Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
19.11.2022 |
Продолжение нападок на искусствоведа-либерала
|
18.11.2022 |
|
16.11.2022 |
|
15.11.2022 |
|
15.11.2022 |
|
14.11.2022 |
|
13.11.2022 |
Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)
|
12.11.2022 |
Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением
|
11.11.2022 |
Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике
|
10.11.2022 |
«Соцреализм» и соцреализм
Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно увеличивается умение. Но бросил. Руководитель вызвал к себе недоверие – конъюнктурщик. На фиг мне… От неприменения умения оно атрофировалось. И мне очень тяжело, неподъёмно анализировать произведения “соцреализма”. А ведь они сделаны с умением. Обидно, что я не умею видеть это умение. Вот когда об этой картине Мыльников. На мирных полях. 1950. я прочёл такие слова (гуглоперевод): "Легион работниц советского образца бодро и победоносно идет навстречу оптимистичному будущему труда. С инструментами в руках женщины даже выглядят сильными и жесткими — впечатление, усиленное низкой перспективой, которая была необходима для соцреалистической иконографии” (https://artmargins.com/christo-in-bulgaria-the-act-of-wrapping-and-the-communist-legacy-1935-1956/0). я пришел в восторг от низкой перспективы. Ни за что до сознания само не дошло б. И сразу возник вопрос, а Мыльникову что подсказало выбрать низкую точку зрения: сознание или подсознание? Он и в дипломной работе низкую точку зрения применил. Там тоже монументальность выражалась… Правило такое есть: "Композиция с низким горизонтом создает более монументальное впечатление” (http://www.art-ris.ru/istoriya-iskusstv/kompozitsiya/). Ну явно Мыльников его знал. Тут точка зрения на высоте цветов переднего плана. Пол метра, не более. А сами женщины – отодвинуты. "…при изображении действия людей в условиях пейзажа очень важно приблизить их, чтобы они не терялись в изображаемом пространстве и заняли преобладающее место в общем построении. Неверно будет также, если мы очень близко придвинем массу фигур к переднему плану. Действие под открытым небом требует некоторого пространства” (Там же). В общем, думаю так: воодушевление водило рукою Мыльникова. То есть он сумел себя накачать чувством радости мирного труда (как написано в названии, и только 5 лет прошло после окончания войны) до масштаба перспективы отношения к труду как к первой потребности, каковым он станет вскоре, когда построят коммунизм (как говорят теоретики). И… Включилось подсознание обеспечивающее эстетическую ценность (а именно: выражение замысленной идеи целого в любой детали, в том числе и в выборе точки зрения). И всё. В 1950 году Мыльникову и в голову не могло прийти, что коммунизм будет не такой, что там работать будут роботы и искусственный интеллект. А тем более не могло прийти в голову, что свершения этого коммунизма не будет, потому что коммунистическая верхушка предаст коммунизм. То были как раз те годы, когда из индустриального общества нужно было переходить к постиндустриальному, где править хозяйством должны инженеры и агрономы, а не партноменклатура. Чего та испугалась. И продолжила врать народу. И Мыльников поддался обману. И воодушевился “соцреализмом”. Который относительно сельского хозяйства гласил, что крупное колхозное хозяйство – залог успеха. (Эхо этого есть и в этой картине: нарисовано аж 12 работниц, и только взошедших на холм, а мыслима ж масса ещё не взошедших. То есть перед нами концентрация сил на каком-то процессе, что возможно только в крупном хозяйстве). Тогда как залогом успеха был в многопольных севооборотах, так называемых, до которых надо было или самим додуматься, или иметь такое образование, чтоб на иностранных языках читать, и вычитать новшество в заграничных специальных журналах. А в Болгарии "Начиная с 1950 коллективизация стала проводиться насильственными методами” (https://geomap.com.ua/ru-wh11/1315.html). Настроение было совсем не как в СССР. Обмануть было труднее. И народ и художников. Явашев. Крестьяне, отдыхающие в поле. 1953-1956. "Наоборот, работники Христо трезвые, жалкие и нерадивые. Они просто сидят на траве без всякой работы. Их бедность и безысходность подчеркнуты тонкими и мрачными красками, недостатком пространства в композиции, высокой перспективой. В этой картине нет ни следа проявления труда, ни настойчивости коммунистической идеологии изображать рабочего победителем. Наоборот, он излучает только меланхолию и апатию” (Гуглоперевод. https://artmargins.com/christo-in-bulgaria-the-act-of-wrapping-and-the-communist-legacy-1935-1956/). И я вспоминаю, как провалился НЭП в СССР. Крестьянина нельзя оказалось побудить работать больше, чем нужно для прокорма семьи. Слишком тяжела работа. Для чего и понадобилась коллективизация и машинное хозяйство. Так якобы ленивость и открыл Христо Явашев, просто злясь за насильственную коллективизацию. Он тем дал пример настоящего соцреализма: мрак картины ведь выражает что? – Негативизм по отношению к прошлым методам труда на земле. В своей злости на власть коммунистов, Явашев не понял, ЧТО он написал. Как не поняли и искусствоведы болгарские, и картину выставлять запретили. Явашев нелегально удрал из Болгарии на Запад и так разочаровался вообще во всём на свете, что стал ницшеанцем. Не от души, а так – всё сознавая (см. тут). На Западе же этого тоже не поняли, и его иллюстраторство было очень поддержано. 7 июля 2022 г. .
|
09.11.2022 |
|
08.11.2022 |
Как был не сброшен Пушкин с парохода современности
|
07.11.2022 |
|
06.11.2022 |
Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал
|
04.11.2022 |
|
03.11.2022 |
|
02.11.2022 |
Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат
|
01.11.2022 |
|
31.10.2022 |
Трактует произведения очень странно
|
28.10.2022 |
Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"