TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

     

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной шеей” (1534-1540)

    не есть произведение искусства, так как безыдеальна (см. тут). Другая перемена мнения, что декадентство безыдеально и потому нет ему места на синусоиде изменения идеалов (СИИ).

    Что я думаю теперь?

    Что декадентству потому нет места на СИИ, что его происхождение – от замысла сознания, а не от подсознательного идеала. Что оно – из искусственных идеалов, а не из естественных.

    Отчитаюсь сам перед собой…

    Естественные развились из первых явлений искусства, которые сами были оптимистичны, ибо связаны были с происхождением человечества. С испытанием его. То есть с процессом, в котором можно было не выжить. Когда в ответ на внушение шерстистого внушаемой бесшёрстной (мутанту) самке отдать ребёнка на съедение стаду (включавшему шерстистых и бесшёрстных) бесшёрстное сообщество предъявляло вместо ребёнка ожерелье из ракушек, то иного внушателя это могло и не повергнуть в ступор, и он мог внушить бесшёрстному самцу, чтоб тот убил и ребёнка, и её мать. Тем не менее, во множестве случаев внушатель в ступор впадал и побеждали бесшёрстные. И так произошёл человек и искусство – явления оптимистичные. Каким бы жестоким ни было испытание. То есть выражало ожерелье ещё и оптимизм, а не только, дескать, МЫ – люди! Оптимизм – даже при малом исходном соотношении Добра ко Злу. Даже когда кажется, что испытание – НАД Добром и Злом (то, что потом назвали ницшеанством): красотой ожерелья увлечено в отчаянии, а не спасением ребёнка. (И можно думать, что все побуждения были подсознательными при рождающемся сознании, как реагировании не на первую сигнальную систему {страх оказаться вне стада, если ребёнка не отдать, и страх за вообще существование себе подобных, мутантов, если ребёнка отдать}, а на вторую сигнальную систему, заставляющую заняться третьим: не отдачей или не отдачей ребёнка, а ожерельем.)

    Возникшее сознание тоже ставило задачи в области условности, частью которого было искусство, но то уже были не подсознательные идеалы. Например, тренировка матерями умственно отсталых детей на “то и не то”: нарисовать портрет того бизона, у которого рваное ухо (то – это натуральный бизон, который в памяти, не то – его портрет).

    Одним из таких умственных заданий я теперь считаю декадентство: убедить себя и других, что преобладание Зла над Добром это норма, и нечего отчаиваться, можно оставаться равнодушным при очередной победе Зла. Вот рождает Зло уродов, непропорциональных людей, как в картине Пармиджанино, – и ни чего, и ничего, и ничего.

    А как я смел и смею вообще рассуждать на такие темы, и не только рассуждать, а ещё писать это, там паче – публиковать?

    Ответ у Киры Долининой:

    "То, что в России плохо знают Франческо Пармиджанино (1503–1540), не наша вина но беда, чистой воды наследие вкусов советского искусствоведения. Это было “не наше” искусство… То, что не менее ста лет маньеризмом была поражена вся Европа, что без маньеризма не понять перехода от Ренессанса к барокко, советскую науку не останавливало. Она легко перешагнула через это “досадное” столетие, и термин “маньеризм”, хоть и отмеченный Большой советской энциклопедией, не вошел в большинство популярных учебников по истории искусства.” (Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994 – 2019”. НЛО. С. 20-21).

    Понимаете, я поступил по принципу “спасение утопающих – дело самих утопающих”. Тем более, что я читал не только из "популярных учебников”, и в 1977 году мне маньеризм открылся.

    Беда, если беда, что я много что себе думать позволил, подстёгнутый упадком гуманитарной сферы в СССР.

    Вы знаете такую поговорку: крайности – сходятся?

    Маньеризм – крайность. И есть у его представителей способность перескакивать в свою противоположность. К этому мне пришлось прийти, следуя за непосредственными переживаниями произведений.

    Вот эта “Мадонна с длинной шеей”. Отдельные части этой Мадонны даже красивы сами по себе: миловидное лицо, изящно изогнутая кисть, тонкая талия… Но другие – чудовищны: коленная чашечка величиной с лицо, в росте 9, а не 8 голов, ширина бёдер не 1,5 высоты головы, а 3,5! Порождение Зла. А красивые части – мирят с этим Злом. – Логика требует назвать это декадентством, а не маньеризмом, который вне себя от наличного разврата.

