29.03.2002 16:08 |
"Алхимия финансов" Как химия использует иногда то, что досталось ей в наследство от алхимии, так и социология может, я думаю, использовать некоторые понятия лженауки, именуемой "экономикой".
Речь идет о Японии и о том, что именуется "капиталовложениями". Если некто печет пирожки и торгует ими на улице, то после того, как он расплатится за муку, мясо, масло, уголь, угол, за то, что съел он сам и его дети, то оставшиеся деньги он может прогулять в пивной, или купить новый противень, чтобы испечь еще больше пирожков. Чем более ловок и сообразителен человек, тем дешевле ему обходятся пирожки. Чем более он жаден до денег и власти, тем больше он вкладывает в покупку новых противеней. В зависимости от традиций того места, где он прозябает, производитель пирожков или убивает своих конкурентов гирькой в темном переулке, или создает тайный пирожковый картель, воспрещающий снижать цены на пирожки. Чаще всего эти два метода применяются совместно, что вызывает синергетический эффект. Так работает "свободный рынок".
Ну, а что Япония? С Японией случилось то, что рано или поздно случается со всеми любителями картелей со льдом и кирпичных коктейлей. Японии надоело участвовать в крысиных бегах конкуренции и выстаивать часами в темных переулках с гирькой наготове. Япония - страна до ужаса патриархальная, деревенская. Еще и сегодня, если вы решили жениться, родители ваши тщательно исследуют родословную невесты на предмет существования среди ее предков бомжей и мусорщиков. Как и в старой России, в Японии люди живут "на миру", что, заметим справедливости ради, как и в России, не мешает использованию в быту совсем уже подлых методов борьбы за первенство.
Азиатские привычки совсем не чужды Японии, и здесь традиционное для Азии сидение на печи существует в виде созерцания "сада камней" или другой полумистической дребедени. Японский мужик, оказавшись среди противных его духу чипов и скринов, взбунтовался и отказался тратить деньги на новые противени. Он вспомнил, как приятно сидеть в бочке с горячей водой или потягивать сакэ. Крысиные гонки вдруг остановились и участники стали недоуменно пялиться друг на друга, топорща усики и поблескивая глазками. Иена резко пошла вниз.
Невежественные "экономисты" будут вам рассказывать о возросшей конкуренции со стороны "азиатских тигров", о сокращении "рынков сбыта", но не принимайте всего этого шаманства всерьез. Если некто перестает участвовать в крысиных гонках, то прежде всего это случается потому, что ему это надоело.
Чем больше крысиного в характере нации, тем дольше она остается на беговой дорожке.
|