В Саратове, недалеко от вокзальной площади, располагался, а может быть и теперь располагается маргариновый завод. Из чего там топили маргарин, остается на совести Пищепрома, но запах этот завод распространял вокруг себя тошнотворный. Рядом с маргариновым заводом стояли жилые дома, что заставляло вспомнить простонародную поговорку <Человек не свинья, ко всему привыкнет>.
Запах нищеты - другое название для этого амбре придумать трудно. Нищета - понятие относительное, потому и пахнет она в разных странах по-разному. Запах горелого маргарина - это нищета России, Прибалтики и Восточной Европы. В Германии это запах горелого бараньего жира возле турецких домов, в центральной Европе это резкий запах дезодорантов - горячая вода стоит слишком дорого для небогатого человека, в Америке - вонь марихуаны на школьном дворе, в Центральной Азии - миазмы сточной канавы, проходящей прямо посредине улицы.
Нищета материальная - дело житейское, и грех мудрствовать по этому поводу.
Отвратительна нищета духовная, пусть и она есть непременный спутник обыденной жизни, но спутник стыдный, грязный, унижающий честь и достоинство людей более, чем все свидетельства нищеты материальной.
Рассуждать об американской массовой культуре здесь не будем - с нею все ясно, достаточно посмотреть голливудскую "фильму" <Титаник>. Оборотимся на русскую действительность.
Тупые морды бандитов с цепями на шее всем примелькались еще в советское время - тогда эти морды сидели по райкомовским и обкомовским кабинетам от Мурманска до Ташкента и от Вильнюса до Чукотки. Черные <Мерседесы> ползают по телу России как жирные вши, сменив черные <Волги> семидесятых, и ничего нового в этом нет.
Духовной нищетой смердит из непривычных мест, раскройте, к примеру <Новый Мир> с текстом <писателя> Анатолия Быкова, глупость и бесталанность которого уже не раз, наверное, заставила перевернуться в гробу покойного редактора этого журнала. Посмотрите фильм, где великого русского писателя Бунина духовные пигмеи изобразили дефективным подростком, или просто почитайте в Интернете <Русский (!) Журнал>, где издатель пытается насадить в России <духовные ценности> из нью-йоркских пивных - всего не перечислишь.
Запах горелого маргарина явственно возникает и на страницах Дискуссионного Клуба, когда очередные <радетели> русской культуры рассказывают нам о <десятках талантливых русских писателей>, якобы подвизавшихся когда-то на страницах пропагандистского радиожурнальчика <Свобода>.
Необразованность, нелепые амбиции, слепая тяга к копированию поведения западной черни - вот что отличает нищего духом любителя пепси начала двадцать первого столетия.
Этих рязанских и житомирских "леди и джентльменов от рэпа" не перевоспитаешь, и единственное, что здесь можно сделать - это чаще проветривать помещения.
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
- Равнозначно по степени художественного осмысления действительности "стихотворениям в прозе" И. С. Тургенева
|