TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.06.2007
17:40

Как жить по-русски

    Черт, как хорошо: ╚с голубым блеском в глазах╩! Я еще до этих слов стал подумывать: ╚Боже! Почему мне так нравится читать этот рассказ?╩ (http://www.pereplet.ru/text/nikitin08sen01.html . . .

13.06.2007
19:25

Предпонимание

    Грешен я перед Велимиром Хлебниковым. - Не зная броду, сунулся в воду. Два раза сунулся. Один раз √ распространив на него то, что касалось Маяковского . . .

05.06.2007
16:15

Как может выжить Россия

    Силой духа. Так, спустя время, я осознал, почему мне перехватило горло в конце рассказа Дмитрия Крылова ╚Горло╩ (http://www.pereplet.ru/text/gorlo5.html). А осознание пришло от . . .

13.05.2007
18:26

Стоит ли мусолить одну деталь?!

    Такова реакция Волковича на реакцию на его ╚Собаки села Похмелевка╩ (http://www.pereplet.ru/text/volkovich10may07.html). Стоит мусолить деталь, если она высветляет замысел. А стоит ли . . .

08.05.2007
16:21

Каждый √ кузнец своего Успеха

    Впечатление какого-то бледного дежавю постепенно овладевало мною, пока я читал миниатюру Грановского ╚Дежавю╩ (http://www.pereplet.ru/text/granovskiy02may07.html). √ Где я что-то такое . . .

24.04.2007
17:20

Ни бэ, ни мэ, но кукареку

    Все так верно написано про рассказ Калашниковой ╚Запах моря╩ (http://www.pereplet.ru/text/kalashnikova10apr07.html): ╚Вы топчетесь на месте. Все время хочется спросить: ну и что???????? . . .

19.04.2007
21:59

Почему Осирис, или Что про себя не вполне знает сам Брущенко

    Не в моем обычае несколько раз обращать внимание на одного и того же современника-автора. Потому что я его вещь имярек рассматриваю, чтоб обнаружить породивший ее . . .

17.04.2007
21:14

Как пишут стихи неграфоманы

    Один мой товарищ (ну дуб в постижении искусства!) говорит: искусство √ это то, что непонятно. У него логика в большом почете. А у меня пунктик, что художественное √ . . .

12.04.2007
19:53

Русские на Паталипутре

    Это потом я стал вчитываться в фразы, вроде таких: ╚Решившись, Удалов вынул шестьдесят долларов, тремя двадцатками, заложил их в грамоту за победу в . . .

20.02.2007
17:27

Николай Рубцов (3-е продолжение)

    Этот опус не появился бы, если б я случайно не наткнулся на настоящий анализ рубцовского стихотворения одного (в книге В. А. Лукина ╚Художественный текст: Основы . . .

03.02.2007
15:54

Николай Рубцов (Еще продолжение)

    Мне все-таки тревожно. Стихотворений Рубцов написал очень много. Всех, прямо, не перечесть √ так страшен их смысл. Сил душевных не хватает. Но вдруг он все же и иным . . .

30.01.2007
21:12

Николай Рубцов (Продолжение)

    Я все-таки очень мало стихов Рубцова прочитал. Пару с начала книги, тройку с конца.

    А ведь знаю, что был у него счастливый кусочек жизни, связанный с командировкой в Сибирь. Что если там и тогда он писал нечто отличавшееся от спокойного реалистического приятия гибели человечества?

    ВЕСНА НА БЕРЕГУ БИИ

    Сколько сору прибило к березам

    Разыгравшейся полой водой!

    Трактора, волокуши с навозом,

    Жеребята с проезжим обозом,

    Гуси, лошади, шар золотой,

    Яркий шар восходящего солнца,

    Куры, свиньи, коровы, грачи,

    Горький пьяница с новым червонцем

    У прилавка

    и куст под оконцем √

    Все купается, тонет, смеется,

    Пробираясь в воде и грязи!

     

    Вдоль по берегу бешеной Бии

    Гонят стадо быков верховые √

    И, нагнувши могучие выи,

    Грозный рев поднимают быки.

    Говорю вам: - Услышат глухие! √

    А какие в окрестностях Бии √

    Поглядеть √ небеса голубые!

    Говорю вам: - Прозреют слепые,

    И дороги их будут легки┘

    Говорю я и девушке милой:

    - Не гляди на меня так уныло!

    Мрак, метелица √ все это было

    И прошло, - улыбнись же скорей!

     

    Улыбнись! √ повторяю я милой. √

    Чтобы нас половодьем не смыло,

    Чтоб не зря с неизбывною силой

    Солнце било фонтаном лучей!

    1966

    Помня, что ╚в лоб╩ никакой настоящий поэт не говорит, я как-то обостренно чую в рубцовском Алтае сходство с Африкой, развивающейся сейчас экологически ультранечисто. Там и опустынивание, и обезвоживание, и много чего нехорошего. И мне представляется знаменательным в стихотворении перебивание картины, так сказать,хаоса хозяйствования в так называемых нецивилизованных странах золотым шаром заходящего солнца. Человекотворный хаос √ космос √ опять хаос человекотворный. Даже грачи┘ Казалось бы, они-то √ из дикой природы! √ Да. Но из той, чья экологическая ниша очень деформирована человеком, только рядом с человеком и могут они жить, как снегири, воробьи, жаворонки. Искалеченные виды. Как и горький пьяница. Еще тут и ремонтные, так называемые, виды растений: березы, куст. (Надо, чтоб 500 лет не было тут людей, чтоб вернулись повырубленные ели и кедры, так называемые климаксные породы для Алтая.)

    Это покажется нахальной натяжкой? √ Но откуда √ далее - такая информированность девушки милой об унылом прошлом лирического героя? √ Не командировочный роман тут? Почитательница рубцовского творчества?

    Разве не чувствуется какой-то натужности в описываемой радости бытия? Разве нет какой-то неустойчивости: чуть что не то √ смоет половодьем. Не утрировано ли нахождение тут автора в зоне сознания, переживаний и речи героя? Эти восторженные ╚командировочные╩ отчеты: ╚Говорю вам┘ Говорю вам╩. Лирический герой тут и не тут. В ╚не тут╩ он √ если биографически √ бездомный, нет постоянной прописки в паспорте, оттого и в командировку напросился.

    Оно, конечно, противочувствия ради необходимо, описывая внутреннюю радость, рисовать внешнюю грязь. Но, с другой стороны, безусловный позитив, космический, солнце как бы через сослагательное наклонение опять появляется в конце. Как бы в открытую притягивается за уши. И┘ обусловливает мое предшествовавшее притягивание неосновательности радости.

    И хоть восклицательных знаков в стихотворении аж шесть, помысленный отделенным от лирического героя, автор представляется спокойным реалистом, не опьяненным весной и влюбленностью. И Алтаем, Сибирью. Те, наоборот, предстанут козырной картой, что будет бита. Даже козырная √ бита: ╚зря с неизбывною силой╩

    И вспомнится, с каким настроением уезжал Николай Рубцов хоть куда-нибудь, где не надо прятаться от комендантов или напрашиваться на ночлег к знакомым или к собственной жене. Рубцов бегал по общежитской комнате и веселился от собственного экспромта:

    Наше дело √ верное,

    Наши карты √ козыри,

    Наша смерть, наверное, -

    На Телецком озере.

    (Вышеозначенная Бия вытекает из Телецкого озера.)

    А вот еще подтверждение, что ставка на Сибирь, - ╚могущество России Сибирью прирастать будет╩ (Ломоносов), - есть лебединая песня человечества.

    Сибирь как будто не Сибирь!

    Давно знакомый мир лучистый √

    Воздушный, солнечный, цветистый,

    Как мыльный радужный пузырь.

