TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.04.2023
12:27

Механизм превращения левого художника в правого

    "…интеллигенция, в том числе художественная, с ее традиционно левыми пристрастиями, вытеснялась коммунистами [так называемыми, на самом деле тоталитаризмом . . .

23.04.2023
08:09

Происки здравого смысла

    На здравый смысл претендую я. А в этой статье им я попробую защитить совершенно мутное – с точки зрения иных людей – понятие такого подсознательного идеала, как . . .

21.04.2023
23:33

Клещ

    В книге Киры Долининой “Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994–2019" полно заметок. Если, оппонируя ей, каждой её заметке уделить одну статью, . . .

17.04.2023
13:04

Слава богу!

    Здравый смысл, каким я руководствуюсь, нередко приводит меня в очень неприятное положение – открывателя. Статус же у меня никакой. И я стою перед выбором: или . . .

14.04.2023
15:37

Уф! От сердца отлегло

    Будете смеяться, если скажу, почему. Мне мелькнул в телевизоре Меньшиков и фильм “Восток – Запад” (1999) режиссёра Варнье. Я захотел его посмотреть, и до смотрения . . .

14.04.2023
09:47

Моя гора родила мышь

    Какой-то парадокс… С одной стороны, ко мне часты претензии публики за само использование словосочетания “подсознательный идеал”, который я считаю запущенным в . . .

11.04.2023
20:17

Нашла коса на камень

    Я наткнулся на, кажется, типовую очень острую реакцию на свои статьи, в частности, против плохих искусствоведов и художников, - реакцию от людей, в какой-то мере . . .

10.04.2023
16:50

Опять насмешка

    Не знаю, как сейчас (не в России живу), а когда-то в Литературной Газете на 16-й странице был сплошь юмор. И мне почему-то запомнился такой пассаж. – Наступал . . .

06.04.2023
14:08

Проект как что-то принципиально ненавистное

    “Беда не во врагах монархии, а в том, что верх над жизнью берет проект. Социализм неизбежен и... исполнение манящей мечты обернется небывалым испытанием, но у . . .

05.04.2023
16:06

«Я не читал, но знаю…»

    Это знаменитое, для меня, во всяком случае, выражение есть цитата из выступления какого-то рабочего, осуждающего на общем собрании роман Пастернака “Доктор . . .

03.04.2023
18:02

Ещё про злейшую врагиню

    Признаюсь, мне трудно найти тему. Поэтому я опять обратился к врагине. Её последняя статья о художнике Стивене Морате. "Возможно, работы Стивена Мората не . . .

02.04.2023
18:13

Как меня злейшая врагиня провоцировала на противовластное выступление

    Она мне написала: "Вместо всякой фигни напишите лучше о рублёвской “Троице””. А я даже не полез узнавать, что там с “Троицей”. Знал, что от врагини хорошего . . .

01.04.2023
17:31

Второсортная вещь

    Плохо. Приступаю к чтению-разбору, - если тот получится, - второго произведения Алисы Ханцис, “Борзыми щенками” (2023), с предубеждением против личности автора как . . .

31.03.2023
15:11

Но как я сел в лужу…

    Изводишь единого слова ради… Мне аж жалко себя стало: ну что это за манера воду лить? Или это не вода. А просто обобщающие рассуждения для людей, знающих . . .

28.03.2023
15:12

Комедия относительности

    Сам я преклоняюсь перед абсолютностью. В частности, художественным считаю то, что движимо подсознательным идеалом автора (в виде вдохновения, содержательно . . .

26.03.2023
19:09

Дурь

     

    Тут не только я дурью маюсь, но и…

    Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком затруднении я спросил поисковик: “Дзен Живопись” (есть, помню, такой канал, насколько посещаемый, настолько дурастый). И пополз в открывшемся канале по заглавиям. Остановился на таком: “Художник Сергей Николаевич Ишков: когда есть что рассказать”. 767 лайков, ни одного дизлайка и 40 комментариев. Решил, что, раз хвалится, что есть, что рассказать, то как раз ничего-то там хорошего рассказано и не будет. – Ладно. Пополз по картинкам. Про одну конкретную аж что-то написано!

    Ишков. Зимний пейзаж. Холст, масло.

    "Обратите внимание на работу “Зимний пейзаж”, дорогой наш читатель. Преобладающий тон одежды, ширина шага, положение плеч и габариты груза за этими самыми плечами позволяют художнику не выписывать детали лица героини. Метафора преодоления, мотив одиночества, нарративное обещание победы тепла и уюта над морозным простором — и так очевидны” (https://dzen.ru/a/Y0-8EHjSqhOkA3qi?&).