    У Микеланджело в “Страшном суде” это “вне себя” выражено тонко: преувеличенной мясистостью тех, что наверху, которых официальная церковь чтит. Тонкостью Микеланджело удалось обойти церковную цензуру (впрочем, позже спохватились и наняли художника, чтоб тот хоть прикрыл стыдные места какой-никакой одеждой). Только молчаливый сговор, длящийся веками, не говорить, что это – изрядно антикатолическое произведение, позволяет ему быть посещаемым людьми. В этом разрезе умиротворяющий (ну Зло так Зло), хоть и тоже антикатолический тон “Мадонны с длинной шеей”, даже менее для католицизма опасен: умиротворение ж. А “Страшный суд” же воплощённый гнев на святость (эти его всё увеличивающиеся, чем выше, фигуры – обратная перспектива – просто ж страшат, если смотреть непредвзято, действует как выталкивающая из себя ртуть). Микеланджело как бы истошно кричит: “Грех!” Война Реформации против развратного католицизма началась через год после окончания Микеланджело своей фрески. А “Мадонна с длинной шеей”, законченная почти тогда же, повторяю, умиротворяет.

    Я не мог пройти мимо этого нюанса впечатления и согласиться, что эта “Мадонна…” – произведение маньериста. Я ж никому не подконтролен. А правило, что крайности сходятся, в жизни бытует.

    Так я оказался против всех с этой “Мадонной…”.

    А Кира Долинина – человек подневольный, пишет для бумажной газеты. И в учёном мире спускают на тормозах антицерковность работ великих художников. Вот она и написала соответствующее продолжение того, что я процитировал выше одобрительно:

    "10 января 2004

    Принц маньеризма

    Выставка “Пармиджанино в веках и искусствах. К 500-

    летию со дня рождения”, Государственный Эрмитаж

    То, что в России плохо знают Франческо Пармиджанино (1503–1540), не наша вина, но беда, чистой воды наследие вкусов советского искусствоведения. Это было “не наше” искусство – слишком красивое, слишком эстетствующее, слишком экзальтированное, абсолютно нереалистичное, откровенно гедонистическое и очень уж телесное. То, что не менее ста лет маньеризмом была поражена вся Европа, что без маньеризма не понять перехода от Ренессанса к барокко, советскую науку не останавливало. Она легко перешагнула через это “досадное” столетие, и термин “маньеризм”, хоть и отмеченный Большой советской энциклопедией, не вошел в большинство популярных учебников по истории искусства. Пока мы смотрели на маньеризм широко закрытыми глазами, Запад пережил несколько приступов страстной моды и, успокоившись, стал изучать и выставлять маньеристов столь же пристально, как и всяких Рембрандтов-Веласкесов. Мы же вынуждены догонять. Эрмитаж в этом смысле – хороший помощник. У него достаточно работ Голциуса, ван Мандера, Приматиччо или Понтормо, чтобы составить общее представление о маньеризме. Может он ответствовать и за персоналии. 500-летие Пармиджанино, принца маньеризма, как его любят называть европейские исследователи, – сильный ход в этой игре.

    Самая известная картина Франческо Пармиджанино (выходца из Пармы, настоящее имя которого было Girolamo Francesco Maria Mazzola) – “Мадонна с длинной шеей”. Самый известный автопортрет – в вогнутом зеркале. Изощреннейшие ракурсы, изысканно удлиненные фигуры, ирреальный мир, нематериальное существование – таким 18-летний пармский последователь Корреджо вошел в Рим и таким он его завоевал. “Новым Рафаэлем” двора папы Климента VII он пробыл недолго. Через четыре года, в 1527-м, после разграбления Рима, Пармиджанино покидает город. Некоторое время обитает в Болонье, где много работает в новой тогда технике офорта, переезжает в Парму, искусством практически не занимается, живет уединенно, увлекается алхимией, является постоянным объектом многочисленных слухов и россказней. За неисполнение заказа на роспись церкви братства делла Стуката садится в тюрьму, бежит оттуда и вместе с друзьями скрывается в местечке под Пармой. Где и умирает от лихорадки в возрасте тридцати семи лет, завещав похоронить себя обнаженным, с кипарисовым крестом в руках. Уже через три года после смерти Пармиджанино большинство его картин были гравированы, дабы удовлетворить бешеную моду на его произведения по всей Европе.

    Трагическая биография, юный гений, пронзительный надрыв его работ, прижизненная слава нового Рафаэля и вечная слава неиссякаемого источника для цитирования и рефлексии потомков – вот история, которую рассказывает эрмитажная выставка. Экспозиция почти исключительно графическая. Несколько собственноручных рисунков (в том числе три из собрания ГМИИ имени Пушкина), полтора десятка собственноручных офортов и массу гравюр его последователей и поклонников лишь оттеняют образы художника, в разные времена возникающие на фарфоре, в эмали или на резных камнях. Таким образом, сюжетом выставки оказывается не техника офорта или история репродуцирования живописных произведений граверами, но история восприятия работ великого мастера, открывшего собой в 1520-х годах итальянский маньеризм и повлиявшего на сотни разных художников всего мира. Куратор выставки Аркадий Ипполитов изящно доводит свой рассказ до аллюзий на Пармиджанино и мифы о нем в текстах Уайльда, Золя, Бальзака, Гоголя, Гаршина или Набокова. Красивая теория. Ведь жизнь художника, заключенная между автопортретами 17-летнего красавца в вогнутом зеркале и бородатого 37-летнего старца, остается одним из самых соблазнительных мифов европейской культуры”.

