TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.01.2023
23:01

Красяво

    Вообще-то я не думал писать о художнике Синеве. Хоть меня, можно сказать, просили. Его репродукция помещена на одном сайте как повод для, так называемого, . . .

01.01.2023
14:45

Вообще отпад

    Как дальнейшее можно писать, я не понимаю. Но оно логично! И я это напишу. Всё началось со смотрения на такую вот репродукцию. Фатеев. Выше звезд. Из цикла . . .

31.12.2022
19:20

Иномирие

    Верный себе, я и в этот раз начинаю с себя. Плохо, что не первый раз жалуюсь на одно обстоятельство. На иномирие. Им меня озарило при чтении диссертации одной. Она, . . .

30.12.2022
19:35

Недоницшеанство

    Такое я слово выдумал. Для обозначения якобы ницшеанцев, но совсем не идеалистов с мечтой о побеге из Этого мира в принципиально недостижимое метафизическое . . .

29.12.2022
11:45

Медведь в лесу сдох: я смотрел сериал!

    Режиссёр Кубаев – “С чего начинается родина” (2014). Год Русской весны. Смотрел я с того места, когда капитан КГБ СССР Громов говорит непосредственному начальнику, . . .

28.12.2022
15:07

Каспар Давид Фридрих и анекдот

    Книгу о картинах Чюрлёниса я писал 13 лет (правда, много вещей описаны). А теперь я книг не пишу. И у меня кардинально изменилась стратегия писания. Иногда мне надо . . .

27.12.2022
13:49

А что, если разрешить себе?..

    Вот я вам сейчас предъявлю совершенно непонятную скульптуру… Сидоренко. Амазонка. 1991. И разрешу себе её понять. В том числе понять, почему вообще скульптора . . .

25.12.2022
10:36

Проверка поверхностности

    На днях я проверил мысль, что принципиально поверхностный человек не может увидеть в картине большого художника глубину (см. тут). Мысль подтвердилась, но на . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

21.12.2022
16:00

Вроде бы не духарятся, серьёзные люди

    Цитирую отрывок из телепередачи “Искусственный отбор”. Выпуск от 01.08.2022 "Если всё мне нравится и художнику нравится всё, что есть вокруг – ему незачем . . .

20.12.2022
16:13

Когда настоящий художник рисует небо, он делает это не для показа его красоты

    Романтик это делает для выражения красоты своей внутренней жизни, в которую он бежит из внешней, страшной своими проявлениями. Уж вечер... облаков померкнули . . .

19.12.2022
14:12

Я – как андерсеновский ребёнок с голым королём: что вижу, то и говорю

     

    Если окажется, что я не прав, я повинюсь. И все дела. Зато я не притворяюсь.

    Мне показалось, что то, что мне хоть что-то говорит с выставки “Гении и шедевры” 2011 года, есть посмодернизм, который я понимаю, как утверждение, что нет ничего, достойного быть идеалом.

    Начну с абы какого места.

    Ничепорук. Похищение.

    Скульптор не стал заморачиваться с содержанием мифа, как Серов 100 лет назад. А там не очень радостная судьба была у похищенной. Чем Сером не преминул воспользоваться для выражения хвалы абы какой жизни (см. тут). Нечипорук, зная, что и никто из зрителей, слышавших о похищении Европы, не заморачивался с содержанием мифа, решил выразить своё, впрочем, уже давно и широко известное мироотношение, что ничто не достойно быть идеалом. Так если в похищении Европы славилась терпимость Европы, то – посмеяться над этим. Представив Европу этакой властной бабищей, воспользовавшейся тем, что сам Зевс кинул на неё глаз, и… Как нынешние крутые девки с запавшими на них обладателями денежных мешков. Ничепорук для того и не ввёл Европу в название, что рассчитывал на слышавших звон людей. Он и своих зрителей не уважает. Он знает, что они знают, что теперь принято натуру корёжить, и пользуется этим, тем паче, что это даёт ему высказать своё “фэ” к современному ему человечеству.

    Он эту примитивщину выражает в каждой своей вещи.

    Ничепорук. Nexus. 2020-2021.

    Нексус – центральная часть некой сущности. Например, телесность, как главный интерес людей капитализма, личная польза, которая в том, что ниже пояса.

    Да. Он и над этим смеётся, хоть этот строй обеспечивает существование постмодернизму.

    Чего он не знает, так это что он скучен в своей предсказуемости.

