TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.02.2023
15:23

Напрасно старушка ждёт сына домой...

     

    Меня восхищают примеры настоящего реализма, который я понимаю, как подсознательное чуяние и выражение того нового в социуме, которого ещё никто вокруг, кроме автора произведения, не почуял. Очень редки случаи таких озарений. Если годится такое слово для подсознательного идеала истины, тем паче, что озарение может быть самообманом объективно. Как, например, с Бабелем 20-х годов. Он поверил, что социализм скоро наступит и здорово переделает всех плохих людей в хороших (и потому с любовью описывал мерзавцев). А строился не настоящий социализм (с отмирающим государством), а лжесоциализм (с тоталитаризмом). С имперсонализмом. Бездушием по отношению к личности. И это – в эпоху-то полного выхода масс на арену Истории.

    Начался этот выход, наверно, с Великой Французской революции. Продолжился в середине 19 века в виде массовых армий. И это – имперсонализм – было плохо. Но мало кто это плохое почуял. А Верещагин – сумел.

    Верещагин. Забытый. 1871.

    Так тут "…в трупе солдата, забытом в азиатской степи (этот последний как раз не лишен величия)” (М. А. Чернышева).

    Тут Верещагин ещё не дошёл до максимума выразительности. (И то его заставили картину уничтожить.)

    Зато тут он дал себе волю.

    Верещагин. Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой). 1878-1879.

    Что идеал истины (“фэ” имперсонализму) был у Верещагина подсознательным, говорит его воспоминание об этом эпизоде, в котором и он участвовал лично:

    ""Войска стояли левым флангом к горе св. Николая, фронтом к Шейново. Скобелев вдруг дал шпоры лошади и понесся так, что мы едва могли поспевать за ним. Высоко поднявши над головою фуражку, он закричал…: Именем отечества, именем государя, спасибо, братцы! Слезы были у него на глазах”, – вспоминал Верещагин” (https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/21836).

    И, как вы думаете, в словах Верещагина нет сопереживания Скобелеву? Уж Верещагин-то точно скакал, отставая от Скобелева, и слёз того видеть не мог, а только – сочувствуя знал о них.

    Ведь это он себя,

    торжествующего*, с высоким выпуклым лбом, вписал в картину.

    Нет, можно, конечно, сказать, что это у Верещагина элементарный пацифизм выражен и что это простая иллюстрация знаемого, то есть даже и вряд ли произведение прикладного искусства. Что это околоискусство. Но, думая о верещагинском сочувствии слезам Скобелева, можно вызвать мыслью сегодняшнюю специальную военную операцию на Украине, эту исключительную войну, никогда, наверно, до сего дня не бывавшую в истории. – Что если что-то подобное мерещилось подсознанию Верещагина? Сбережение солдат в первую очередь в пику имперсонализму… Тогда это подсознательный идеал, чующий начало эпохи войн с участием огромных масс людей и сопровождающихся массовой смертью.

    16 сентября 2022 г.

    *- Это потому, что нет никакого “фэ” имперсонализму у Верещагина. Как факт. У него нет непосредственной психологической связи между первым планом, где преобладают трупы русских, и торжеством на втором плане. Непосредственная психологическая связь (безразличие к убитому в такой картине)

    Жером. Смерть маршала Нея. 1867.

