поэта. Но поэт предпочел стать жертвой несчастного случая.
"При чем же здесь клопы?" - спросит проницательный посетитель сайта. Клопы здесь не при чем. Во всем виноват сам г-н Монголин.
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
- относительно первых трех абзацев могу сказать - ну чем не Чехов, особенно про крестьянку и зеркало, но вот про оставшиеся судить не могу - ибо не читал и не знаю, с чем сравнивать. <p> Ле Корбюзье - эх, где бы прочитать про жизнь этого архитектора, говорят, что он сформировал мировую архитектуру... Чтоб я сдох, но страничку, посвященную Ле Корбюзъе с иллюстрациями его городов я сделаю. Про Юхана Боргена уже сделал :)
|
- Уважаемый ХМ, позвольте понять Вас таким образом, что Вас интересует соотношение рационального и эмоционального в нашей жизни. Это предисловие необходимо, чтобы подчеркнуть Вашу очень своеобразную манеру выражения своих мыслей, которая не всегда бывает ясной, но мне, почему-то, нравится. Здесь и находится первая иллюстрация к тому, о чем мы собираемся говорить. Рационально я не могу оправдать вашу манеру речи, она невнятна, мысли редко завершены и скачут, как, извините, блохи. Тем не менее, как я уже сказал, что-то мне в этом нравится, и мне не очень хочется разбираться, что именно. Я однако, знаю, что если понадобится, то я смогу разобраться.<br> Область человеческих эмоций неплохо исследована. Есть много интересных научных наблюдений, мне приходилось читать специальную литературу на эту тему. Что меня особенно поразило, так это сходство эмоциональных реакций у всех народов мира и даже у животных. Эмоции - древняя система общения между собой высших животных, а также людей. Эмоции лежат в основе работы самого древнего, "аналогового" компьютера, которым природа снабжала животных. В основе эмоций лежит химия, когда в организм впрыскиваются в определенных обстоятельствах те или иные химические вещества - гормоны. Мне кажется, что в ходе эволюции или, если угодно, в результате случайных мутаций, у человека рациональная сфера тесно сплелась с эмоциональной, но изучение именно этой области где все переплетено, весьма затруднительно. Впрочем, не все так безнадежно. Хорошо известен опыт, когда мужчинам показывали фотографии молодых женщин и просили оценить их привлекательность. Почти все мужчины поставили на первое место компьютерную модель, сделанную на основе усреднения лиц множества женщин. То же самое было и у женщин - больше всего им понравился синтетический "средний" мужчина. Так что тайны любви иногда предстают перед нами самым рациональным образом - природа стремится сохранить и размножить именно среднего человека, как самого надежного в смысле продолжения рода. Мне не приходилось читать научных статей о природе воздействия музыки на человека - жизнь, к сожалению, не бесконечна, а наши возможности ограничены. Я иногда задумывался над тайной музыки, и мне кажется, что она каким-то образом связана с синусоидальным законом колебаний границ зоны эмоционального воздействия гормонов в нашем мозге. Не исключено, также, что у человека имеется встроенный в мозг механизм, производящий так называемое "преобразование Фурье" (прямое и обратное), то есть анализ акустических и других колебаний. Порой мне кажется, что обезьяна могла спать спокойно, пока ветка, на которой она спала, совершала относительно свободные колебания, и просыпалась, если на ветку ступал хищник, нарушая гармонию. Очень может быть, что именно этот механизм научил нас любить гармонию, так называемую мелодичную музыку. Здесь мы подходим к очень интересной загадке. Оказывается, что если использовать исключительно логику, невозможно совершать открытия. Новые знания потому и являются новыми, что не содержатся в том, что мы знали непосредственно перед открытием. Да и сама логика несовершенна, но это уже очень специальная область. Вспомните, например, широко известное убеждение Эйнштейна, что игра на скрипке помогала ему мыслить.<br> Можно, в итоге, сделать вывод, что эмоциональное и рациональное неразделимо в человеке. Если что-то неразвито, скажем, вследствие болезни или генетических отклонений, то человек отклоняется от нормы. Думаю, что отклонения в любую сторону одинаково опасны. И, наконец, о Ле Корбюзье. Он сказал как-то, что дом - это машина для жилья. На мой взгляд, это слишком рационально, и мне не хотелось бы жить в таком доме, но как это часто случается в жизни, приходится.
|
|