Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.03.2023 |
Но жалок тот, кто всё предвидит…
|
19.03.2023 |
То ли я слезливый, потому что старый…
|
18.03.2023 |
|
16.03.2023 |
Осознанно злобное – не художественно
|
14.03.2023 |
|
13.03.2023 |
|
12.03.2023 |
|
11.03.2023 |
|
08.03.2023 |
|
07.03.2023 |
|
05.03.2023 |
|
04.03.2023 |
Расширенное смотрение Матюшина
|
03.03.2023 |
|
02.03.2023 |
Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли
|
01.03.2023 |
Исключения в эпохе натурокорёжения
|
28.02.2023 |
|
26.02.2023 |
|
25.02.2023 |
|
24.02.2023 |
Сознание и подсознание Нестерова
Есть два способа выражения подсознательного идеала: очень странным для своего времени образом и катарсисом, который сам по себе странность. Образ – это ясно, а катарсис – не всем ясно. Это когда противоположные элементы “текста” рождают в душе восприемника осознаваемые противочувствия, а те, сталкиваясь, рождают подсознательного содержания катарсис. Он сознательно разве что слезами проявляется или неопределённой смутой, что тебе явно ЧТО-ТО сообщили, но словами невыразимое. Подсознательных идеалов, грубо, 6 типов. И они исторически превращаются друг в друга под влиянием изменяющегося духа времени. Ницшеанский – самый необычный для большинства и трудно постижимый. Не может большинство вжиться в совершенно крайнее разочарование художника. А Нестерову случилось стать таким. Бог очень быстро отнял у него любящую и любимую красавицу-жену, и потрясение оказалось на всю жизнь. С подсознательным идеалом удрать из Этого плохого-преплохого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, где всё не так, даже смерти нет. А выразишь его образом или катарсисом – и как бы достиг своего идеала. И всё это – мимо сознания. Вот поехал Нестеров в 1889 году (через 3 года после смерти жены) в Австрию, Италию, Францию, Германию. Сознание отмечает: "Я и теперь дивлюсь, как моё молодое сердце могло тогда вместить, не разорваться от тех восторгов и сладкого томления” (Википедия). А подсознательный идеал иномирия бередит и, чем дольше путешествие, "чем ближе к концу альбома, тем более русские темы вытесняют итальянские зарисовки” (Там же). С ницшеанцами как-то так получается, что они чувствуют трудную постигаемость людьми того, чем они вдохновлены, и они дают не только адекватный образ иномирия (например, в виде такой странности, как несоответствие отражения в зеркально гладкой воде отражаемому на берегу), - не только, но ещё и простой образ – чахлая из-за холодного климата русская ёлочка как образ иномирия. Тундра (или вообще русский север) это ж иномирие относительно средней полосы России. Вот и… Вот Нестеров не удержался и вставил такую на… остров Капри. Нестеров. Остров Капри. 1889. Он вообще кадрировал вид так, чтоб в нём было поменьше итальянского: буйный бурьян, полевые цветы, замшелая стена, тропинка в гору между кустов. Как можно больше не так, как изображено это же место (можно судить по подъёму слева) у других его соотечественников. Сильвестр Щедрин. Большая гавань на острове Капри. 1827-1828. Боголюбов. Марина Гранде. 1855. Кондратенко. Остров Капри. 1900. 18 сентября 2022 г.
|
23.02.2023 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"