TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.04.2023
12:27

Механизм превращения левого художника в правого

    "…интеллигенция, в том числе художественная, с ее традиционно левыми пристрастиями, вытеснялась коммунистами [так называемыми, на самом деле тоталитаризмом . . .

23.04.2023
08:09

Происки здравого смысла

    На здравый смысл претендую я. А в этой статье им я попробую защитить совершенно мутное – с точки зрения иных людей – понятие такого подсознательного идеала, как . . .

21.04.2023
23:33

Клещ

    В книге Киры Долининой “Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994–2019" полно заметок. Если, оппонируя ей, каждой её заметке уделить одну статью, . . .

17.04.2023
13:04

Слава богу!

    Здравый смысл, каким я руководствуюсь, нередко приводит меня в очень неприятное положение – открывателя. Статус же у меня никакой. И я стою перед выбором: или . . .

14.04.2023
15:37

Уф! От сердца отлегло

    Будете смеяться, если скажу, почему. Мне мелькнул в телевизоре Меньшиков и фильм “Восток – Запад” (1999) режиссёра Варнье. Я захотел его посмотреть, и до смотрения . . .

14.04.2023
09:47

Моя гора родила мышь

    Какой-то парадокс… С одной стороны, ко мне часты претензии публики за само использование словосочетания “подсознательный идеал”, который я считаю запущенным в . . .

11.04.2023
20:17

Нашла коса на камень

    Я наткнулся на, кажется, типовую очень острую реакцию на свои статьи, в частности, против плохих искусствоведов и художников, - реакцию от людей, в какой-то мере . . .

10.04.2023
16:50

Опять насмешка

    Не знаю, как сейчас (не в России живу), а когда-то в Литературной Газете на 16-й странице был сплошь юмор. И мне почему-то запомнился такой пассаж. – Наступал . . .

06.04.2023
14:08

Проект как что-то принципиально ненавистное

    “Беда не во врагах монархии, а в том, что верх над жизнью берет проект. Социализм неизбежен и... исполнение манящей мечты обернется небывалым испытанием, но у . . .

05.04.2023
16:06

«Я не читал, но знаю…»

    Это знаменитое, для меня, во всяком случае, выражение есть цитата из выступления какого-то рабочего, осуждающего на общем собрании роман Пастернака “Доктор . . .

03.04.2023
18:02

Ещё про злейшую врагиню

    Признаюсь, мне трудно найти тему. Поэтому я опять обратился к врагине. Её последняя статья о художнике Стивене Морате. "Возможно, работы Стивена Мората не . . .

02.04.2023
18:13

Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление

    Она мне написала: "Вместо всякой фигни напишите лучше о рублёвской “Троице””. А я даже не полез узнавать, что там с “Троицей”. Знал, что от врагини хорошего . . .

01.04.2023
17:31

Второсортная вещь

    Плохо. Приступаю к чтению-разбору, - если тот получится, - второго произведения Алисы Ханцис, “Борзыми щенками” (2023), с предубеждением против личности автора как . . .

31.03.2023
15:11

Но как я сел в лужу…

    Изводишь единого слова ради… Мне аж жалко себя стало: ну что это за манера воду лить? Или это не вода. А просто обобщающие рассуждения для людей, знающих . . .

28.03.2023
15:12

Комедия относительности

    Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно . . .

26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

     

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня. Вот она.

    Левитан. Редеет облаков летучая гряда. 1886.

    Это явно Крым, ибо стих Пушкина о крымском впечатлении.

    Пишут:

    "Наконец, не прошла даром для Левитана и его поездка в Крым. Эта поездка заметно обогатила его палитру: в Крыму художник узнал, что такое чистые краски. На этом, кажется, ученичество Левитана закончилось” (https://legacy-time.ru/blog/isaak-ilich-levitan/).

    И тут же проиллюстрировано.

    Левитан. Садик в Ялте. Кипарисы. 1886.

    Ну так эту радостность можно считать последней данью ученичеству. Выражение полнейшего разочарования в Этом причинном мире, в котором есть смерть, проникла в его творчество раньше 1886 года.

    "В середине 1880-х годов материальное положение художника улучшилось. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца” (Википедия).

    Каково мироотношение у человека, могущего умереть каждое завтра?

    Вот он и умудрился пушкинское стихотворение счастья проиллюстрировать наоборот.

     

    Редеет облаков летучая гряда.

    Звезда печальная, вечерняя звезда!

    Твой луч осеребрил увядшие равнины,

    И дремлющий залив, и черных скал вершины.

    Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

    Он думы разбудил, уснувшие во мне:

    Я помню твой восход, знакомое светило,

    Над мирною страной, где всё для сердца мило,

    Где стройны тополы в долинах вознеслись,

    Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

    И сладостно шумят полуденные волны.

    Там некогда в горах, сердечной думы полный,

    Над морем я влачил задумчивую лень,

    Когда па хижины сходила ночи тень —

    И дева юная во мгле тебя искала

    И именем своим подругам называла.

    1820 г.

    Пушкину 21 год, а он, влюблённый в Анну Гирей, - по мнению Л. Краваль, - готов на ней жениться. Только вот он ссыльный… И надо, чтоб её братья разрешили брак… Но…

    Одна разница впечатлений от стихотворения и от рисунка уже говорит об отрешённом мироотношении Левитана.

    Есть одна странность в рисунке: море вблизи горизонта нарочито темнее под небом, чем под берегом. Это сделано для контраста, для красоты? И тогда противоречит принципам самого Левитана?

    "Саврасов радикально отказался от этого отношения к пейзажу, избирая уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а, наоборот, стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем пейзаже и так неотразимо действуют на душу” (Там же).

    Не противоречит. Он взялся изображать не характерный Крым (яркий), а серый, как невзрачна большая часть России. Вот красоту невзрачности ему и потребовалось подчеркнуть.

    К тому же тут смысл брезжит. Все стихии существуют тут как бы отдельно друг от друга. Море светлое небо не отражает. Облака – тоже. И они сами, каждое, какие-то отдельные друг от друга. Тёмную скалу море тоже не отражает. В самом небе изменения тона нет, например, большего света на горизонте, ибо там недавно село солнце. Это даже тоже есть странность. Небо как бы не живёт, тогда как вечером оно ж наиболее изменчивое за день. Всё настолько медленно меркнет, что само время как бы остановилось. А это – образ метафизического иномирия, где другая физика. Нет времени – нет и смерти…* – Всё тот же, знакомый, подсознательный идеал ницшеанства.

    25 октября 2022 г.

    *- Если нет времени, то значит, смерть уже произошла. Она позади. Это посмертие. Кажется Божий мир плохим, несправедливым, время там, смерть...

    А ведь он устроен очень прекрасно. Смерть ведет в бесконечное существование, какое может проходить в различных мирах (иномириях по-вашему). Рай там, или ад, в каждом из которых множество подразделений на любой вкус. И ведь выбирает сам человек в соответствии с тем, к чему пристрастился тут у нас.

    -Я виноват в том, что, говоря "Этот мир", я молчаливо предполагаю (а никому это не сказал, а телепатии нет), что я под Этим миром понимаю христианство с его подразделением на тот и этот свет. Виноват. Я в оправдание могу объяснить, КАК я ошибся. Я необъявленно стал на точку зрения ницшеанца, для которого христианство враг и потому для него не существует "Рай там, или ад, в каждом из которых множество подразделений на любой вкус".

    25.10.2022.

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100