TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.02.2023
15:23

Напрасно старушка ждёт сына домой...

    Меня восхищают примеры настоящего реализма, который я понимаю, как подсознательное чуяние и выражение того нового в социуме, которого ещё никто вокруг, кроме . . .

21.02.2023
22:52

Есть этика счастья, а есть этика долга

    Надеюсь, что хоть я и начинаю всегда с себя, что я в себе нахожу всё-таки объективное картины, а не остаюсь в субъективности. С улыбкой вспоминаю, время, когда я . . .

20.02.2023
17:24

Антиельшевская

    У меня получается такой спорт касательно искусствоведа Ельшевской: что я у неё ни прочту, всё можно как-то оспорить. Вот такую, например, фразу: "…несколько . . .

19.02.2023
19:10

2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов

     

    Я никогда не видел от начала до конца фильм Лукашевич “Подкидыш” (1939). И вот канал “Культура” его на днях показал, и я, наконец, посмотрел. И ахнул: “Да это шедевр соцреализма! Рождён явно подсознательным идеалом”.

    Буквально за день до этого я где-то в интернете прочёл такую похвалу тому, что называлось социализмом. За массовое чувство человеческого достоинства, обретённое благодаря 100%-ному обеспечению права на труд, чего не было в мире больше нигде. И за острое чувство коллективизма, аж вредящее детям. Те ведут себя безответственно, зная, что, если они попадут в беду – отовсюду набегут взрослые и понесут их на руках в больницу.

    Так вот именно эти идеи, представляется, лежали в основе вдохновения Лукашевич. Что дало ей возможность по “принципу наоборот” вывести много типов недоумков в советской стране. – Ну и что? Это как живущие на первом этаже многоэтажки. Зато дом-то стоит на горе. И самые “низкие” высоко живут!

    Эта домработница Ариша (Рина Зелёная), с которой пользы, как с козла молока. Строчит, как сорока. Аж понять нельзя, что. – И она пришла в милицию качать права: её облаяла собачка.

    Холостяк-геолог (какой он геолог – у него в руках ничего не держится, в собственных ногах запутывается, сверхнелепый человек) и его настырнейшая соседка зубной врач чего пришли в милицию? Вообще-то, у них пропала эта отовсюду пропадающая девочка Наташа. Но холостяк ужасно оскорблён врачихой: та считает, что такому неумёхе нельзя “усыновлять” Наташу. И он считает, что та вмешивается в его личную жизнь, что недопустимо. И что правда и таки недопустимо.

    Бездетная Ляля (Раневская) вообще монстр себялюбия и попрания собою всех окружающих. Вот уж у кого чувство человеческого достоинства гипертрофировано до непереносимости.

    И все влюбляются в эту Наташу и хотят её себе (правда, она таки непереносимо обаятельная). Зато просто прохожие, когда та чуть не попадает под машину, со всех тротуаров ордой бросаются к ней на помощь, не зная, какая она. (А увидевшая её Ляля вмиг сориентировалась, всех оттеснила и взяла её себе, мол, отведёт в милицию. Ага. Отведёт. Хищница.)

    И всё – на фоне красавицы-Москвы…

    (Это арка Северного входа в ВДНХ в тот год открывшейся. Чёрт-те как далеко от центра, где пропадала отовсюду Наташа. Но надо ж показать ВДНХ…) Счастье брызжет отовсюду…

    А какой страшно пронзительный сотрудник группы розыска. Узнал, что Ляля высокая женщина, и этого ему хватило, чтоб в огромной Москве он её опознал на вокзале (та собиралась увезти Наташу на дачу), - на вокзале, куда приехал “какой-то Спартак”, и где Наташа потерялась. А “Спартак” это футбольная команда, и понятно, где теперь Наташу искать (он телепает, что взяли такую привлекательную девочку для встречи футболистов, что так и было, ибо заготовленная девочка опоздала). Анекдот, но страшно. Органы могут всё. И у них своё чувство собственного достоинства. Сотрудник её нашёл.

    Но это не пошлый индивидуалистский голливудский хэппи энд, а какой-то возвышенный. Как дом на горе. Лучшая в мире страна. Лучший в мире город. Лучшие в мире люди. Вопреки всем их недостаткам.

    Можно подумать, что этот фильм – произведение прикладного искусства, приложенного к задаче мимоходного самохвальства страны, первой мире построившей социализм. Но, когда вникаешь, что самохвальство не общо, а конкретно: за людей с высоким чувством собственного достоинства, про которое в “тексте” фильма напрямую ничего нет… – Хочется думать, что такая конкретность могла быть содержанием только подсознательного идеала Лукашевич.

    *

    Другой, вроде, очень советский, на самом деле чуть не наоборот – фильм Рашеева и Народицкого “Бумбараш” (1971).

    Его я тоже прежде ни разу не смотрел сначала до конца. А стал смотреть, мельком в ТВ теперь опять увидев, из-за песен Юлия Кима (мол, Ю. Михайлова, Ким был непубликуемый). Тот же едкий антисоветчик. Стал смотреть – и слёзы то и дело подкатывают. Жаль людей. Такие, каждый, особенные, а убивают друг друга.

    Какой красавец злодей бандит, в конце убивший Варю.

    Это он сидит над её трупом, а фоном идёт пронзительная песня “Ходют кони”: или по-моему, или не жить. Недоницшеанство. А я, было, поначалу натянул на коня подвиг разведчика для всего табуна, жаждущего пить.

    Или какая прелесть этот из Белой Армии, умеющий запомнить что угодно услышанное. Например: "Эйн-цвэйн-дрэйн-какаво-амитэгурицэфэдээлирикибирихи ин паровоз”. И его Бумбарашу пришлось застрелить – тот не хотел рассказать с каким донесением он идёт в белогвардейский штаб.

    А по-женски несчастная бандитская атаманша-красавица. И её убьют. И что с того, что за дело. Жить бы ей – радоваться и радовать людей…

    И этот несчастный Бумбараш, который навоевался и больше не хочет, а надо.

    Горе гражданской войны… Что может быть хуже? – И то и дело подкатывают слёзы.

    А все приняли, что этот фильм во славу революции и гражданской войны.

    12 сентября 2022 г.

18.02.2023
18:23

Дальше – легче

    Недавно со мной был такой интересный психологический эффект. Испытал я его из-за слов историка Спицына, что Ленин до Октябрьской революции не был . . .

15.02.2023
19:03

Отсталая?

    Пишу, как часто это стал делать, одновременно с чтением того, о чём пишу. Причина прежняя – вдруг читаемое окажется ерундой, так в конце чтения-писания получится, . . .

14.02.2023
00:25

Теряю, теряю я ценных читателей

    Какая боль, какая боль: Аргентина — Ямайка 5:0 Владимир Шагин Кого я считаю ценными? – Тех, кто придирается у меня к конкретности и, критикуя её, пишет такой . . .

11.02.2023
14:03

Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову

    Потому что очень подозревал, что Дали нас надул. Но и Несмеянова, по-моему, допустила нечёткость: "Каждый стиль поэтому имеет устоявшийся, утвержденный в . . .

10.02.2023
14:30

Бессилен перед всесилием

    Я ничего с собой не могу поделать, и у меня стоят в глазах слёзы от такого припева. В пол-неба пламя, В пол-неба смог, Донбасс за нами И с нами Бог! В полнеба пламя, . . .

07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100