     

    А вдруг он лопнет, этот мир? [Эк махнул! Мир, не меньше┘]

    Вот-вот рукою кто-то хлопнет √

    И он пропал┘ Но бригадир

    Сказал уверенно: ╚Не лопнет!╩

     

    Как набежавшей тучи тень,

    Тотчас прошла моя тревога, -

    На бригадира, как на бога,

    Смотрел я после целый день┘

     

    Тележный скрип, грузовики,

    Река, цветы и запах скотский,

    Еще бы церковь у реки, -

    И было б все по-вологодски.

    1966

    Без комментариев, как говорится. Особенно, узнав, что у реки в селе Никольском, где был детдом и куда все возвращался и возвращался бездомный Рубцов, церковь была полуразрушена. Спокойное и как бы незаметное самоуничтожение последней надежды. Без внешнего одномоментного хлопка.

    В СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНЕ

    То желтый куст,

    То лодка кверху днищем,

    То колесо тележное

    В грязи┘

    Меж лопухов √

    Его, наверно, ищут √

    Сидит малыш,

    Щенок скулит вблизи.

     

    Скулит щенок

    И все ползет к ребенку,

    А тот забыл,

    Наверное, о нем, -

    К ромашке тянет

    Слабую ручонку

    И говорит┘

    Бог ведает, о чем!..

     

    Какой покой!

    Здесь разве только осень

    Над ледоносной

    Мечется рекой,

    Но крепче сон,

    Когда в ночи глухой

    Со всех сторон

    Шумят вершины сосен,

     

    Когда привычно

    Слышатся в лесу

    Осин тоскливых

    Стоны и молитвы, -

    В такую глушь

    Вернувшись после битвы,

    Какой солдат

    Не уронил слезу?

     

    Случайный гость,

    Я здесь ищу жилище

    И вот пою

    Про уголок Руси,

    Где желтый куст,

    И лодка кверху днищем,

    И колесо,

    Забытое в грязи┘

    1966

    Можно ли ждать от Рубцова, - как бы антиинтеллигентски ориентированного (те √ горожане-современники, шестидесятники, еще во что-то верят и трепыхаются), - мандельштамовских почти непостижимых ассоциаций или ассоциаций Андрея Белого, предлагающего своим читателям помнить все его творчество, чтоб осознанно воспринимать, на что намекает то или иное слово, звук? Что тут за грязь в начале и в конце? Не та ли √ из ╚Бии╩? Что за прятки малыша? Не те ли, какими автор, дитём, донимал свою умиравшую мать? Что за неотзывчивость к щенку? Не гены ли предателя-отца играют? И ведь и собственную дочку Рубцов еще при жизни своей одарил безотцовщиной┘ Малыши √ домашние деспоты зачастую. Как и взрослые люди к матери-природе (что ждет ромашку?). Да и к себе подобным - деспоты. На войне. Не потому ли она вспомнена, что лишь глуши пока не достигает. И глушь √ последняя надежда Земли. Не приятие ли тут и исчезновения последней надежды? От ассоциации с перевернутой лодкой: в Никольском кладбище было на другом берегу реки и покойника везли в лодке, как Харон. И почему куст желтый? Цвет неверности? Или осени. Усыпания природы. И потому √ эти грустные слова: ╚тоскливых╩, ╚стоны╩, ╚слезу╩. И ╚покой╩ становится каким-то очень многозначительным. √ Конец человечеству. Отвоевалось.

     

    Есть еще способ проверки √ взять стихотворение-другое, наобум открыв книгу.

    СТОИТ ЖАРА

    Стоит жара. Летают мухи.

    Под знойным небом чахнет сад.

    У церкви сонные старухи

    Толкутся, бредят, верещат.

     

    Смотрю угрюмо на калеку,

    Соображаю, как же так √

    Я дать не в силах человеку

    Ему положенный пятак?

     

    И как же так, что я все реже

    Волнуюсь, плачу и люблю?

