05.07.2016 21:32 |
"Назад, в пещеры" Новая архитектура Москвы лет через десять после горбачевской глупости представилась мне основанной на эстетике наборной ручки для бандитского ножа, изготовленной в тюрьме из разноцветных проводов, надерганных из телефонного кабеля. Двадцатый век в архитектуре начал Ле Корбюзье, а продолжили его, но в разных направлениях, Мис ван дер Роэ и Фрэнк Ллойд Райт. Наиболее человечной была архитектура жилых зданий Райта, талантливо вписанных в природу.
Мне поначалу показалось, что московская архитектура в стиле бандитских поделок явление случайное, связанное с "переходным периодом", но европейская архитектура того же периода была ничуть не лучше, и представлялась чем-то вроде непристойности в трех измерениях. Создавалось впечатление, что архитекторы ненавидят своих заказчиков и грубо издеваются над ними. Впрочем, архитекторы помельче сохранили раболепие перед заказчиками и архитектурные глупости в стиле ретро никуда не делись.
Я вспомнил сегодня знаменитое изречение Ле Корбюзье "Дом - это машина для жилья" и подумал, что в этих словах здравого смысла больше, чем эстетики, что можно расценить и как не совсем гармоничный подход к древнему, как мир, искусству архитектора.
Если бы мне предложили сегодня сочинить девиз для архитектуры будущего, я вероятно, выбрал бы "Назад, в пещеры!". Освобождение Земли от той шкоды, которую привнес на её поверхность человек - занятие благородное. Оглянитесь вокруг, и увидите каменных и бетонных уродцев, конторы и заброшенные заводы, унылые, как восточные напевы многоквартирные здания. Соборы и церкви, при всей их готической и прочей помпезности, унизительны для человека, выдумавшего себе "всемогущего" хозяина.
Ничего хорошего нельзя сказать и об атомных станциях, вывод которых из эксплуатации планируется сегодня затянуть лет на триста, пока не пройдет десять периодов полураспада по цезию и стронцию.
Недавно Стивен Хокинг заявил, что наибольшей опасностью для человечества он считает глупость, которая порождает все остальные проблемы - перенаселение, распад окружающей среды, неконтролируемый искусственный интеллект. Практика показывает что сегодня реальных способов борьбы с глупостью нет, элиты никогда не согласятся поощрять размножение умных людей, это угрожает самому существованию глупых элит. Поэтому остается хотя бы не уродовать Землю постройками.
Сама концепция "Назад, в пещеры" выглядит на удивление разумной. Дома, врезанные в склон горы или просто зарытые в землю не только не уродуют природу, но практически не требуют энергии для отопления и кондиционирования, что в наше время особенно важно. Вместо окон достаточно встроить большие экраны высокого разрешения, которые скоро будут продавать на квадратные метры, как оконное стекло. Вы сможете размещать свои веб-камеры там, где понравится, и смотреть в свои окна на Черное море в Крыму, или на Тихий океан на Гавайах, провожать взглядом чаек и дельфинов и дышать чистейшим морским или океанским воздухом, который Вам приготовит синтезатор, что вполне реально уже сегодня. Молодые ученые и инженеры, не говоря уже о программистах, смогут прямо из окна наблюдать за стройными дамами в бикини, ну чем не рай? В ближайшее десятилетие "на работу" будут ездить только единицы, практически любую работу, даже труд мусорщика можно будет делать не выходя из собственной квартиры, надо будет просто управлять роботами по сети.
Проницательный человек заметит здесь, что столь разумно организовать жизнь будут невозможно, не избавившись от глупцов, а выше было сообщено, что бороться с глупостью сегодня невозможно. Да, это так, но почему бы и не попробовать? Это, кстати, поможет решить и миграционную проблему. Кто захочет переехать с цветущего и пахнущего благовониями Ближнего Востока в какую-то дыру в земле?
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
- Я уж давно смотрю на закаты и восходы по всему миру http://master.sai.msu.ru/masternet/ .
Вот Кордильеры прямо сейчас:
http://master.sai.msu.ru:8080/webcam3.jpg
а вот вулканы канарских островов сию минуту:
http://161.72.133.2/webcam.jpg?1467743487125
А вот про храмы не согласен. Ваши готические храмы снова наполнятся молитвами и проповедями, но то будут совсем другие псалмы. Свято место не бывает пусто. И звон колоколов не будет смущать мирянина. Не будет звона.
|
- Я заподозрил, что и тут у Андреева лажа, как всегда. Но я совсем ничего не смыслю в архитектуре. – Я обратился к знакомому архитектору. Объяснил, что собой представляет Андреев. И попросил знакомого в моём стиле (то есть серьёзно и по делу) показать читателям, что Андреев опять выдал ляп (если, конечно, на его, архитектора, взгляд тут таки ляп).
Он отказался быть серьёзным и конкретным. Но несколько слов из его письма я всё-таки процитирую:
«когда он из… соображений, ссылаясь на самых известных в широких кругах архитекторов середины 20 века пытается умничать на счет архитектуры в целом».
Это у Андреева, видно, было пускание пыли в глаза (как это Куклин часто делает; они потому, в частности, и сошлись) (как и его, Андреева, «Мои знания астрономии ограничиваются штурманским делом» из поста 335997) (как и масса других намёков, какой он ого-го).
|
- Я вспомнил. Я ж в молодости собирал такую коллекцию – возведений в ранг художественного открытия. Это была таблица с такими столбцами: «кто открыл», «что открыл», «подробнее и как было до открытия» и «откуда я списал». И вспомнил, что там были упоминавшиеся Андреевым великие архитекторы. Я ту коллекцию открыл (http://art-otkrytie.narod.ru/hudozh_detali4.htm). – Так и есть.
«Корбюзье и Сааринен». «Открыли для Новейшего времени пещерные пространственные эффекты (церковь в Рошане, аэропорт им. Кеннеди)». «Советское искусствознание ‘74. М., 1975. Стр. 243».
То есть Андреев просто присвоил себе вот эту мысль: «Если бы мне предложили сегодня сочинить девиз для архитектуры будущего, я вероятно, выбрал бы "Назад, в пещеры!"».
Его расчёт простой. Он же видит, что мы тут никто не сечём в архитектуре. Ну так пустить нам пыль в глаза.
Поразительно. И этот стрюцкий мнит себя аристократом и сверхчеловеком.
|
|