26.05.2007 14:43 |
КОНЕЦ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
Слава Богу! Вот и завершилась наша Гражданская война.
Евхаристическое воссоединение Русских Православных Церквей Московского Патриархата и Зарубежья поставило точку в истории девяностолетнего противостояния дальних идеальных убеждений и креста местных реальностей. Патриарх Алексий II и митрополит Лавр своим литургическим сослужением открыли новую страницу летописи Православной России. Слава Богу!
Нет-нет, никто никого не призывает умильно ожидать от этого, более мистико-ритуального, чем политического события каких-то особых материально прагматических последствий. Более того, с чисто материальной точки зрения слияние всё стремительнее разливающегося Российского моря с последними каплями Белой эмиграции - событие не вполне даже подходящее под определение <воссоединения Церквей>. Здесь уместней было б услышать <присоединение> или <восстановление>. Но произошло-то совсем-совсем иное, не вычислимое арифметически - свершилось нравственное выравнивание и взаимопризнание идейных позиций, почти век оспаривающих друг у друга право на Истину. И для понимания величия произошедшего потребна иная линейка ценностей, нулевой отметкой каковой должно послужить уяснение причины спора.
Безумный семнадцатый год, беспримерная смута в умах и сердцах бьющихся за власть, бесподсчётная драма последовавших десятилетий. . . Все эти необозримо слёзные и кровавые страдания обессмысливают затянувшиеся юридическо-фарисейские взаимоупрёки и толкования - от легитимности выборов патриарха Тихона до захвата храмов в начале 90-х. Ведь административный разрыв, едва не повлёкший за собой новый церковный раскол, как раз и прошёл по всё тому же древнему фарисейскому искушению: а отдавать ли кесарю кесарево?
Христос ответил - отдавать. Но как можно было благословлять антихристианскую по своей природе силу? Как можно было молиться за сатанистов-христоненавистников, искавших убить не тело, а народную душу? В том-то и ужас, что власть наступала не кесарева, а иродова. И однозначного ответа тогда никто не знал.
Для меньшинства, оказавшегося в чужестранном <рассеянии>, русское время остановилось. Их подвиг сошёл в стоическое хранение вынесенных и вывезенных ими с проигранных полей сражений знамён и хоругвей.
Для большинства, попавшего под <пленение>, война продолжилась - тяжкая, страшная по потерям, затянувшаяся не на одно поколение, порой до приступов отчаянья изматывающая отступлениями и уступлениями. Война уже не физическая, а духовная.
Для <рассеянных> непримиримость с коммунизмом, даже в малом неотступчивость от буквы являлось главным самооправданием.
Для <плененных> утешением служило видимое выдыхание и вырождение интернационал-троцкизма, с постепенным возвращением пусть искажённой и искалеченной бездуховностью, но государственно-традиционной русской имперскости.
Они стояли.
Мы отстаивали.
Кто был <чище>? Патриарх Сергий посылал Сталину поздравления с годовщиной Октября, а Зарубежная Церковь причащала сотрудников и соратников гитлеровского фашизма. Кто же был <чище>?! И сегодня однозначного ответа никто не знает.
Зарубежье законничало.
Россия духоводилась.
Так всё же, как можно было молиться за христоненавистников, искавших убить не тело, но народную душу? Судить не нам. Но мы, жившие и живущие на своей земле, теперь можем, имеем право засвидетельствовать промыслительность принятого когда-то нашими иерархами гражданского крестоношения. Ибо мы победили. Победили самого злого, самого подлого и безжалостного врага - соблазнителя.
И сегодняшнее воссоединение с непримиримыми хранителями законничества - есть признание ими нашей победы.
Но есть ньюанс.
Впервые открыв для себя русскую иммиграцию в конце 80-х, я был поражён и придавлен пафосом её обличительства. Американцы и аргентинцы, австралийцы и французы, партиями прибывавшие из-за распахнувшегося <занавеса>, они так страдали за <матушку Россию>, так призывали нас к <духовному возрождению> и <народному покаянию>. . . так убеждали, что истинное Православие только у них, там, где-то в тридевятом царстве, тридесятом королевстве, а здесь лишь КГБ, экуменизм да стяжательство. . . Сцены, аудитории ВУЗов, школы, клубы, лагеря и дачи - сколько же публики тогда собирали они на своих выступлениях! Им рукоплескали, ими восхищались, гордились знакомством, звали вернуться на столь горячо любимую Родину. Но, завершив турне, все <страдающие> и <возрождающие> к осени благополучно отбывали к себе во Францию, в Америку, Аргентину, оставляя за собой шлейф осуждения священноначалия, растревоженные перебежчиками в <зарубежку> клириками приходы, смуту в оценке истории своей Родины, своего народа.
Смуту. Ведь ещё не разбирались мы, не умели различать того, что три волны эмиграции из России имеют различные природы. Первая была действительно вынужденной - без выбора где жить, просто решавшая - жить ли вообще. Вторая, не вся, но в большинстве своём состояла из власовцев, полицаев и коллаборационистов, бежавших от преследований не за сословную принадлежность, а за личные военные преступления. А прибывающие к ним чуть позже диссиденты являлись зачастую или агентурой ЦРУ, или КГБ, или всех спецслужб разом.