    В этот раз авторесса не внесла название картины в название статьи, и я не могу предъявить ей обычную претензию, что у неё 40 бочек арестантов в тексте, кроме анализа картины и синтеза из анализа.

    А глянуть на другие картины Пармиджанино – они и правда маньеристские.

    Что должен чувствовать верующий, если священники безнравственны? – Напряжение. Что выражает напряжение? Например, контрапост – разнонаправленность разных частей тела.

    Пармиджанино. Алтарь Барди. 1521.

    Святая Екатерина протягивает Христу правую руку, то есть налево, а сама смотрит направо. Тело Христа перекручено. У Иоанна Крестителя (справа), глядя сверху, плечи повёрнуты против часовой стрелки, а крестец – по. У Иоанна Богослова (второй справа) туловище дано в фас, а лицо в профиль.

    Утрирована изысканность левой ладони Иоанна Крестителя, держащей одновременно и низ тонкого креста и накидку. То же с правой ладонью Св. Екатерины. То же с правой ладонью Иоанна Богослова. Утрировано изгибаются змеи в бокале последнего.

    На напряжение работает и едкий, броский цвет.

    Пармиджанино. Автопортрет в красной шляпе. 1540.

    И ультравьющаяся борода.

    А вот – игра с перспективой (белым показаны вертикали).

    Пармиджанино. Обращение Савла. 1520-е. Фрагмент.

    То есть впадание в декадентство было исключением. Но оно было. А не являлось маньеризмом.

    14 октября 2022 г.

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

08.03.2023
11:49

Я провинился перед Бунюэлем

    Вывел тут, что его фильм «Андалузский пёс» (1928) из головы сделанный фильм Вывел тут, что его фильм “Андалузский пёс” (1928) из головы сделанный фильм . . .

07.03.2023
20:42

Ничто не ново под луною

    Я (опять это “я” впереди всего!) подумал, что вот, наконец, мне совсем нечего сказать, когда я прочёл “Храм” (2022) Измайловой. То есть не то, что искомой и любимой . . .

05.03.2023
22:48

Что-то заставляющее

    B> Я обычно статью начинаю с себя. Это потому, что я постигаю произведение искусства в процессе писания (так мне лучше всего). И я должен из того смутного, что во мне . . .

04.03.2023
21:14

Расширенное смотрение Матюшина

    Мне у нескольких футуристов удалось раскопать, какой именно прогресс они воспевали. (Диковинные у некоторых были прогрессы.) Но никакие картины и авторские слова . . .

03.03.2023
12:30

В тартарары

    Я (всегда с себя начинаю…) трус, наверно. Боюсь смерти и потому о ней не думаю, а загружаю себя почти непрерывной мозговой работой, очень трудной. И один из трудов . . .

02.03.2023
22:46

Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли

    "Как я провёл этим летом” (2010) Попоргребского. Если бездоказательно, потому плохой, что не впечатлил, когда смотрел когда-то. Если б не оригинальное название, я . . .

01.03.2023
18:44

Исключения в эпохе натурокорёжения

    Смотрел заголовки предлагаемых Яндексом для прочтения статей и удивился такому названию: ""Я почти забыл мои серые краски". Африка в творчестве . . .

28.02.2023
17:40

В ударе

    Поскольку я произведения, претендующие на то, чтоб их называли произведениями искусства, воспринимаю всем своим организмом, то, чтоб вжиться в очередное . . .

26.02.2023
22:10

От формализма есть и польза

    Речь пойдёт о вот такой скульптуре. Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898. Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” . . .

25.02.2023
19:55

Опять обидели

    Перед хозяйкой легкий вздор Сверкал без глупого жеманства, И прерывал его меж тем Разумный толк без пошлых тем, Без вечных истин, без педантства, И не пугал . . .

24.02.2023
12:35

Сознание и подсознание Нестерова

    Есть два способа выражения подсознательного идеала: очень странным для своего времени образом и катарсисом, который сам по себе странность. Образ – это ясно, а . . .

23.02.2023
22:14

Бифуркация

    Это та точка, если в пространстве, в которой происходит резкое изменение бывшего. . Я долго искал в репродукции то, о чём в статье Клюшиной написано: "Мазки . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100