    означала бы, да, протест против имперсонализма. Но Верещагин “обогащает рассматриваемую формулу репрезентации исторического события темой исторической памяти, которая отсутствовала и в “Убийстве герцога де Гиза” Делароша, и в “Смерти Цезаря” и “Смерти маршала Нея” Жерома. Условием этого выступает усиление временной и ослабление психологической дистанции между первым и вторым планами композиции. В отличие от описанных картин Жерома, в “Шипке-Шейново” дальняя и ближняя сцены разведены не как два смежных эпизода, а как два более крупных периода – настоящее и прошлое (пусть это “настоящее” – “сегодняшнее”, а “прошлое” – “вчерашнее”). На фоне дальней сцены, пронизанной радостью жизни и остротой сиюминутности, ближняя сцена, заваленная мертвецами, застывшая в прямом и переносном смысле слова, становится воплощением перехода в прошлое, но в такое прошлое, память о котором наполняет настоящее и влияет на понимание настоящего. Подобное впечатление не возникало бы, если бы сцены поменялись местами. Зритель должен пройти сквозь “прошлое” первого плана, чтобы добраться до “настоящего” второго плана. Здесь же его не встречает бесконечная даль: в глубине сцена замкнута горной грядой и вытянувшейся у ее подножия шеренгой русских полков. Они, хотя как будто и не сосредоточены на зрелище поля боя, обращены к нему фронтом. А Скобелев со свитой стремительно скачет вдоль шеренги, отклоняясь в направлении к первому плану. Таким образом, зрителю не дано уйти от “прошлого”, он возвращается к нему из “настоящего”. Кроме того, в “Шипке-Шейново” персонажи ближней и дальней сцены не являются противоборствующими сторонами: среди убитых на первом плане все-таки и численно, и визуально преобладают русские, а не турки; в составе русских полков на втором плане наверняка есть те, кто уцелел в битве. Т. е. две сцены дистанцированы в пространстве, во времени, нарративно и эмоционально, но психологически не отчуждены друг от друга так, как у Делароша и Жерома. Перед нами на первом и втором планах как бы две ипостаси одной сущности – русского войска. Это поддерживает тему исторической памяти, способствуя ощущению не столько того, что время длится через переход от одного своего отрезка к последующему (как это было в “Смерти маршала Нея”), сколько того, что оно приобретает дополнительное содержание через проявление прошлого в настоящем. В “Шипке-Шейново” жертвы неумолимой истории не забыты, память о них жива” (Чернышева).

    - Скобелев не отклоняется в направлении к переднему плану. Слёзы его на картине не видны. И непосредственная психологическая связь (забвение об убитых) есть, а не нет. Но она, да, ослаблена временной дистанцией как вчера от сегодня. Так результат такого ослабления можно объяснить и не как гордость за погибших и память о них (тоже имперсональные сущности), а как неосознанную мечту о преодолении имперсональности, когда политика, стратегия и тактика – солдат беречь, а не победа любой ценой. Именно потому на первом плане трупы русских. Это укор, а не память.

    16.09.2022.

21.02.2023
22:52

Есть этика счастья, а есть этика долга

    Надеюсь, что хоть я и начинаю всегда с себя, что я в себе нахожу всё-таки объективное картины, а не остаюсь в субъективности. С улыбкой вспоминаю, время, когда я . . .

20.02.2023
17:24

Антиельшевская

    У меня получается такой спорт касательно искусствоведа Ельшевской: что я у неё ни прочту, всё можно как-то оспорить. Вот такую, например, фразу: "…несколько . . .

19.02.2023
19:10

2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов

    Я никогда не видел от начала до конца фильм Лукашевич “Подкидыш” (1939). И вот канал “Культура” его на днях показал, и я, наконец, посмотрел. И ахнул: “Да это шедевр . . .

18.02.2023
18:23

Дальше – легче

    Недавно со мной был такой интересный психологический эффект. Испытал я его из-за слов историка Спицына, что Ленин до Октябрьской революции не был . . .

15.02.2023
19:03

Отсталая?

    Пишу, как часто это стал делать, одновременно с чтением того, о чём пишу. Причина прежняя – вдруг читаемое окажется ерундой, так в конце чтения-писания получится, . . .

14.02.2023
00:25

Теряю, теряю я ценных читателей

    Какая боль, какая боль: Аргентина — Ямайка 5:0 Владимир Шагин Кого я считаю ценными? – Тех, кто придирается у меня к конкретности и, критикуя её, пишет такой . . .

11.02.2023
14:03

Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову

    Потому что очень подозревал, что Дали нас надул. Но и Несмеянова, по-моему, допустила нечёткость: "Каждый стиль поэтому имеет устоявшийся, утвержденный в . . .

10.02.2023
14:30

Бессилен перед всесилием

    Я ничего с собой не могу поделать, и у меня стоят в глазах слёзы от такого припева. В пол-неба пламя, В пол-неба смог, Донбасс за нами И с нами Бог! В полнеба пламя, . . .

07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100