Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.06.2007 |
|
||||||||||
13.06.2007 |
|
||||||||||
05.06.2007 |
|
||||||||||
13.05.2007 |
Стоит ли мусолить одну деталь?!
|
||||||||||
08.05.2007 |
|
||||||||||
24.04.2007 |
|
||||||||||
19.04.2007 |
Почему Осирис, или Что про себя не вполне знает сам Брущенко
|
||||||||||
17.04.2007 |
|
||||||||||
12.04.2007 |
|
||||||||||
20.02.2007 |
Николай Рубцов (3-е продолжение)
|
||||||||||
03.02.2007 |
Николай Рубцов (Еще продолжение)
|
||||||||||
30.01.2007 |
|
||||||||||
28.01.2007 |
|
||||||||||
25.01.2007 |
|
||||||||||
28.12.2006 |
Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда
|
||||||||||
23.12.2006 |
|
||||||||||
16.12.2006 |
|
||||||||||
10.12.2006 |
Предуказанность или непредвзятость? Юмореска Леонида Нетребо ╚Хохлы
позорные╩ (http://www.pereplet.ru/text/netrebo07nov03.html)
замечательно коротка. И уже этим одним кричит против тяжеловесных моих дум о
характере большинства, наверно (всех не читал), рассказов в ╚Русском
переплете╩. Но я все-таки рискну┘ Юмореске со мной не повезло. Я с удовольствием
похохатывал, ее читая. Но потом стал смотреть телевизор. Там √ ╚Печки-лавочки╩
с этим контрастом интеллигентов: противнейшим ябедой и очаровательным
профессором лингвистом. А у Нетребо якобы культурная дама одиноко отрицательна,
подумалось. И стал я разрываться в привычных своих противоречиях.
И прогресс √ гибель человечеству, и застой, знакомый по СССР и его развалу (а
также по какой-то инерции застоя же в теперешней России), грозит гибелью
российской (средней между техногенной и традиционалистской) цивилизации. Застой
грозит гибелью тому, что своей срединностью призвано, казалось бы, человечество
спасти. Так радоваться бы, что есть такие срединно-ориентированные
люди, как Леонид Нетребо, утверждающие неистребимость и животворность┘ как бы
это сказать поаккуратнее┘ здорового провинциализма, даже темноты, но сметливой
и обаятельной. А этнически - акцентирующие ╚росс╩ в понятии ╚россиянин╩ как не
просто количественное большинство русских, а как многоликую качественность
русских. Вот, например, как герой рассказа. √ Радоваться бы. Но посрамленная, получается, цивилизованная дамочка в
шукшинском соседстве неведомо как соотносилась со словосочетанием
╚цивилизованные страны╩, противопоставляемым России в числе прочих. И что-то
беспокоило. Что? Ну не невероятность же прорезавшейся стеснительности
пьяного, или умения собаки самостоятельно ═входить и выходить через закрытую дверь. Этого
не замечаешь за завлекательностью повествования. Может, то, что ╚мы должны поверить автору на слово╩?
Когда ╚я╩ расхохотался, а ╚Вскоре уже облегченно смеялся весь переговорный
пункт: русские, украинцы, татары, азербайджанцы и все другие мирные,
добрососедствующие северяне╩. √ Продолжением диалога было бы убедительнее? Кстати, диалог. Весь рассказик очень театрален: ╚цепочка сцен┘
неожиданный гость (а кто ж иной √ незвонящий пьяный на телефонном
переговорном пункте), комедийная развязка╩. Но что если все это ради повышенной иллюзионной силы
театральности? Все, мол, истинная правда. Вы заметили, что я применял косой шрифт и кавычки? √
Это цитаты из нападок Набокова, думающего про себя, что он эстет, на
Достоевского, мол, ангажированного идеей. Набокову плевать, в частности, на то,
что Достоевский открыл для литературы роман идей (в смысле не идеология
произведения, а каждая идея прямо как действующее лицо). Достоевский знал, ЧТО проповедовать,
и √ как художник √ обязан был: 1) и спрятаться за объективность (идеи
диалогизируют, а он не при чем), 2) и оживить их. И вот √ театральность. И
Набокову наплевать было, что Достоевский отражал (пусть мнимую) переходность
эпохи - куда повернет Россия: в социализм (и какой) или в капитализм. Набокову
наплевать было, что он сам, исповедуя веру тоже в нечто сверхбудущее, принужден
был тоже для оживления превращать себя из писателя в┘ (его читаешь √ видишь,
слышишь, обоняешь описываемое). Так то и другое не реализм, как может показаться
поначалу, а маньеризм, маньеризм XIX, маньеризм═
XX века. И не маньеризм ли начавшегося XXI века у Леонида Нетребо? Он
только не умеет, мол, еще так прятать свою тенденциозность? Нет. Маньеризм Достоевского истошный - от
недостижимости в историческом будущем его религиозного социализма. Маньеризм
Набокова ледяной по выдержке √ от стыда за свое витание: в заоблачности
символизма (нескрываемого в юности). А Нетребо √ миритель. Это хронологически следующий
после маньеризма тип стиля √ барокко. Или реализм (на другом витке повторяемости
стилей схожее обычно называют иначе). И в то же время тенденциозность знания, ЧТО хочешь
провести, у Нетребо налицо. Значит, не реалист. Некий гражданско-романтический
реалист. То, что бывает ПЕРЕД реализмом. Так что же: предуказанность или непредвзятость? √
Вроде предуказанность, как и у большинства авторов ╚Русского переплета╩. Но, увы, меня шатает во мнении. То одно кажется
(╚Красненькая с Лениным╩), то другое (╚Московский импрессионизм╩), то третье
(╚Хохлы позорные╩). Почему? Во-первых, потому что я, очень вероятно, просто слаб
проникнуть. Во-вторых, может быть, Нетребо сам еще не определился. Ведь
названные три дороги искусства имеют одно место пересечения. И все три с
движением, вообще говоря, в обе стороны. От того пересечения шаг вперед, два
шага назад, два вперед, один назад √ и оказался на том же месте, побывав на
всех трех дорогах. Мыслимы, наверно, и другие объяснения. Со временем
разберемся. 10 декабря 2006 г.
|
||||||||||
06.12.2006 |
|
||||||||||
02.12.2006 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"