TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.06.2007
17:40

Как жить по-русски

    Черт, как хорошо: ╚с голубым блеском в глазах╩! Я еще до этих слов стал подумывать: ╚Боже! Почему мне так нравится читать этот рассказ?╩ (http://www.pereplet.ru/text/nikitin08sen01.html . . .

13.06.2007
19:25

Предпонимание

    Грешен я перед Велимиром Хлебниковым. - Не зная броду, сунулся в воду. Два раза сунулся. Один раз √ распространив на него то, что касалось Маяковского . . .

05.06.2007
16:15

Как может выжить Россия

    Силой духа. Так, спустя время, я осознал, почему мне перехватило горло в конце рассказа Дмитрия Крылова ╚Горло╩ (http://www.pereplet.ru/text/gorlo5.html). А осознание пришло от . . .

13.05.2007
18:26

Стоит ли мусолить одну деталь?!

    Такова реакция Волковича на реакцию на его ╚Собаки села Похмелевка╩ (http://www.pereplet.ru/text/volkovich10may07.html). Стоит мусолить деталь, если она высветляет замысел. А стоит ли . . .

08.05.2007
16:21

Каждый √ кузнец своего Успеха

    Впечатление какого-то бледного дежавю постепенно овладевало мною, пока я читал миниатюру Грановского ╚Дежавю╩ (http://www.pereplet.ru/text/granovskiy02may07.html). √ Где я что-то такое . . .

24.04.2007
17:20

Ни бэ, ни мэ, но кукареку

    Все так верно написано про рассказ Калашниковой ╚Запах моря╩ (http://www.pereplet.ru/text/kalashnikova10apr07.html): ╚Вы топчетесь на месте. Все время хочется спросить: ну и что???????? . . .

19.04.2007
21:59

Почему Осирис, или Что про себя не вполне знает сам Брущенко

    Не в моем обычае несколько раз обращать внимание на одного и того же современника-автора. Потому что я его вещь имярек рассматриваю, чтоб обнаружить породивший ее . . .

17.04.2007
21:14

Как пишут стихи неграфоманы

    Один мой товарищ (ну дуб в постижении искусства!) говорит: искусство √ это то, что непонятно. У него логика в большом почете. А у меня пунктик, что художественное √ . . .

12.04.2007
19:53

Русские на Паталипутре

    Это потом я стал вчитываться в фразы, вроде таких: ╚Решившись, Удалов вынул шестьдесят долларов, тремя двадцатками, заложил их в грамоту за победу в . . .

20.02.2007
17:27

Николай Рубцов (3-е продолжение)

    Этот опус не появился бы, если б я случайно не наткнулся на настоящий анализ рубцовского стихотворения одного (в книге В. А. Лукина ╚Художественный текст: Основы . . .

03.02.2007
15:54

Николай Рубцов (Еще продолжение)

    Мне все-таки тревожно. Стихотворений Рубцов написал очень много. Всех, прямо, не перечесть √ так страшен их смысл. Сил душевных не хватает. Но вдруг он все же и иным . . .

30.01.2007
21:12

Николай Рубцов (Продолжение)

    Я все-таки очень мало стихов Рубцова прочитал. Пару с начала книги, тройку с конца. А ведь знаю, что был у него счастливый кусочек жизни, связанный с командировкой в . . .

28.01.2007
16:08

Николай Рубцов

    Такую книгу я читал┘ Можно б сказать апокалиптическую. Но нет. Она научная. И потому, - не чета страстному ╚Апокалипсису╩, - написана безэмоционально. Факты, . . .

25.01.2007
18:55

Светлана Фельде

    Чем я могу быть полезен читателям, если всем рассказ нравится и все в нем все поняли? Какой кому интерес вникать, как я могу объяснить какую-то текстовую частность, . . .

28.12.2006
13:59

Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда

    Однажды, в перестройку, я выиграл спор у одного партийного сослуживца. - Знаешь, к чему относилось троекратное ╚учиться╩ в речи Ленина в 18-м году перед молодежью? - . . .

23.12.2006
20:12

"В лоб" и не "в лоб"

    Давно уж (http://art-otkrytie.narod.ru/nabokov.htm, http://topos.ru/article/3942) я вывел для себя, что Набоков всю жизнь имел одного и того же типа идеал √ идеал сверхбудущего. Это видно и из . . .

16.12.2006
14:09

Передвижники

    На одной из игр ╚Что? Где? Когда?╩ зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину . . .

10.12.2006
19:40

Предуказанность или непредвзятость?

    Юмореска Леонида Нетребо ╚Хохлы позорные╩ (http://www.pereplet.ru/text/netrebo07nov03.html) замечательно коротка. И уже этим одним кричит против тяжеловесных моих дум о характере . . .

06.12.2006
14:47

Еще о Нечипоренко

    А что если специально Юрий Нечипоренко в рассказе ╚Моторчик╩ (http://www.pereplet.ru/text/motor.html) ═сделал незабористый, бедный конец? И язык изложения √ ненасыщенным . . .

02.12.2006
13:34

Юрий Нечипоренко

    Читаю вот такие слова знаменитого Виктора Шкловского: ╚вещь может быть: 1) создана как прозаическая и воспринята как поэтическая, 2) создана как поэтическая и воспринята как прозаическая╩, - и вспоминается рассказ в ╚жанре ╚литературы свидетельства╩╩ Нечипоренко ╚Брат╩ (http://www.pereplet.ru/text/nechip42.html).

    Шкловский свои слова написал от противного, во славу √ он не понимал - формализма, во славу специального языка как признака художественности, ╚чтобы эти вещи по возможности наверняка воспринимались как художественные╩ (Теория прозы. http://philologos.narod.ru/shklovsky/prose1983.htm).

    А Нечипоренко √ наоборот как бы. Средняя речь, обыкновенные предложения:

    ╚Напротив был дом сгоревший - там раньше пожарная команда размещалась, так она сама истлела, но не развалилась. Черный сруб из обугленных бревен стоял, как тень╩.

    Сравнение, правда, есть┘ ╚Как тень╩. Ну так и мы ж, сермяжные, тоже сравнения иногда пускаем.

    Сказ, правда, проскакивает: сброду было навалом╩, ╚занавеска ворушится╩, ╚яйцы╩┘ Словно зафиксирован солдатский рассказ звукозаписывающим устройством, а потом переписан, без малейшего изменения.

    Ну и ╚я╩-повествователь, конечно. И никаких следов автора, казалось бы. Лишь после окончания повествования появляется новый ╚я╩-повествователь. Якобы сын того ╚я╩-повествователя, солдата Великой Отечественной. Наш современник, близкий автору, написавшему данный рассказ вот-вот, только что. И┘ со жгучим чувством из-за ОТСУТСТВИЯ у современника - брата.

    Странноватое переживание. Обычно единственные в семье дети привыкают к своей единственности и не так уж остро ощущают ее.

    И тогда я увидел, что и в основном-то повествовании проявилась эта особая значимость братского родства. Слово ╚брат╩ тут, - старики вспомнят, - как в не помню чей поучительной притче для дошколят про слово ╚пожалуйста╩. Кажется, называлась она ╚Волшебное слово╩.

    Так и тут. 17 раз в коротеньком рассказе повторено. И сюжет повторяет ту притчу. Слово ╚брат╩ всесильно: и подвезут, и проведут, и не расстреляют, хоть имеют право. Как чудо какое-то. Но. Незаметно подаваемое. На фоне фантастических военных картин (стоящий кузнец┘ без головы, снаряд, пронзающий дом, словно тот бесплотный, точное указание направления прилета этого снаряда, вычисление артиллеристами местонахождения немецкой пушки по этому указанию, прохождение через цензуру нехитрой шифровкисообщения братом брату номера своей части, и сам факт сообщения, будто предчувствовал возможность посещения, нестреляние какого-то антисоветского элемента, спрятанного одними поляками и починка, как в кино, испортившихся ходиков у других поляков). В общем, незаметно. Хоть и вынесено в заглавие √ ╚Брат╩.

     

    А с чего бы это сегодня так напирать на братство? (Я ж считаю, что о каком бы прошлом художник ни писал, его вдохновляет Сегодня.)

    И я вспомнил, про лозунг Великой Французской революции √ Свобода, Равенство и Братство. В котором Наполеон, предатель революции, заменил Братство на Собственность. Я вспомнил про принцип ╚человек человеку волк╩, победивший при реставрации капитализма. Я вспомнил, что реставрацию эту не во исполнение референдума проводили, а как бы вопреки большинству. Что и полтора десятка лет спустя чувствуется в России гораздо четче, чем в других странах.

    И я понял причину применения этого ╚жанра ╚литературы свидетельства╩╩: не до искусства!.. А если и за него, то за возрождающее такое ╚старье╩, как Братство.

     

    2 декабря 2006 г.

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100