Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.03.2023 |
Но жалок тот, кто всё предвидит…
|
19.03.2023 |
То ли я слезливый, потому что старый…
|
18.03.2023 |
|
16.03.2023 |
Осознанно злобное – не художественно
|
14.03.2023 |
|
13.03.2023 |
|
12.03.2023 |
|
11.03.2023 |
|
08.03.2023 |
|
07.03.2023 |
|
05.03.2023 |
Что-то заставляющее
Я обычно статью начинаю с себя. Это потому, что я постигаю произведение искусства в процессе писания (так мне лучше всего). И я должен из того смутного, что во мне творится из-за произведения, сделать грамматически по возможности верные предложения и словесно оформленные мысли. А тут я что-то растерялся. Причём я к Муссолини? Тайат. Портрет Дуче. 1929. Сбили ещё и слова Маринетти об этой скульптуре там, где о той пишется: "Маринетти с удовольствием вспоминает, что посетивший выставку Муссолини, остановившись у работы, произнес: “Да! Мне нравиться. Это я! Таким я себя ощущаю! Таким я себя вижу!” Никакой веристский, статичный портрет, с горячностью заверяет Маринетти, не в состоянии был бы передать с такой выразительностью как футуристический образ истинный характер, величие, неутомимую подвижность “политического Гения”” (Е. В. Тараканова). Какая, чёрт побери, подвижность, когда скалообразная неподвижность? Правда, Муссолини – фашист, а я к фашизму имею непосредственное отношение. В 1944 году мама со мной и дедушкой вернулась из эвакуации в Узбекистана в наши Ромны, что на Сумщине. Маму взяли на ту же должность ретушёра в ту же фотографию, где она и до войны работала. А в нашу квартиру нас не вселили, там было занято. Нас вселили на ту же улицу в дом напротив. Прежнюю квартиру я не помнил. Поэтому, что там была комната, кажется, не одна, а теперь одна, меня не трогало. Никакого бурчания в семье я не слышал. Но однажды услышал… Мама рассказала дедушке, что на такой-то улице она была узнана и услышала такие слова одной женщины другой: “Дивись, ще не всіх жидів повбивали”. И ещё рассказала ему, наверно, в другой раз, что ей рассказали, что Саше, её двоюродному брату, оставшемуся жить в семье родного брата, женатого на украинке, раз надоело прятаться, он надел коньки и пошёл на улицу кататься. По улице проходил патруль из двух немцев. Когда он проходил мимо соседа семьи еврея, женатого на украинке, тот указал на Сашу и сказал, что он еврей. Один из немцев снял с плеча автомат и Сашу застрелил. А я после этих рассказов, наверно, стал видеть один и тот же кошмар, как за мной гонятся немцы. Год, наверно, длилось. И ещё я с младенчества из-за скарлатины рос до крайности хилым, не умел и не любил драться, и был последним человеком в классе. Правда, никем не гонимым, ибо мог полкласса спасти на контрольной. И, хоть был физически трус, зато обладал тем, что называется гражданской смелостью, когда дело касалось класса. Какой фашизм у Муссолини ни был вегетарианский (9 убитых и 4,5 тысячи осуждённых по политическим делам), моё подсознание должно было себя почувствовать каким-то зайцем перед волком при виде такого колосса. Но то ли я смутно и не без одобрения почувствовал, когда увидел эту репродукцию? Нет. Я нашёл в интернете, где адекватно написано, что выражает эта скульптура: "…дематериализация и твердость являются двумя основными ключами интерпретации” (http://dialecticsofmodernity.manchester.ac.uk/essay/419). Казалось бы, такие противоположные слова… Но на фоне недостатков демократии… "Управление государством при демократическом строе превратилось в войну за "большинство"... пускали в ход обещания и ложь во всех формах ее…” (Маклаков). На фоне такой демократии фашизм выглядел честным. "…дематериализация…” “…идеологически фашизм был движением не "реакционным" (ибо не стремился к восстановлению монархий), а революционным. В нем можно найти черты социалистические (коллективизм) и демократические (корпоративизм)” (Там же). Или вот как выводится "твердость”. "Ни одно действие не ускользает от моральной оценки. Нет ничего в мiре, что было бы свободно от оценки, которая присуща всем вещам в иерархии моральных целей. Поэтому жизнь в понятии фашиста – серьезна, строга, религиозна; это жизнь, полностью включенная в мiр, основанный на моральных и сознательно ответственных силах духа. Фашист презирает "удобную" жизнь” (Там же). Чем не герой? Но. Фашизм такой же обманщик, как и демократия. И никакой не прогресс. Подсознание Тайата это чувствует и лишает произведение – как сказать? – мобильности, столь важной для выражения футуристами прогресса. Маринетти по инерции обманывается, видя у Тайата "подвижность”. Врёт, попросту говоря. Сам фашизм подозрителен к "не предсказуемому движению, и, в конце концов, футуризм был потеснен на задворки фашистской империи” (Тараканова). Не в предвидении ли плохого Тайат корёжит натуроподобие, как все футуристы, подсознанием чуя, что прогресс, как лес: того рубят – щепки летят и так больно колют, что надо закусить губу, чтоб всё же славить этот прогресс. 1 октября 2022 г.
|
04.03.2023 |
Расширенное смотрение Матюшина
|
03.03.2023 |
|
02.03.2023 |
Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли
|
01.03.2023 |
Исключения в эпохе натурокорёжения
|
28.02.2023 |
|
26.02.2023 |
|
25.02.2023 |
|
24.02.2023 |
Сознание и подсознание Нестерова
|
23.02.2023 |
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"