TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

12.07.2020
12:40

Досадно

    Досадно на себя и на людей. Ну, вот, название. Я даю название субъективное: “Досадно”. – Кому интересно, что со мной происходит. Да? Кто я такой, чтоб кому-то этим . . .

11.07.2020
11:56

Неужели тайна?

    Есть такая серия на историческом телеканале – “Тайны великих картин”. И вот однажды там раскрыли тайну картины “Меняла с женой” (1510-1515) Массейса во французском . . .

10.07.2020
17:21

В чём тут противоречие?

    Противоречие, которое составляет самую суть тела художественного произведения, имеет вредное свойство быть незаметным читателю, зрителю, слушателю. А ведь, его . . .

09.07.2020
22:02

Однажды Борис Бурда...

    Однажды Борис Бурда, прочитав мою машинописную книгу о Высоцком, сказал, что тот бы мне морду набил. – Оно и понятно. Бурда кулинарией хорошо вписался в . . .

08.07.2020
19:16

Что тут можно высосать?

    Мой ангел-хранитель или не знаю, кто и что, - я атеист, - каким-то образом вытаскивает меня из искусствоведческих авантюр, в которые я то и дело ввязываюсь. Сейчас я . . .

08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в . . .

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством взрослых. Взрослые мрачны, потому что весь Этот мир ТАК плох, что хочется вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.

    Неужели и для детей окружающий мир очень и очень плох и потому хочется из него вон?

    Мне лучше всего помнится в связи с такими вот картинами –

    Орлов. Летний вечер. 2005.

    Орлов. Летний пейзаж со стрекозами. 2009.

    как я, шестилетка, летал в траве боевым лётчиком. Трава была лесом с огромными деревьями. А я пролетал на бреющем полёте и бомбил прячущихся немцев. Ими были муравьи.

    Это было в 1944-м году в маленьком украинском городе Ромны в разбомбленном здании суда (так о нём говорили взрослые), на кучах кирпича, проросших диким бурьяном в мой рост, под впечатлением побед Красной Армии и помня о нашем, семьи, бегстве из Ромён от фронта в 1941-м на подводе, когда нас догоняли немецкие самолёты и бомбили.

    А я был болезненным послушным ребёнком. По ночам мне снились кошмары, как лично за мной гонятся фашисты. И я днём оттягивался на смелых фантазиях в упомянутой траве и в рисунках с наступающими на бывший на слуху какой-то Атлантический вал (окопы фашистов) советскими танками и самолётами (я умел рисовать).

    Вот и у Орлова… Катастрофическое сознание.

    "Когда я задумываюсь, чем же я занят всю жизнь, каковы основные мотивы моего творчества, я отвечаю себе: вероятно, это мечта о красоте, о гармонии окружающего мира и постоянная боязнь, что этот мир исчезнет, погибнет. Желание оградить хрупкую красоту, тонкое обаяние этого Божьего мира от Темных сил, от надвигающейся катастрофы. И я – человек, воспитанный в советском атеистическом обществе, – все же часто про себя произношу молитву: Господи, сохрани этот чудесный мир, не дай ему погибнуть, Господи, дай мне силы славить этот мир, передать красоту этого мира! Но потом вспоминаешь далекий летний день, журчащий ручей, россыпь звездочек-цветов, ветер, шевелящий вершины сосен, и белые облака над ними, - и ощущение беды, катастрофы отступает. Появляется надежда. Может быть, все образуется? Ведь мир изначально так гармоничен, так прекрасно устроен!” (https://www.liveinternet.ru/users/3162595/post310907894/).

    О чём это? – О ядерном Апокалипсисе проще всего думать.

    "…сначала война, потом “холодная война”; борьба за мир, когда камня на камне не останется, затем бросали бомбы – атомные и водородные, возникали различные кризисы, которые чудом не завершились катастрофой: то берлинский, то венгерский, то карибский…” (И. Орлов. http://artprima.ru/articles/o-xudozhnikax/stranstvie-stranstvij-igorya-orlova-aa-yuferova.html).

    “Страх людей быть замеченными, “высунуться” обрекал общество за серость и застой” (https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Katastr/07.php).

    Чувствительного художника это тоже могло доводить до крайности.

    Но не сходится это с датами создания произведений. Что теперь?

    "После 1991 года россияне обнаружили, что их тревоги изменились. Теперь они испытывают жестокий неумолимый страх главным образом из-за пороков государственной машины… Более двух третей современных россиян боятся встречи с преступниками в своей повседневной жизни” (https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Katastr/09.php).

    А то, что кончилось время гарантированной занятости и, значит, материальной обеспеченности…

    Но слова о гармонии у Орлова выглядят противоположными ницшеанству. Это как я тонул в отрочестве. Чуть ли не в луже. И, уже наглотавшись воды, взяв себя, наконец, в руки, я опустился на дно (а то я не знал, где верх, где низ), потом присел, сильно оттолкнулся ногами и выскочил по пояс над водой. Увидел этот бесконечно прекрасный мир… Это ослепительно-голубое небо… Эту ярко-зелёную траву… Я, так и не сумев вдохнуть (лёгкие были заполнены водой), тут же ушёл опять под воду. Но красоту Этого мира запомнил. – Я не ницшеанец. Орлов, выходит, тоже. Это идеал трагического героизма. “Вот-вот и взойдёт” Высоцкого.