    Как будто сам я тоже сплю

    И в этом сне тревожно брежу┘

    Опять мировая тоска. Но не романтическая тоска пасынков эпохи очарования Разумом, или коммунизмом, которого обещано достигнуть через 20 лет (от чего все только усмехнулись). Потому что все √ пасынки жизни: не только доживающие свой век старухи, хоть к церкви под старость вернувшиеся, раз нет счастья в этой жизни. Не только калека по жизни √ пасынок ее. И самое в истории справедливое общество не смогло его не столкнуть в нищету. √ Даже и не калеке, даже не старому нет возможности дать калеке хоть пятак.

    Никакого упоения мировой тоской, как у романтиков. А трезвое рассмотрение. И приятие. И потому замирают чувства. Все √ умирает. Не бунтовать же, если ну всё-всё.

     

    Следующее наобум.

    ГОЛОЛЕДИЦА

    В черной бездне

    Большая Медведица

    Так сверкает! Отрадно взглянуть.

    В звездном свете блестя, гололедица

    На земле обозначила путь┘

    Сколько мысли,

    И чувства, и грации

    Нам являет заснеженный сад!

    В том саду ледяные акации

    Под окном освещенным горят.

    Вихревыми, холодными струями

    Ветер движется, ходит вокруг,

    А в саду говорят поцелуями

    И пожатием пламенных рук.

    Заставать будет зоренька макова

    Эти встречи √ и слезы, и смех┘

    Красота не у всех одинакова,

    Одинакова юность у всех!

    Только мне, кто любил,

    Тот не встретится,

    Я не знаю, куда повернуть,

    В тусклом свете блестя, гололедица

    Предо мной обозначила путь┘

    1969

    Собственно, лирический герой проходит мимо счастья других. А то даже и банально. И можно б было себя этим ублаготворить сегодня. Но он удовлетворяется самой неумолимой стрелой времени. Самим путем, пусть и неудобным. Это не бегство в себя и тем - в абсолютную свободу. Это, наоборот, смирение паче гордости. Но┘ перед кем (чем)? √ Аж перед лицом Большой Медведицы.

     

    Вроде, сходится все.

     

    30 января 2007 г.

28.01.2007
16:08

Николай Рубцов

    Такую книгу я читал┘ Можно б сказать апокалиптическую. Но нет. Она научная. И потому, - не чета страстному ╚Апокалипсису╩, - написана безэмоционально. Факты, . . .

25.01.2007
18:55

Светлана Фельде

    Чем я могу быть полезен читателям, если всем рассказ нравится и все в нем все поняли? Какой кому интерес вникать, как я могу объяснить какую-то текстовую частность, . . .

28.12.2006
13:59

Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда

    Однажды, в перестройку, я выиграл спор у одного партийного сослуживца. - Знаешь, к чему относилось троекратное ╚учиться╩ в речи Ленина в 18-м году перед молодежью? - . . .

23.12.2006
20:12

"В лоб" и не "в лоб"

    Давно уж (http://art-otkrytie.narod.ru/nabokov.htm, http://topos.ru/article/3942) я вывел для себя, что Набоков всю жизнь имел одного и того же типа идеал √ идеал сверхбудущего. Это видно и из . . .

16.12.2006
14:09

Передвижники

    На одной из игр ╚Что? Где? Когда?╩ зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину . . .

10.12.2006
19:40

Предуказанность или непредвзятость?

    Юмореска Леонида Нетребо ╚Хохлы позорные╩ (http://www.pereplet.ru/text/netrebo07nov03.html) замечательно коротка. И уже этим одним кричит против тяжеловесных моих дум о характере . . .

06.12.2006
14:47

Еще о Нечипоренко

    А что если специально Юрий Нечипоренко в рассказе ╚Моторчик╩ (http://www.pereplet.ru/text/motor.html) ═сделал незабористый, бедный конец? И язык изложения √ ненасыщенным . . .

02.12.2006
13:34

Юрий Нечипоренко

    Читаю вот такие слова знаменитого Виктора Шкловского: ╚вещь может быть: 1) создана как прозаическая и воспринята как поэтическая, 2) создана как поэтическая и . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100