TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.11.2019
12:45

Страдания с современным искусством

    Они начинаются с того, что не удаётся найти в интернете произведение представителя современного искусства, место, где была б репродукция произведения, название, . . .

15.11.2019
12:49

Контрики

    В этом году исполнилось 50 лет с показа на Каннском фестивале положенного в СССР на полку гениального фильма Тарковского “Андрей Рублёв”. Контрики – это я про . . .

14.11.2019
16:05

Серость

    Недавно один недоброжелатель заметил публике, как много у меня в статьях личных местоимений 1-го лица. Я огрызнулся ссылкой на Матюшкина, промодулированного мною, . . .

11.11.2019
22:44

Я в ужасе

    Почти 60 лет тому назад я объявил в душе своей войну искусствоведам, возмущённый непонятностью их талдычения об искусстве. Живописном, в первую очередь. Я поклялся . . .

10.11.2019
13:30

Трудности

    Люблю нарываться на трудности. Сейчас перед вами, читатель, будет сеанс ультраискренности. Раз я решил монетизировать своё умение, как я считаю, вскрывать, каким . . .

08.11.2019
17:23

Понять значит простить

    Я говорю о фильме Звягинцева “Изгнание” (2007). Всё, что я пишу, надо понимать как намёк и попытку приближения к истине. Приближение к которой в принципе не . . .

07.11.2019
15:52

Вольному воля

    Я очень не люблю неограниченности. Даже на инженерской работе, помню, даже считая самое начало темы самой творческой частью. Может, влияло детство пай-мальчика . . .

06.11.2019
12:56

Субъективность

    Сегодня раскланялся с последним оппонентом из осиного гнезда, куда меня занесло в попытке навязать научность там, где её не воспринимают. Обозвал он . . .

05.11.2019
16:05

Мой результат спора двух аполитичных

    Спор был о Высоцком. Оппонент был за то, что "Высоцкий не ставил перед собой задачи – спасение социализма… Высоцкий не был диссидентом и борцом с социализмом, . . .

04.11.2019
15:36

По случаю

    Случай – такой разговор в социальной сети: Один: Вы меня спросили: "Где это Высоцкий про спасение социализма, как свою сверхзадачу, вам напел?" - Я написал несколько . . .

01.11.2019
17:15

Чем чёрт ни шутит...

    Я пишу это в особо-драматический день. Несколько раз пробовал найти произведение с тайной: рассказ один прочёл, фильм один посмотрел. – Мимо. И от отчаяния . . .

29.10.2019
23:02

Спорю о вкусах

    Спорю о вкусах. Слыву за то неприятным человеком. На днях опубликовал переписку об этом в месте, где большинство мою точку зрения не разделяет. Это о Высоцком. И вот . . .

28.10.2019
19:27

Признаюсь честно

    Признаюсь честно: меня не впечатлило рассматривание репродукций картин Ларионова. Но меня зацепило, что он – глава авангардистов России. Как ни в почёте у меня . . .

27.10.2019
11:53

Фантасмагория

    Амнуэль: Я его [Михалкова] спросил, вы хотите жить в нормальной стране или в великой. Никита, ни минуты не думая, автоматически сразу ответил: в великой. Вот до тех . . .

25.10.2019
10:38

Новое время - старые песни

    Мне так каацца. А. Райкин Однажды мой лучший товарищ и всегдашний идейный противник, вновь пожелав меня уесть, сказал, что у меня в текстах перебор слова “же”. . . .

21.10.2019
14:14

Капец?

    Как побитый себя чувствую. Получил урок "отсутствующего горизонта будущего” (http://gefter.ru/archive/22681). Наткнулся там же на ссылку на книгу Магун А. Постмодернистский . . .

20.10.2019
12:59

Я волком бы выгрыз...

    Механизм создания догматизма у меня такой. – Я насобирал искусствоведческих принципов, заметил, что они взаимосогласованы, нанизал на них целые гирлянды . . .

17.10.2019
13:15

Знаете ли вы, какой первый смертный грех у католиков?

    Когда я осведомился, какой первый смертный грех у католиков – гордыня – я решил писать эту статью. Внутренняя подстраховка мне была не нужна: я две статьи написал об Акутагаве, и в обеих мне пришлось вывести, что он – ницщеанец. Но я подумал, что не мешает и внешняя. И спросил у поисковика: “Акутагава ницшеанец”. Второй позицией в списке была моя статья, но первой – чужая. Мол, боролся он с ницшеанством. Это не важно. Важно, что он о нём знал. Мне хотелось прочесть, как он о Ницше узнал. В Википедии о нём буквосочетания “ницш” нету. Но там есть, что он "поступил на отделение английской литературы филологического факультета Токийского университета”. – Ну так я решил, что там он не мог миновать ницшеанства. Борхес подбодрил: "он постоянно возвращался к Шопенгауэру [и] каппы становятся у него людьми и ничтоже сумняшеся ссылаются на… Ницше” (http://lib.ru/BORHES/s1.txt). И ещё в одном месте я нашёл, что он с детства даже знал Ницше, и позже: "…философия… Ницше, серьезно увлекла студента Акутагаву” (https://profilib.org/chtenie/108901/lyudmila-saraskina-besy-roman-preduprezhdenie-41.php). Ну и о католичестве, надо думать, он тоже имел понятие.

    А в чём дело?

    В том, что меня осенило (имея в виду, что Акутагава ницшеанец), что общего в показаниях в рассказе “В чаще”. Показывает разбойник, жена убитого и дух убитого. Все одержимы гордыней и говорят, каждый, что убил он.