    Разве что это у Орлова не характерное, идущее от сознания. Тогда как в подсознании – всё-таки ницшеанство с иномирием, досягаемым только в творческий миг.

    Орлов. Пейзаж с букетом и интерьером. 1996.

    Орлов. Валдайский пейзаж. 1998.

    Орлов. Вечерний интерьер с красным абажуром. 2000.

    Орлов. Натюрморт с грушами. 2003.

    И теперь словам художника уже верить нельзя:

    "Полотна последних лет отличает глубокая внутренняя умиротворенность, тишина, благодарная радость. “Я часто мысленно произношу молитву: Господи, благодарю Тебя за то, что Ты мне дал еще один день – такой неповторимо прекрасный. Благодарю за то, что я могу видеть, слышать, передвигаться, осязать, обонять, думать, вспоминать. Я начинаю день, и у меня нет уныния. Господи, помоги мне славить этот мир, передать его красоту и неповторимость. Я – частица этого мира. Капля воды сливается с океаном, а океан сливается с каплей. Так и я соединяюсь с окружающим миром, и мир входит в меня, образуя неразделимое целое”, – пишет художник” (http://onaturmorte.ru/sovremenniy-naturmort/natyurmorty-igorya-orlova/, ссылка на журнал "Юный художник" № 6, 2006).

    Он же Абсурдом вдохновлялся. Иномирием таким.

     

    Ницшеанству одновременно повезло и не повезло. Не повезло с исследователями и мною. Повезло – с авторами и восприемниками их. Не повезло с исследователями, потому что они его не распознают зачастую. А со мной не повезло, потому что из-за необщепринятости самого перца в ницшеанстве (иномирия, симметричного тому свету религий иных) мне трудно эту идею донести до своих читателей. (То, что необычно, встречается в штыки многими.) А повезло из-за той же нераспознаваемости иномирия. Автором руководит ЧТО-ТО, в его сознании не находящееся. И он счастлив. Похожее творится и с восприемником. Он чует ЧТО-ТО, словами невыразимое, и ценит особенно такое редкостное состояние души.

    Причин нераспознавания несколько.

    Как-то принято считать, что мораль – одна. А их – несколько. Столько, сколько есть типов идеалов. Например, мораль долга, мораль счастья, мораль пользы. Они всем известны, но как-то в тени сознания находится, что они непримиримы друг к другу. Потому что мораль необъяснима. Так и всё, и не иначе. Имеющий мораль имярек знает про неё это “так, а не иначе”. И логика шепчет, что иной морали и нет на свете. А это не так. И это трудно входит в сознание. Ницшеанство же – идеал (и мораль) – редкость относительно самого распространённого идеала (и морали) Пользы. И считается приверженцами Пользы аморальным. С другой стороны упомянутое переживание ЧЕГО-ТО – позитивно. И как тогда “пользователю” признать ницшеанского автора хорошим? – А просто: не заметить его ницшеанства.

    В самом ницшеанстве иномирие нераспознаваемо. Из-за подсознательности. В отличие от религий, где тот свет называется впрямую, словами. Из-за упомянутой для “пользователей” аморальности ницшеанства, даже те исследователи, которые находят в поэтике (скажем, Чехова, Белого), - Шалыгина, например, - когда находят метафизические черты (признак иномирия), они стесняются (или не знаю, почему) назвать того же Чехова ницшеанцем. Возможно, из-за того стесняются, что Гитлер любил Ницше. (Хоть он больше любил сознаваемое ницшеанства – сверхчеловека, чем подсознательное – иномирие.) Ну, а раз сами исследователи темнят, то остальным трудно иномирие и постичь, и согласиться, что оно есть в душах.

    Вот почему в словах Орлова мы видим полное непонимание своего творчества.

    Потому умные исследователи вообще обращают мало внимания на то, что автор говорит о своём произведении вне текста. Если автор не штукарь, он просто не может говорить адекватно. А если может, то автор не художник, и тогда о нём исследователю искусства вообще говорить не стоит.

    Самое сто`ящее, по-моему, что сказано об Игоре Орлове, намекает на это приснопамятное иномирие:

    "…реальность некоего многомерного естественно-природного Бытия…

    …тонкое пространство…

    …взрывает пластическо-смысловую концепцию однородно-линейного монопространства…

    …солнце светит одновременно двум разным параллельным мирам…

    …проступающих из ниоткуда…

    …Тема параллельных пространств…

    …горит сверхъестественно…” (Александра Юферова. http://artprima.ru/articles/o-xudozhnikax/stranstvie-stranstvij-igorya-orlova-aa-yuferova.html).

    “…отказывается строить привычное пространство, ибо понятия верха и низа, положение земли и неба смещаются…

    …мышление художника меняет привычный ход на бег иноходца…

    …систему, лишенную натурных вех…

    …отказался от социально-исторических рассуждений…” (Манин. http://www.artpanorama.su/?category=article&show=article&id=81).

    28 апреля 2019 г.

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100