TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

12.07.2020
12:40

Досадно

    Досадно на себя и на людей. Ну, вот, название. Я даю название субъективное: “Досадно”. – Кому интересно, что со мной происходит. Да? Кто я такой, чтоб кому-то этим . . .

11.07.2020
11:56

Неужели тайна?

    Есть такая серия на историческом телеканале – “Тайны великих картин”. И вот однажды там раскрыли тайну картины “Меняла с женой” (1510-1515) Массейса во французском . . .

10.07.2020
17:21

В чём тут противоречие?

    Противоречие, которое составляет самую суть тела художественного произведения, имеет вредное свойство быть незаметным читателю, зрителю, слушателю. А ведь, его . . .

09.07.2020
22:02

Однажды Борис Бурда...

    Однажды Борис Бурда, прочитав мою машинописную книгу о Высоцком, сказал, что тот бы мне морду набил. – Оно и понятно. Бурда кулинарией хорошо вписался в . . .

08.07.2020
19:16

Что тут можно высосать?

    Мой ангел-хранитель или не знаю, кто и что, - я атеист, - каким-то образом вытаскивает меня из искусствоведческих авантюр, в которые я то и дело ввязываюсь. Сейчас я . . .

08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в . . .

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру.

    Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929.

    "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый портрет Достоевского: “Кажется, он только что поднялся со стула после долгих часов творческой работы”… У художника с такими авторами просто не было общего языка” (Герчук. https://artguide.com/posts/1602).

    А вот, что пишет сам Фаворский:

    "Там конфликт предмета и окружающего его пространства гораздо серьезнее. Грудь, руки, вся поза указывает на то, что ей приходится испытывать большой нажим пространства — противостоять ему. А в лице и в [кистях] рук есть победа над пространством… мы получаем предметно-пространственный синтез… он трагический” (1963).

    Сделаем иной масштаб для лучшего обозрения пространства

    и попробуем вчувствоваться в абракадабру слов Фаворского.

    Могу предположить только одно. У груди, рук (кроме кистей) отнято много света, а у лица и кистей – мало: чёрное – только обводка контура правой руки и левой стороны лица; полутени лица и кистей не сравнить с чернотой теней на рукавах и сюртуке (волосы, надо понимать, к лицу не относятся, раз они абсолютно черны).

    То есть имеется в виду графический образ победы творчества над обстоятельствами? Тогда как сюжетный образ этого же – есть то, что творчество кончено (свечи погашены, стопка листов собрана, выровнена по краям, творец встал {пока писал – сидел}).

    То, что сама стопка листов тоже вся сделана из полутонов и, значит, тоже победила пространство, Фаворский просто забыл написать.

    Но я не понимаю, почему тут графический итог трагический, а не победный, как по сюжету? Из-за взгляда? Но взгляд относится не графическому, а к сюжетному.

    В рамках сюжетности как раз от столкновения победы окончания с поражением во взгляде получается катарсис, который осознать можно как недейственность искусства на жизнь (в той Зло как торжествовало, так и продолжит существовать; надолго).

    Вот если б гравюра была грубее,

    я б согласился, что тут выражен трагизм. Но она не грубее. Могу я Фаворскому верить на слово? Раз это слова, то в ясно, что в сознании его – трагизм: и в 1929-м, когда он гравировал, и в 1963-м, когда он писал, социализмом вокруг и не пахло (а религиозный социализм был идеалом Достоевского).

    Он пишет о портрете Достоевского в пику другой гравюре. Думаю, этой.

    1936.

    "Цельность — это слово важное, мы должны стремиться к цельному изображению, к цельности; и кроме того, мы надеемся, что цельность связана с красотой, которая нам крайне нужна.

    Но цельность предполагает сложность; только сложное цельно. И не простую сложность. Сложность такую, которая предполагает синтез противоположностей.

    Попробуем в этом разобраться. Передо мной рисунок натурщицы. Молодая красивая фигура, стройная и всем складом выражающая рост. Я ее рисую, набрасываю, и вот ее контуры как бы соотносятся с полями. Ее контуры и формы создают эхо на краях листа. Мой рисунок контуром как бы посылает на края сигналы эхолота. И таким образом создается то пространство, которое окружает фигуру, проникает внутрь фигуры, строит ее”.

    Фигуре просторно. На просторе подчёркивается высота. Простор обеспечивается широтой света слева и справа от фигуры. – В самом деле – противоположно замкнутости “Достоевского”.

    Кстати, полусюжетная, полуизобразительная замкнутость обеспечивается Достоевскому ещё и тем, что он стоит на фоне какой-то ниши в стене, тёмной относительно стены. И для того же, наверно, внесюжетная белизна между свечами и правее нижнего портретика на стене.

    То есть я, по-видимому, просто был недостаточно чуток, не чувствуя трагизма.

    А теперь – жуткий вопрос. Раз Фаворский так осознаёт, что чем он выражает, то, во-первых, противоположность (свет – тьма) он понимает не как рождающие третий смысл ценностный-вне-искусства (выражающий подсознательный идеал), для него важен артистизм (третий смысл внутри искусства – цельность, красота). А во-вторых, ценность-вне-искусства (трагизм) он выражает как знаемое переживание, как то, к что он сознательно хотел усилить.

    То есть у него творчество не есть выражение подсознательного идеала. То есть я не могу назвать его вещь (“Достоевского”, по крайней мере) художественной. Это – произведение прикладного искусства!

    Только до этого вон как трудно пришлось доходить.

    А советским дуракам трудность была не ко двору. Они ж лжесоциализм строили. Решали вопрос индустриализации. Им нужно было массовое, так называемое, искусство. Легко понятное массам, которое они самообманно называли реализмом.

    Чего они требовали?

    "Прежде всего — социально-воспитательной тенденции, отчетливого пропагандистского смысла. А смысл этот мог быть воплощен в определенных темах. Поэтому беспартийные натюрморты или пейзажи, авторы которых подозревались в “уходе от жизни”, должны были уступить дорогу индустриальной и колхозной тематике, а в лучшем случае снисходительно допускались как малозначительные произведения второстепенных жанров. Затем — общепонятности, облегченного изобразительного языка, развернутой повествовательности и зрительного правдоподобия, конкретных деталей и типизированных образов. Все сложное богатство выразительных средств искусства следовало свести к подробному рассказу и прямому натурному изображению” (Герчук).

    Я терпимо отношусь ко всем ужасам неудачной попытки прийти к коммунизму – за величие цели. Но меня ужасы коснулись в минимальной степени. Потому, наверно, я содрогаюсь теперь, представив воочию то, как плохо себя чувствовал творческий человек.

    23 июня 2020 г.

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100