    Пока я искал дату создания “Похищения”, я наткнулся на то, как почти переврали другой древнегреческий миф в оптимистическом советском духе.

    Красницкий. Прометей. 1974.

    Зато памятник удивителен технически: у него только одна точка опоры.

    Но это я отвлёкся от 2011 года.

    Усимова. Дар гениальности.

    Правда, издевается над понятием гениальности? А что? Нет идеальности – нет и гениальности.

    Теперь – к тому, что привело меня на этот сайт.

    Фатхуллина. Дали созерцающий. 2011.

    Если предположить, что Дали, кроме случаев, когда духарился, бывал и откровенен тоже – сюрреалистом – то выражал он там подсознательный идеал ницшеанства, т.е. принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Для людей, не знающих, что это такое, это похоже таки на созерцание. Так показав Дали таким корёжащим его образом, Фатхуллина говорит нам, что и этот идеал не достоин числиться по такой категории.

    А искусствовед Горленко такой простоты не приемлет:

    "Целостной концептуальной трактовкой наделена скульптура “Дали созерцающий”. Амфиболия [двусмысленность] названия – “Дали созерцающий” и “Дал и созерцающий” [по-моему, удачнее было б так: 1) Дали (в смысле удалённое) созерцающий и 2) Дали (художник) созерцающий] – органично сочетается с двойным прочтением формы изваяния: это одновременно и горизонтально расположенная голова быка, одного из главных символов Испании,

    и обращённое к небу лицо знаменитого художника С. Дали” (Горленко).

    Концептуальная трактовка прицеплена ловко, но зря.

    Что такое концептуализм? – Это вид ницшеанства. Поясню.

    "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного” (Ницше. https://cyberleninka.ru/article/n/f-nitsshe-protiv-metafiziki-i-essentsializma).

    Двусмысленность – образ этой неизвестности. Она – неприемлема для ницшеанца. Но таков Этот мир – с неизвестностью он. Ну так лети он в тартарары, и улетаем мечтой в метафизическое иномирие, где всё – не так, как в Этом мире.

    Таков концептуализм. Горленко в словоприменении не ошиблась. Просто притянута тут двусмысленность. Хоть сам Дали ею пользовался-таки.

    Дали. Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера. 1940.

    Горленко закрыла глаза на широко открытые глаза Дали, избрала такой ракурс для фотографирования скульптуры, чтоб можно было с натяжкой, но предложить всё-таки двусмысленность Дали – бык, ну и воспользовалась тем, что фамилия Дали, будучи поставлена в начале предложения (названия) без простановки ударения становится двусмысленной. Это при моём варианте прочтения. А её вариант вообще бессмыслица, а не двусмысленность. Всё это – мухлевание, а не искусствознание.

    4 августа 2022 г.

     

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

18.12.2022
12:39

Огромная неожиданность – это эстетическая ценность

    Даже будучи в основном повторена. – Речь об обёртывании зданий Христо Явашевым. Сам он против такого явления в Этом мире, как "…недолговечность вещей в . . .

17.12.2022
11:52

А чего мне стесняться?

    Картина остановила взгляд – смотрю и фантазирую. Евграфов Н. И. В поле. 1930-е годы. Фантазирую, сообразуясь с датой создания. Колхозы тогда устанавливали. Кто-то был . . .

16.12.2022
12:05

Я такого не читывал

    Люблю начинать с себя. И из методического одного соображения (о котором не буду повторяться), и по привычке – для разбега. – Речь о – как его назвать? – . . .

15.12.2022
19:08

Жестокость

    Я жестокий человек. Не знаю, почему. Наверно, из-за склада ума. А ещё – из-за того, что я как бы почти не жил всю жизнь. Многое что себе запретил и выдержал запрет. На . . .

14.12.2022
19:07

Верю только своим глазам

    А не словам людей, пишущих об искусстве. "…в центре его интересов оказалась история, но не осуществившаяся, а та, которой еще предстоит стать реальностью . . .

13.12.2022
19:25

Есть надежда понять что-то у Филонова

    Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием “Головы. Первая симфония Шостаковича”. Когда я глянул на этот ужас, Филонов. Головы . . .

12.12.2022
16:33

Рискую показаться непатриотичным

      Я прочёл предложение открыть новый аспект искусствоведения: "изучение искусства как культурного кода. Обозначается роль искусствознания в рассмотрении таких . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100