Третья волна - перестроечно-экономическая, уже вовсе шкурная, о ней здесь нет и речи. Впрочем, последние и не особо страдают: из 60 000 русскоговорящих жителей Сан-Франциско на воскресные службы приходит менее процента. Остальные не портят уикенд ранним вставанием.
Так вот, эмиссары покойного ныне митрополита Виталия, активисты скаутского (ОРЮР) движения, белоказаки, НТСовцы и прочие <страдающие> и <возрождающие> наперебой выдавали себя за Белую эмиграцию, практически ушедшую к тому времени в лучший мир. На самом деле являясь урождёнными и укоренёнными американцами, англичанами или французами <русского происхождения>. Либо же детьми власовцев. И при этом, от священных имён владыки Иоанна (Максимовича), Ивана Солоневича и Ивана Ильина, они страстно и гневно требовали от нас всенародного покаяния за <цареубийство> и <сотрудничество>. А самое главное - призывали к возрождению.
Но возродиться может только умершее. Как родиться - небывшее.
Мы же - были, мы есть и мы будем. И каялись мы в личном, и почитали Царя-страстотерпца, и несли память о новомучениках и исповедниках, число которых прибывало, прибывает и будет прибывать. Да, не все и не в полный голос, но это там русское время стояло, а здесь оно идёт.
Слава Богу, вот и закончилась Гражданская. И хотя двери открыты, понятно, что те, кто из каких-либо соображений уравнял для себя распятие и свастику, вряд ли сможет разделить эту нашу радость. Как и нет места на празднике духа искателям сытости, в кризисные годы Родины променявшим гражданство на сэндвичи.
Да ладно! Что уж нам мелочиться, ведь мы победили, и на своей земле празднуем окончание девяностолетней войны.
Мы, живущие на своей земле, победили!
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
274582 |
2007-05-26 14:44:10 |
|
|
-
|
- Хлеб 20-х...
Скособочились розвальни клином
Прель соломы дырявеньких крыш
Глаз оглобли в репьях под овином
Ветром знойным разбужена тишь
След собаки в слежавшейся пыли
В прах развеян под визг степняка
И в прострелянных стенах завыли
Продразвёрсткою большевика,
Смертью горшею призраки - звуки
Серпом голода выкошен Дон
И обозный мираж на излуке
Оседал в воду хлебушка стон
|
- Виктору Орлу
Вот и я о том же. Сразу откликнулся на статью - но сообщение исчезло. Повторяться лень, но...
Я ждал этого объединения. Не будучи при этом человеком верующим. А увидел коммерческую сделку. Да и Гражданская война с этим не окончилась, просто приобрела несколько иной оттенок. Чуть-чуть... почти незаметный. Да и началась она не с убийства немецкого посла Мирбаха 6 июля 1918 года, а с 9 января 1905 года. С тех пор так и пошло: то белые вещают красных, то красные расстреливают белых.
У Василия все написано красиво, поэтично, но так, словно нет в державе ни магометян, ни буддистов, ни членом тысяч сект, которым само это объединение - уже объявление о возобновлении войны. Да и атеистам хотелось бы увидеть, что акт этот имеет более красивый антураж. Следовало бы церковным иерархам совместно не только простоять службу в новоделе храма Христа Спасителя, но и чтобы прошли они Крестным ходом от Москвы куда-нибудь в Соловецкий монатсырь или, на крайний случай, в Оптину пустынь. Не заметно величия совершенного акта.
Обращает внимание на себя обилие обтекаемых слов и формулировок в подписанном документе. И еще - хоть ты и Патриарх всея Руси, но ты мних и быть должен кроток, аки первый Патриарх Иов. А перед нами предстало шоу с его якобы смертью или смертельным недугом, внезапное появление не из родного 4 Управления, а из бесовской Швейцарии в виде крепком и здоровом, неоднократное обращение патриарха к пастве и слушателям с историей о клевете в светской печати на особу миропомазанную...
Потому и нет склонения колен перед патриархом московским, нет слияния иноземиных православных церквей с церковью московской, вхождения малого в большое, есть равноправный договор - а потому всему и нет конца Гражданской войне даже в обществе православных русских.