    Мне показалось подозрительным, что нет даты (это дурной признак для художника), но я полез её искать в поиск по картинкам (автор-то канала у меня ж тоже на подозрении – вдруг он виноват в отсутствии даты).

    Поиск огорошил. При картине этой такая надпись:

    "Алексей Степанович Степанов

    Русский художник

    Русский живописец, график, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, один из учредителей “Союза русских художников”.

    Википедия” (адрес).

    И, собственно, такая картинка:

    Умер Степанов в 1923 году. Тогда не могло быть таких электропроводов на столбах.

    Поиск по этой уже картинке, кто её автор, ничего не дал.

    Ясно только, что текст автора канала никак не объясняет, почему Ишкову нужно было лишить женщину лица.

    Так это я, признаюсь, отвлёкся от того, что делал в самом начале после прочтения процитированного объяснения. В самом начале, я просто прочёл немного дальше после точки:

    "А вот полотно “Моя деревня” со сходной тематикой, но тема его — совершенно иная. И тут же меняется техника, строй композиции, отношение к комплементарности цвета, ритмы и так далее. И вроде бы тоже зима, и в центре — опять женский образ, и вновь на плечах — “целевая нагрузка”, а фоном — сельский пейзаж. Однако, благодаря совершенно иному подходу, мы видим уже не метафору одинокого (пусть и мирного) угасания, а праздник жизни, полный светлых надежд.

    Согласитесь, дорогой наш читатель: нетрудно решить, что эти картины принадлежат авторству разных художников. Но нет. Сменилась не рука, владевшая кистью, а идея, водившая рукою!”

    Ишков. Моя деревня. 2000. Холст, масло.

    Тут претензия на бытописание. Правда, если не обратить внимание на стилизованные дымы из труб: все одинаково тонкие и одинаково прямые.

    Но тогда возникают вопросы здравого смысла. – Идёт женщина под горку. Наверно, к проруби в реке, что справа вверху (это опять если не обращать внимание, что та река не имеет продолжения слева картины). Впрочем, то, может, не река, а другой её берег, ещё более высокий, чем берег этот.

    Тогда другой вопрос здравого смысла: а не далековато ль? Разве не обеспечивают себя жители колодцем при доме? То есть это – выдумка, а не подсмотренный бытовой эпизод. Причём выдумка довольно глупого человека: он посреди дороги дал вырасти 9-ти стеблям вейника наземного. И не только вырасти, но и засохнуть. И никто не затоптал! Сомнительно тогда и то, что кошка захотела провожать хозяйку по такому глубокому снегу.

    Так это я опять отвлёкся от того, что было в режиме реального времени.

    А в режиме реального времени, сразу увидев, что вторая картинка придумана, мне захотелось узнать, кто такой этот Ишков. Мне попалась такая первая же его картина:

    Ишков. Тихвинский храм. 2002. Холст, масло.

    По инерции я стал искать придуманность и тут. И быстро увидел. Он не сообразил нарисовать тень от правой берёзы. Раз. Он не сообразил, что при том положении солнца, какое он выбрал, правая грань восьмигранной башни не может оказаться в такой же тени, как левая. Два. Не хватило его и заметить, что тень от левого парапета лестницы должна быть ступенчатой, как и сам парапет. Три.

    И тут жуткая мысль мелькнула: а вдруг он и сам храм выдумал?

    Есть такая карта с перечнем всех церквей Тихвинской иконы - https://sobory.ru/mapsearch/?altar=247. А сам Ишков из Брянска. Какая там церковь?

    Уф! Хоть храм он с натуры рисовал…

    Но дурастый он всё же художник. Как и автор статьи о нём.

    – А что было б не дурастым, у художника?

    – Если б от смотрения на его картину зритель чувствовал ЧТО-ТО, словами невыразимое. И чтоб описывающий картины художника автор не гнушался б им давать отрицательную характеристику за то, что этого ЧЕГО-ТО, словами невыразимого, не ощущается.

    – А разве странности, от отсутствия лица до всего, что заметили вы, не есть указатель на это ЧТО-ТО?

    – Не есть. Потому что они говорят об одном и том же – о неосновательности Ишкова.

    – В чём неосновательность для отсутствия лица?

    – В буквальном следовании требованию стилизации под декоративность. Всё должно, мол, быть одинаково глыбисто.

    У человека просто недостаток таланта художника. Умом действительно невозможно всё предусмотреть. Так спасает талант. Он в том, что включается подсознание и организовывает единство во всех деталях. А один-единственный ум то и дело не замечает что-то.

    Какого-то таланта лишён и популяризатор Ишкова, раз не заметил всех перечисленных ляпов.

    Чего-то, увы, лишены и тысячи людей, подписавшихся на его канал.

    26 октября 2022 г.

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100