ЛИТЕРАТУРА И МЫ
ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина
06.05.2022 |
Из письма-саморецензии на пьесу "ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ГРЖМСКА..."
|
|||||
23.05.2020 |
|
|||||
23.04.2020 |
|
|||||
04.03.2020 |
|
|||||
28.02.2020 |
|
|||||
23.01.2019 |
|
|||||
04.12.2018 |
Закатилась литературная звезда Ленинграда
|
|||||
02.04.2017 |
Умер Евгений Александрович Евтушенко
|
|||||
31.07.2016 |
Умер Фазиль Абдулович Искандер.
|
|||||
21.04.2015 |
ДЖУНГЛИ В ЦЕНТРЕ ВОСТОЧНО-РУССКОЙ РАВНИНЫ
Впечатления по прочтении повести Владимира Никитина "ТУСКЛЫЙ СВЕТ СОЛНЦА"
Замечательный русский стилист, живоописатель русского Крайнего Севера, профессиональный охотник и путешественник Владимир Эйснер, живущий ныне в Германии, едва начав читать эту повесть, отставил ее в сторону, сказав лишь: "Извините. Не мое". Большинство его и моих сверстников и читателей отнеслись бы к этому произведению точно так же. Разве что нашелся бы какой-нибудь хам (типа отставного судьи И. Домбровского, обозвавшим повесть эту "романом для татуированных"), который бы обругал автора последними словами, так и не объяснив причину своего разочарования при чтении книги. А мне поведанная "Тусклым светом солнца" история понравилась. Тем, что она очень достоверна, открыта и беспощадна по отношению к персонажам. По сути, повесть эта является первым мной встреченным произведением молодой русской прозы, говорящим о действительно серезных и важных проблемах, стоящих перед современным русским обществом. И речь идет тут о проблемах, которые в провинции еще кое-как, с грехом пополам разрешаются всем миром, минуя властные структуры, погребая под русским "наплевать" целый спектр противоречий, которые в другой цивилизации привели бы к краху государства. Потому что рассказывает повесть о молодом поколении переставшей уже давно быть русской Москве, диктующей моду на то, как жить, всей России. То есть мы тут говорим о произведении типичном для так называемой городской прозы, весьма популярной в 1970-е годы, а теперь практически исчезнувшей из сознания русскоговорящего населения планеты. И то, что дошедший до Северного полюса Владмир Эйснер считает не своим в этой повести, для миллионов русских парней и девушек двадцать первого века, живущих в бетонных джунглях современных городов России, есть самая настоящая и ничем не приукрашенная жизнь: и задымленные, переполненные дискотеки, именуемые нынче клубами; и повсеместнео распространенные наркотики, и продажность всех и всем, и повальная пошлость в речи и поведении всех подряд персонажей, пропагандирующая пошлость во имя торжества пошлости, и срам, введенный в норму. В 19 веке такую книгу бы назвали "зеркалом нашей действительности", "энциклопедией новой русской жизни", "антисемитской пошлятиной" или еще как-нибудь звучно. Журналы бы устроили по поводу нее дискуссии. Критики бы стали вызывать друг друга на дуэль. Курсистки бы рыдали над трупами застрелившихся юных литераторов-завистников В. Никитину. Но 21 век просто не обратил внимания ни на автора, ни на его героя, "поставившего точку пули в своем конце" только потому, что ему на протяжении всего повествования попадается то на глаза, то в руки один и тот же переделанный из газового в боевой пистолет. Потому что сегодня всем в России стало наплевать на то, что есть такие молодые и талантливыве, честные и справедливые мальчишки, кто не видят смысла жить в родной стране и - за неимением возможности эмигрировать хоть куда, лишь бы из России - убивают себя. Даже студенты МГИМО, у которых такой шанс есть. Потому что они - дети "поколения, выбравшего пепси", ставшего вкупе с озверевшей от недостаточного финансового обеспечения советской интеллигенцией, двигающей силой перестройки и распада Советского Союза. Папы и мамы нового поколения талантливых самоубийц, когда-то крушащие советских бюрократов, занимают посты в еще более забюрократизированных учреждениях, теряют там часы своих жизней за созданием видимости деятельности и воровством государственных средств, а потом, придя домой, заняты вовсе не детьми своими, а сидят у компьютеров и играют в идиотские компьютерные игры, не слушая стенаний душ детей своих. Папы, мамы и дети, толкущимеся в дебрях московских тусовок годами напролет, не понимают друг друга не только ментально, как герои И. Тургенева, но даже на уровне разговорной речи. Ибо говорят они хоть и по-русски, как Эйснер, но при этом и как бы совсем не по-русски, чирикают словно. Поколение пепси, выросшее на стереотипах сознания, вложенных в них псевдомудростями скандальных песен Кима и "Машины времени", не прочитавшее за все с вои жизни ни одной порядочной книги, пользуется в повести В. Никитина идиоматическими оборотами, пришедшими на Русь из уголовного мира, а потому все-таки слегка понятными читателям моего - послевоенного - поколения. Но речь их детей пестрит столь великим числом англоязычных терминов, прошедших "обработку" русской лексикой, оснастившей их предлогами, суффиксами и окончаниями сугубо русскими, что эстет В. Эйснер, знающий латынь, испанский, поклонник Льва Толстого и А. Пушкина, просто растерялся от нахлынувшего на него потока внешних бессвязанностей в речах персонажей повести "Тусклый свет солнца". Хотя в глубине души этот русский писатель, даже живя в Германии, понимает, что какая-то связь в потоке словесного мусора, льющего из уст персонажей повести, есть, что за всем этим хламом звуков можно обнаружить смысл. Но зачем читателю догадываться о том, что хотел сказать автор? Да и зачем старику-иностранцу вдаваться в проблемы русской молодежи? Тем более, и не русской, а столичной... Для того, чтобы понять молодых москвичей из так называемых бомондов, нужны словари, нужны целые учебники, толкующие те или иные понятия, определяемые парой-другой непривычных русскому уху звуков. И нужны такого рода книги живущим в России русским людям в большей мере, чем бомондомосквичам - их носителям и произносителям. Ибо поколение детей "поколения выбравшгего пепси", - это будущее России. То есть - даже будущее руководство будущей России. Потому что в сверхкоррумпированной сегодняшней России только детям тех, кто стоит сегодня у власти на всех уровнях, и доступно стать во главе всех органов всех властей России опять-таки на всех уровнях. И то, что часть этого юного блатняка отстреливает себя на одном из первых этапов гонки за портфелями, не делает эту гонку ни более полезной, ни бесполезной. Никому в России нет дела до смерти юного искателя истины, потерявшего походя девственность с женщиной, которой он не нужен, вышибленного из МГИМО за сомнения в правильности выбранного новой Россией пути, не нужного даже обоим родителям, отделывающегося от сына денежными подачками. Как нет никому дела и до его научного руководителя, расставшегося с преподавательским высокооплачиваемым местом в суперпрестижном ВУЗ-е из-за поганой жалобы-доноса закавказского студенческого лобби, учащегося в московских институтах за деньги. Потому что деньги в новой России - всему голова. Продажный МГИМО выпускает продажных, неквалифицированных дипломатов для России и бывших союзных республик за деньги, источник которых не интересует никого: от мафии ли они, за смерть ли русских парней в Чечне или где там еще, из уворованных от недоплаченных по долгам России чиновниками СНГ средств. Все это в мире чирикающих на русскоподобном языке не суть важно. Джунгли Москвы пожирают доллары и души наших потомков, как древний Молох сожрал целые народы Средиземноморья, уничтожил родину демократии Древнюю Грецию и породившую законодательство Римскую империю. Я не правильно выразился, когда сказал, что мне понравилась эта повесть. Нечему и некому в ней нравиться. Этот мир - не мой. Но он существует. И это надо знать. .
|
|||||
15.04.2015 |
|
|||||
20.03.2015 |
СЛОВО – НЕ ВОРОБЕЙ (на смерть Валентина Распутина)
|
|||||
18.02.2015 |
КРУГОВОРОТ ГЛУПОСТЕЙ В ПРИРОДЕ (сказки тувинского гостя)
|
|||||
09.02.2015 |
|
|||||
18.01.2015 |
НЕ ЛЕТАЙТЕ САМОЛЕТАМИ «АЭРОФЛОТА»
|
|||||
01.01.2015 |
|
|||||
04.11.2014 |
|
|||||
16.09.2014 |
|
|||||
22.06.2014 |
ХАЛЯВА или ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ ПРИЧИН, ПОВЛЕКШИХ НЫНЕШНИЕ СОБЫТИЯ НА УКРАИНЕ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
|
|||||
12.06.2014 |
|
1|2|3|4|5|6|7 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"