27.09.2000 23:54 |
Кич всегда "красив" Кич в литературе не так бросается в глаза, как, скажем, на Новом Арбате. Но прежде чем говорить о киче, следует определить, о чем идет речь. Каковы же отличительные черты жанра, который можно определить этим коротким и энергичным словом? Прежде чем попытаться сформулировать определение, вспомним вещи, которые без всякого сомнения можно причислить к кичу. В музыке это - "Подмосковные вечера", как классика кича, и американская музыка от рэпа до джаз-рока включительно, в живописи - Шилов и Глазунов, в литературе - Рыбаков, Сорокин, Пригов. Впрочем, в кичевой литературе тон задают американцы. Здесь непревзойденные мастера этого жанра - Кинг, Бах и Хейли. О тех кичевых вещах, которые еще примитивнее, чем названные выше, можно умолчать.
   
Первая и главная черта кича - стремление автора во что бы то ни стало понравиться. Здесь не автор диктует массе, а масса диктует автору. Можно возразить, что мало кто из авторов хотя бы подсознательно не хочет понравиться своему читателю, но дело в том, что настоящий писатель всегда ограничен здесь теми рамками, в которые его ставит собственный талант. Когда талант незначителен, эти рамки исчезают и книга становится бестселлером.    
   Вторая главная черта - кич всегда красив. Здесь тонкие краски закатов и рассветов, луна, пробивающаяся сквозь пелену нежных облаков, лебеди, или бледное лицо героини, отражающиеся в зеркальной глади озера, души действующих лиц, наполненные хрустальной влагой чувств, скупая мужская слеза, блеснувшая и тут же исчезнувшая, и так далее.
   Третья черта - кич редко обходится без чертовщины или бытовщины. Если не загадочная в своей инфернальной мрачности душа диктатора, то жуткий зомби или сверхъестественные способности героя. Модно намекать на сверхестественное, или описывать естественное поведение героев, пользуясь лексикой, употребляемой в книжках по черной магии. Есть кичевые бытописатели, умеющие обойтись без чертовщины за счет тщательного выписывания бытовых деталей, понятных и близких массам. Довольно часто, впрочем, авторы используют чертовщину вперемежку с бытовщиной. В этом жанре, впрочем, сумел подняться над кичем М. Булгаков, но только в "Мастере". Его "Роковые яйца" - типичный кич. Кич заразен. Полбеды, если кич используется сознательно и исключительно из рациональных соображений, например у штамповщицы дензнаков г-жи А. Марининой. Она мне даже и симпатична тем, что не кокетничает и не называет себя писателем. Но когда кичу подражают бессознательно, исключительно из желания понравиться, иногда даже и бескорыстного, это производит скверное впечатление. Одно дело, когда нам за деньги показывают фокусы. Это даже и занимательно. Но все превращается в глупый фарс, когда фокусник сам уверен, что он волшебник.    
|