TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

12.07.2020
12:40

Досадно

    Досадно на себя и на людей. Ну, вот, название. Я даю название субъективное: “Досадно”. – Кому интересно, что со мной происходит. Да? Кто я такой, чтоб кому-то этим . . .

11.07.2020
11:56

Неужели тайна?

    Есть такая серия на историческом телеканале – “Тайны великих картин”. И вот однажды там раскрыли тайну картины “Меняла с женой” (1510-1515) Массейса во французском . . .

10.07.2020
17:21

В чём тут противоречие?

    Противоречие, которое составляет самую суть тела художественного произведения, имеет вредное свойство быть незаметным читателю, зрителю, слушателю. А ведь, его . . .

09.07.2020
22:02

Однажды Борис Бурда...

    Однажды Борис Бурда, прочитав мою машинописную книгу о Высоцком, сказал, что тот бы мне морду набил. – Оно и понятно. Бурда кулинарией хорошо вписался в . . .

08.07.2020
19:16

Что тут можно высосать?

    Мой ангел-хранитель или не знаю, кто и что, - я атеист, - каким-то образом вытаскивает меня из искусствоведческих авантюр, в которые я то и дело ввязываюсь. Сейчас я . . .

08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в признании, что ницшеанцем движет идеал метафизического иномирия. Почему-то до этого искусствоведы не доходят. И очень неприятно быть единственным. Несерьёзностью пахнет. Жаль, и этот единомышленник не считает другое (тоже выделяющее, увы, меня из остальных) – что это иномирие является у ницшеанцев подсознательным идеалом. – Ну, на безрыбье и рак рыба.

    Статья появилась из-за того совпадения, что Альтман написал портрет Ахматовой. Как и Модильяни тремя годами раньше к ней обращался.

     

    Анна Ахматова. Nude. 1911.

    Анна Ахматова, сидящая. 1911.

    Анна Ахматова на трапеции. 1911.

    Альтман. Портрет А.А. Ахматовой. 1914.

    Оба не проходят мимо горбатого носа Ахматовой, что, видно, имеет ценность некрасоты в той формуле Модильяни, что вынесена в заголовок и поражала поначалу Ахматову.

    Потому “поначалу”, что такова была доля обычной красоты (уменьшаться) в реакции на обманувшую красоту-добро в жизни и искусстве. Которое достигло максимума обмана у символистов.

    Пюви де Шаванн. Счастливая земля (деталь). 1882.

    Отказ от красивости проявился во внимании к графике, прежде отпугивавшей "моментами ремесла” (https://www.83147.ru/article/3980). А теперь неполнота "отображения реальности” (там же) в декоративности стала представлять собой "свою “линию красоты”” (там же).

    Остроумова-Лебедева. Вид на Неву через колонны Биржи. 1907. Цветная ксилография.

    Видите, какая-то нехорошесть цвета намеренно введена. – Это шаг в сторону слогана Модильяни “Красота некрасивого”. Зато какая архитектурная красота взята материалом изображения - архитектура императорского Петербурга: Адмиралтейство, Ростральная колонна, Биржа… Аж Дворцовый мост не показан, как мешающий красивой архитектуре.

    Гравюры Остроумовой-Лебедевой – это стиль модерн. Подсознательным идеалом его предствителей – да простится мне такая крайность суждения – является метафизическое иномирие. Столкновение некрасивости тона (1) с красотой Петенрбурга (2) в душе зрителя рождают катарсис (3), который, будучи растолкован в акте последействия искусства даёт осознание в виде слов “метафизическое иномирие” (4). – Так говорит теория Выготского в применении к данной ксилографии.

    У Ахматовой таким квартетом является аморальность темы (обычные бражники, например {1}), рубленный стих {2}, исключительность осуждающей (будет гореть в аду) обычность разврата ради необычности разврата собственного, {3}, которая - необычность - есть образ метафизического иномирия {4}.