    Разбойник горд, что ему достался такой сильный противник:

    "На двадцать третьем взмахе мой меч пронзил его грудь. На двадцать третьем взмахе - прошу вас, не забудьте этого! Я до сих пор поражаюсь: во всем мире он один двадцать раз скрестил свой меч с моим. (Веселая улыбка.)”.

    Какая гордыня! Ему нипочём, что его ж казнят. В Японии по сей день есть смертная казнь за убийство – статья 199 (https://pikabu.ru/story/smertnaya_kazn_v_yaponii_1710574). Но он должен рассказать о своей феноменальной победе, собственная смерть его не страшит.

    Изнасилованная на глазах у мужа жена говорит, что из гордыни убила мужа (плохо на неё смотрел):

    "Все с тем же презрением ко мне муж проговорил одно слово: "Убивай". Почти в беспамятстве я глубоко вонзила кинжал в его грудь под бледно-голубым суйканом”.

    Себя, правда, она, как хотела, не смогла убить, зато это теперь сделает власть – гордыня опять восторжествовала.

    Ну и дух убитого говорит, что, будучи живым, он потому же покончил с собой – взыграла гордыня.

    Возмущённый желанием женщины, чтоб за презрение к ней, выражаемое привязанным к дереву мужем, мужа разбойник убил, разбойник её оттолкнул ногой, а мужу надрезал верёвку. Муж освободился и закололся, раз жена его предала (в принципе согласилась пойти в жёны разбойнику).

    Абсурд: каждый говорит такую версию, которая опровергает версии остальных. И никто не врёт. Духу убитого врать незачем. Разбойник смерти не боится (зачем ему врать):

    "Подвергните меня самой жестокой казни - я ведь всегда знал, что когда-нибудь моей голове придется торчать на верхушке столба. (Вызывающий вид.)”.

    И жена хочет смерти, которой она не смогла подвергнуть себя – чего ей теперь врать про что-то.

    Остаётся вопрос: почему кинжала (он принадлежал женщине) не было в груди убитого, раз он сам его в себя вонзил (в двух остальных версиях женщина его подняла и унесла с собой).

    "И меня [мужа], распростертого на земле, окутала глубокая тишина.

    И вот тогда кто-то тихонько подкрался ко мне. Я хотел посмотреть, кто это. Но все кругом застлал сумрак. И кто-то... этот кто-то невидимой рукой тихо вынул кинжал у меня из груди. В тот же миг рот у меня опять наполнился хлынувшей кровью. И после этого я навеки погрузился во тьму небытия”.

    Это последние слова рассказа.

    Мистика? Или подлая, по версии духа мужа, это жена вернулась забрать улику на себя. – Последнее есть порождение меня, суетного, и не должно приниматься в расчёт. Значит – мистика. Иномирие, иными словами. То, что я считаю подсознательным идеалом ницшеанца.

    А идеал – нечто позитивное (иначе оно не может быть идеалом живого человека). В христианстве это – тот свет с прощением покаявшихся и Царствием небесным для бестелесных душ. Ницшеанство же – враг христианства (и потому у Акутагавы всё вертится вокруг главного смертного греха католичества, гордыни). Ницшеанское иномирие принципиально недостижимо. И тут – надо как-то суметь себе внушить – позитив.

    Это выразить Акутагаве и удалось и не совсем.

    Не совсем – словами показания духа убитого не в конце:

    "…меня жжет негодование. Вот что сказала жена [разбойнику]: "Ну, так ведите меня, куда хотите". (Долгое молчание.)

    Но ее вина не только в этом. Из-за Этого одного я, наверно, не мучился бы так, блуждая во мраке”.

    Видите, духу убитого плохо в иномирии. Без отмщения (гнев – четвёртый смертный грех в католичестве). Потому дух убитого пришёл свидетельствовать.

    А пока дух ещё не совсем расстался с телом, образ иномирия тут, в Этом мире, был прекрасным:

    "Когда грудь у меня похолодела, кругом стало еще тише. О, какая это была тишина! В этой горной роще не щебетала ни одна птица. Только на стволах криптомерий и бамбука горели печальные лучи закатного солнца. Закатного солнца... Но и они понемногу меркли. Уже не видно стало ни деревьев, ни бамбука. И меня, распростертого на земле, окутала глубокая тишина”.

    И не так красиво – последними словами рассказа.

    Я уж и не знаю, что дало себя знать, почему иномирие не показано последовательно: принципиальная недостижимость его или отсутствие иномирия в сознании писателя (из-за присутствия в подсознании).

     

    Это слабое место в моём мнении об иномирии ницшеанца: оно, мол, сознанию автора не дано, если он художник. Обращение к подсознанию вообще есть слабое место, пока наука не сможет отличать по сканам чего-то в мозгу, где и когда перед нами подсознательный идеал, а где что-то иное, тоже подсознательное (ну, например, установка на русский язык, возникающая, в частности, из-за кириллицы).

    25 июля 2019 г.

14.10.2019
04:13

Как мне себя вести?

    Я чувствую, что повторяюсь. А не могу сдержаться и раз за разом лезу со своим уставом в чужой монастырь. Могу приесться как приставучий? Ведь сколько раз я ни . . .

13.10.2019
09:20

Даёшь романтизм!?.

    Начну издали. И, извиняюсь, с политики. Я уел сторонника нацистского влияния на политику Украины. Это – я заподозрил и оказался прав – уязвило другого, такого же . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100