Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
28.04.2023 |
Механизм превращения левого художника в правого
|
23.04.2023 |
|
21.04.2023 |
|
17.04.2023 |
|
14.04.2023 |
|
14.04.2023 |
|
11.04.2023 |
|
10.04.2023 |
|
06.04.2023 |
Проект как что-то принципиально ненавистное
|
05.04.2023 |
|
03.04.2023 |
|
02.04.2023 |
Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление
|
01.04.2023 |
|
31.03.2023 |
|
28.03.2023 |
Комедия относительности
Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно идеал сознанию не открывающий и всё-тут). И это, считаю, областью неприкладного искусства. А в прикладном замысел сознания сознанию дан. И у меня загвоздка с не первыми произведениями человечества. С первыми всё в порядке. Они синкретичны. То есть в них слито прикладное (спасение ребёнка от поедания стадом), неприкладное (МЫ – люди, они {шерстистые внушатели, внушающие бесшёрстным внушаемым отдать ребёнка} – не люди) и выражение радости жизни. Так вот загвоздка с этой третьей функцией, когда искусства разделились: радость жизни осознаваема или подсознательна? Она, как внеисторичная, так незначима сравнительно с историчными двумя сёстрами… а мыслимо думать по-разному. Мне, как экстремисту в деле пропаганды ценности неприкладного искусства с его подсознательным идеалом, хочется отлучить выражение радости жизни от выражения подсознательного идеала. Хочется думать, что это продукт сознательного выбора. Один из целого букета замыслов сознания. Другое дело, что я за талант считаю наличие другого подсознательного, обеспечивающего эстетическую ценность (органическую целостность: когда в каждой детали виден замысел относительно целого произведения). С помощью таланта создавали эстетическую ценность творцы под маркой соцреализма. Например, Николай Островский, взявшись воспеть верность идее коммунизма в романе “Как закалялась сталь”. Идея эта не была его подсознательным идеалом. Она была его идеалом вполне осознаваемым. Спас роман талант. Только подсознание могло выстроить, например такую длинную цепь (самоцитата): “Какие препятствия ни возникают (усталость, не прислали смену, беспартийные бросили работу, один из банды Орлика приехал, выстрелил в воздух и велел к вечеру всем отсюда убраться, напала вся банда, но строители смогли отстреляться {узнав о банде, им привезли оружие и боеприпасы}), встал непреодолимым препятствием для рытья лопатами холм – привезли динамит и холм взорвали, ударили морозы – в ответ соревнование {отличившаяся группа уезжает в город}, занесло всё снегом – откапывают, начался тиф – оставшиеся не сдаются, им присылают на помощь студентов), - какие препятствия ни возникают – они преодолеваются. – Дух захватывает”. А теперь вернёмся к выражению радости жизни. В ХХ веке к нему как к самостоятельному течению пришли предатели импрессионизма. Например, Дали (см. тут). Если обычный импрессионизм рождён подсознательным преодолением ужаса жизни при империализме: выражает хвалу абы какой жизни, то преданный импрессионизм выражает просто радость жизни. К нему, называемому теперь новым импрессионизмом, пришёл Герасимов. И вот “И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле”. Вернее, над Кремлём. На уровень третьего этажа поднята улица Боровицкая, по которой гуляют два вождя после дождя. А одна из решёток ограды отсутствует. И заметивший ёрничает, что заметь кто такую опасность (могут же упасть вожди с такой высоты), Герасимову б не Сталинскую премию дали, а в тюрьму б посадили. И это вполне вписывается в порочную теорию “большого времени” М.М. Бахтина: дескать, каждое время по-своему толкует произведение искусства. А когда победит в общественном мнении более адекватная мысль, что художник, что хотел “сказать”, то и есть художественный смысл произведения, - когда эта мысль победит, то ёрничающий заберёт свою насмешку назад. Почему? Потому что это ж гениально: приподнять улицу на 30 метров и ликвидировать аллею деревьев, закрывающую панораму вдаль, и тем обеспечить вид на красоту Кремля и Москвы с птичьего полёта. Ведь цель – радость! Она достигнута. Я вот только не знаю, с помощью какого подсознания: того, которое обеспечивает выражение радости жизни наряду с обеспечением выражения подсознательного идеала (1), или того, которое, талант, обеспечивает “в каждой капле вкус моря” (2). (Любой вариант заставил меня выше поставить кавычки: хотел “сказать”. Ибо подсознательное слов лишено.) То же рассуждение относится к выламыванию одной секции ограды. Это обеспечивает видимость зрителю Москвы-реки, то есть красоты, неотделимой от радости жизни. Мне б вот только определиться, что обеспечивает выражение радости жизни, - я б был кум королю со своей любовью к абсолюту. Никакие политические повороты при этом не влияют же на оценку художника. Талант есть талант, хоть не рисует по вдохновению. 27 октября 2022 г.
|
26.03.2023 |
|
25.03.2023 |
|
22.03.2023 |
|
21.03.2023 |
|
20.03.2023 |
Но жалок тот, кто всё предвидит…
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"