    Поэтому она оказалась очень чуткой к слогану Модильяни. Остроумова-Лебедева, наверно, его б не приняла. Хоть и все ницшеанцы впадают в него не с бухты барахты, а от ужасной скуки, в первую очередь, Этого обычного, иногда мечтающего - и всё зря, Этого пошлого мира.

    И следом покатились “измы” (постимпрессионизм, фовизм, кубизм и т.д.), которые всё наращивали и наращивали некрасивость формулы Модильяни.

    В Ахматовой для Модильяни некрасивостью была и её аморальность, и худоба, и её горбатый нос (как у других натурщиц – аморальность). А красота – самоцитата: “Может, сама утолщённость контура-фона {2} ахматовского тела призвана – через контраст этого хилого {1} в груди (физического вместилища души) белого тела чёрному – внушить впечатление о силе её духа {3}”.

    Влекомый, подозреваю, модой на нигилизм Альтман тоже обратил внимание на горбатый нос Ахматовой и возжелал внушить зрителю с его помощью красоту некрасивости.

    Футуристы, как известно, и после Октябрьской Революции были недовольны недостаточной революционностью советской власти. Им тоже годился слоган Модильяни.

    Сомнете периной

    и волю

    и камень.

    Коммуна —

    и то завернется комом.

    Что хотел выразить Альтман своим таким вот проектом:

    "Наиболее грандиозным агитационно-массовым проектом Альтмана было оформление главной площади Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции. На окружающих площадь зданиях Зимнего дворца и Генерального штаба располагалась целая система транспарантов и полотнищ, но самой авангардной по формам была композиция в центре, под Александровской колонной. Надо было с помощью доступных средств визуально нивелировать могучую, торжественную колонну, завлечь внимание зрителя чем-то из ряда вон выходящим, немыслимым. Из красных, оранжевых, розовых фанерных щитов различных форм на высоком помосте, служащем трибуной и эстрадой, была составлена абстрактная "футуристическая" инсталляция, закрывающая нижнюю часть колонны. Ассоциацию она вызывала однозначную: Пламя революции, охватившее основу столпа самодержавия…” (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/55634f29-6e69-46cd-b060-6c2c41853ce6/Altman_biogr.htm).

    Альтман. Ростры вокруг Александрийской колонны. 1918.

    Он что: чуял нехорошесть советской власти и следовал принципу Модильяни - красота некрасивого? Обещание революцией благого будущего не обмануло его? Он остался таким же продуктом жизненных невзгод, какие обрушились на него в детстве, да так и не забылись?

    "Он родился 10 декабря 1889 г. в Виннице (Подолье). Его отец Исай Альтман, мелкий торговец, умер от туберкулеза, когда мальчику было четыре года, а вскоре скончался и возглавивший семью дед. Мать, кастелянша в местной больнице, не выдержав постоянной нужды и угрозы еврейских погромов, уехала за границу. Все заботы о воспитании внука легли на плечи бабушки… “Игрушек у меня не было… Животных и предметы я наделял человеческими чувствами, воображение помогало мне видеть в обычном необычное… Сидя под столом, я рисовал мелом на полу…”” (http://evreimir.com/178950/u-menya-net-zvaniya-u-menya-est-imya-130-let-nazad-rodilsya-hudozhnik-natan-altman/ ).

    Было у него метафизическое иномирие подсознательным идеалом?

    По крайней мере, в 1928 году он не вернулся из Парижа (перестал котироваться в СССР его футуризм?), а в 1935 вернулся (особо интереса для европейской публики художник не представлял?). – Не солидно. Ницшеанцы так почти не поступают (тут же, правда, вспомнился Ларионов, отрёкшийся от себя, исповедовавшего было принцип Модильяни).

    Скульптура Ленина

    Альтман. Портрет Ленина. 1920.

    наверно же, исполнялась тоже без этого принципа.

    27 июня 2020 г.

     

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100