TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.02.2023
15:23

Напрасно старушка ждёт сына домой...

    Меня восхищают примеры настоящего реализма, который я понимаю, как подсознательное чуяние и выражение того нового в социуме, которого ещё никто вокруг, кроме . . .

21.02.2023
22:52

Есть этика счастья, а есть этика долга

    Надеюсь, что хоть я и начинаю всегда с себя, что я в себе нахожу всё-таки объективное картины, а не остаюсь в субъективности. С улыбкой вспоминаю, время, когда я . . .

20.02.2023
17:24

Антиельшевская

    У меня получается такой спорт касательно искусствоведа Ельшевской: что я у неё ни прочту, всё можно как-то оспорить. Вот такую, например, фразу: "…несколько . . .

19.02.2023
19:10

2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов

    Я никогда не видел от начала до конца фильм Лукашевич “Подкидыш” (1939). И вот канал “Культура” его на днях показал, и я, наконец, посмотрел. И ахнул: “Да это шедевр . . .

18.02.2023
18:23

Дальше – легче

    Недавно со мной был такой интересный психологический эффект. Испытал я его из-за слов историка Спицына, что Ленин до Октябрьской революции не был . . .

15.02.2023
19:03

Отсталая?

    Пишу, как часто это стал делать, одновременно с чтением того, о чём пишу. Причина прежняя – вдруг читаемое окажется ерундой, так в конце чтения-писания получится, . . .

14.02.2023
00:25

Теряю, теряю я ценных читателей

    Какая боль, какая боль: Аргентина — Ямайка 5:0 Владимир Шагин Кого я считаю ценными? – Тех, кто придирается у меня к конкретности и, критикуя её, пишет такой . . .

11.02.2023
14:03

Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову

     

    Потому что очень подозревал, что Дали нас надул.

    Но и Несмеянова, по-моему, допустила нечёткость:

    "Каждый стиль поэтому имеет устоявшийся, утвержденный в исследовательской среде ряд вполне четких формальных или иногда идейных признаков”.

    Если заходит речь об "идейных”, то это про идеостиль, а не про стиль.

    И ещё одна заминка:

    "Особенностью сюрреализма как жанра является то, что предметом его изображения является беспредметное”.

    Но беспредметно ВСЁ искусство – как экстраординарное. Причём, как неприкладное искусство (выражающее ЧТО-ТО, словами невыразимое, подсознательный идеал, воспринимаемое сознанием по косвенным признакам, например, по неожиданному плачу восприемника и называемое Выготским катарсисом {у автора это, соответственно, вдохновение с "над вымыслом слезами обольюсь”}, содержательно сознанию ни автора, ни восприемника не данным)… Так экстраординарно и прикладное искусство (рождённое замыслом сознания). Если второе – иносказание (второсказание, так сказать), то первое – третьесказание. Условность, иными словами, которую, круто говоря, можно назвать идеальностью. И рождена она изменённым психическим состоянием, “ЧТО” Ольги Несмеяновой, которое она нечаянно (?) сближает с сюрреализмом ("беспредметное: сон, фантазии, бред, кошмары измененного сознания и т.п.”).

    Сближается экстраординарное и беспредметное.

    А такое сближение есть нехорошо.

    Поэтому, если б директором был я, я б предложил шире ввести в практику понятие идеостиля.

    Он более рационален, если кое с чем согласиться.

    Если теорию Шмита о повторяемости в веках больших стилей переделать в повторяемость в веках естественных идеостилей. А естественными назвать только связанные с подсознательными идеалами. И идеалы рождённые замыслом сознания (например, идеал коммунизма, по свидетельству Бунюэля) тогда надо считать не естественными, а искусственными. (Изгнание Дали сюрреалистами из своей среды произошло, в частности, из-за его нежелания исповедовать коммунизм.) Сам Бунюэль при этом (см. тут) оказывается с подсознательным идеалом ницшеанства – бегством из Этого ужасного своей рациональностью мира в метафизическое иномирие. Крайняя чужесть сна станет работать и (1) на осознаваемый (ради коммунизма) протест против капитализма, и (2) на предвзрыв такой силы, что вышвырнет вчувствовашегося вон вообще из Этого мира в иномирие, что всегда делают обладатели подсознательного ницшеанского идеала.

    И тогда не надо Бунюэля называть творящим в стиле экзистенциализма. Он творил в ницшеанском идеостиле, естественном для крайне разочаровавшихся индивидуалистов.

    Ну разве что, раз тут в протестной роли (КАК) крайней чужести применятся корёжение натуроподобия в виде исключительно снов, то можно этот подстиль (направление) назвать сюр-реализмом (с чёрточкой для отличия).

    Тогда такая сентенция Ольги Несмеяновой станет неверна:

    "Остается только развести руками и напомнить такой любопытный факт: свои первые рисунки пещерный человек делал не с натуры, а из воображения. Для этого древний художник входил в транс, освобождая свою фантазию и сознание. Этот факт доказан научно лишь в начале XXI века и предшествовали этому долгие исследования. Т.е. можно сказать, что сюрреализм, это то, с чего началась история искусства”.

    Есть третьвековой давности теория Поршнева о происхождения человека (затурканная, вот и Ольга Несмеянова не на неё ссылается). Так по ней человек и искусство возникли синхронно. Там был синкретизм. Неприкладное сливалось с прикладным. В ответ шерстистому внушателю отдать ребёнка на съедение стаду мутантка (бесшёрстная, внушаемая и высоколобая) не от стресса умирала. А, благодаря ничем незанятым большим лобным долям мозга, создавала экстраординарное (ожерелье из ракушек).

    Оно вводило в ступор внушателя, и дитё можно было спасти (прикладное искусство). Оно выражало торжество: “МЫ – люди!” (неприкладное искусство). А потому, собственно, люди, что родилась вторая сигнальная система (первая реагирует на внешний стимул: ребёнка надо отдать и невозможно ребёнка отдать – т.е. стресс). Вторая же сигнальная система плевать хотела на любые внешние стимулы. И это плевать не угнетающее нечто, как то, что действовало на Бунюэля. Сюр-реализма потому у первых людей не было. Был стиль типа Высокого Возрождения (гармонии низкого {выжить} и высокого {переродиться}).

    27 ноября 2022 г.

10.02.2023
14:30

Бессилен перед всесилием

    Я ничего с собой не могу поделать, и у меня стоят в глазах слёзы от такого припева. В пол-неба пламя, В пол-неба смог, Донбасс за нами И с нами Бог! В полнеба пламя, . . .

07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100