Валерий
|
- Куклину на 274750
Эко вы лихо рассуждаете, уважаемый Валерий Васильевич.Я ждал этого объединения. А увидел коммерческую сделку. Никакой коммерческой сделки в объединении, конечно, нет (равно как нет никаких объективных данных, подтверждающих утверждение о "коммерческой сделке"). А то, что вы увидели в этом сделку, есть только характеристика устройства вашего зрения, не более того. Следовало бы церковным иерархам совместно не только простоять службу в новоделе храма Христа Спасителя, но и чтобы прошли они Крестным ходом от Москвы куда-нибудь в Соловецкий монастырь или, на крайний случай, в Оптину пустынь. Не заметно величия совершенного акта. Величие и смысл совершённого акта состоит совсем не во внешних процедурах (кстати сказать, совместные литургии были отслужены отнюдь не только в храме Христа Спасителя, но также и в Успенском соборе, и в Бутово, и даже в других городах - Курске и Киеве). Внешние процедуры имеют значение, конечно, но совсем не такое, как для неверующих атеистов, для которых кроме оных и нет ничего. Что касается шумихи вокруг "клинической смерти патриарха", то обратите внимание на то, откуда она исходила. Сама Патриархия с самого начала и притом решительно опровергла все сообщения о якобы имевшей место клинической смерти, и ставить патриарху в вину это "шоу" по меньшей мере нелепо. Этот эпизод никак не может свидетельствовать о скромности или нескромности патриарха, поскольку он здесь совсем не при чём. Понятно, что "Московский комсомолец" преследовал свои цели, весьма далёкие от интересов Церкви, но какой же смысл повторять выдумки антицерковных СМИ? Ну а утверждение о том, что именно нескромное поведение патриарха и - шире - всей МП есть причина того, что нет склонения колен перед патриархом московским, нет слияния иноземных православных церквей с церковью московской выдаёт ваше полное непонимание. Все поместные церкви имеют равные права, все равнозначны. И желать того, чтобы все церкви склонились перед одной -- означает встать на тот самый путь горделивого превозношения, на который в своё время встал Рим, и который в конечном счёте привёл к его отпадению от Вселенской Церкви.
|
- Александру
Вы рассуждаете, как типичный иосифлянин - перестройщик православного сознания периода становления русской нации и противник возникающей тогда идеи Третьего Рима. В 16 веке вас бы за ваши взгляды наказали жестоко. Православная религия отплала от якобы Вселенской, как вы утверждаете(а по сути, всего лишь Римской, перестроечной по раннесредневековым стандартам) церкви с тем, чтобы наименоваться на Западе ортодоксальной. Ибо именно православная церковь консервативностью своей наиболее близка к первым апостолам. Всякое нарушение чина, даже если оно необходимо в качестве помощи немочи старшему священнослужителю, есть хитроумие, то есть вызовом Богу. Так, или подобно этому, рассуждал митрополит Колычев в споре с Иваном Грозным. Патриарху не должно обращать внимание на грязные инсинуации желтой прессы, а вот его клирики обязаны были подать в суд на МК за клевету, дабы уже потом, заручившись поддержкой светских властей, объявить анафему всей желтой прессе РФ. Это был бы поступок и государственный и богоугодный.
Церковь по кличке КПСС стала распадаться едва только патриарх оной по кличке Мишка Меченный нарушил запрет своих апостолов священнослужителям идеи коммунизма служить Молоху. Опубликовал закон о кооперативах всего лишь - и тотчас рухнул колоссс, создаваемый тысячелетиями умами лучших людей планеты и всех народов Земли без исключения. Отказ от Крестного хода может обернуться трагедией равнозначной для православия. Так, по германскому обычаю, могут уж вскоре потребовать и вознести над церковными крестами России золотых петушков. Красиво - не правда ли? Но...
Увидел в акте подписания я сделку именно в тексте данного соглашения - эти слова мои вы проигнорировали. Либо текста не прочитали. А зря. Тогда обратите внимание на то, что равноправное объединение вместо вливания малой части в большю, отступнической и покорной в материнскую, вместо возращения блудных сынов явление запанибарата произошло не в период трагедии РФ особо сильной - то есть не при Ельцине, в момент, когда народы России и церковь православная нуждались в помощи, а в тот момент, когда Россия стала купаться в нефтедолларах, когда правительство РФ возопило, что некуда ему девать не обеспеченных внутригосудапрственным товарооборотом золота и денег.
Вкупе с текстом церковным эти факты заставляют считать неполное объединение церковное именно сделкой, позволившей деньгам из России через церковные каналы течь на Запад на поддержку европейских и американских православных клиров. Дело это безусловно богоугодное, но экономически выгодное только иерархам русской православной церкви за границей, не имеющим никакого понимания и желания понять нужды и горести собственно россиян. Да и не только иерархам. Одна только покупка земли в Германии для нового русского православного монастыря под Берлином по спекулятивным ценам обогатила множество лиц, не имеющих никакого отношения к православию, но твердо усвоивших: русские были дураками - дураками и останутся.
Валерий
|
- 274772 Валерий Куклин Увидел в акте подписания я сделку именно в тексте данного соглашения - эти слова мои вы проигнорировали. Либо текста не прочитали. Нет, дорогой Валерий Васильевич, слова ваши я видел, но не стал на них реагировать по той причине, что не вижу смысла обсуждать вашу оценку "данного соглашения". Ну подумайте сами, действительно, как может понять атеист, т.е. человек, отрицающий существование Бога, что в Евхаристии христиане соединяются с Самим богочеловеком Христом, что это не аллегория, не символ, не "воспоминание о Тайной вечере" (как полагают протестанты), а реальное соединение со Христом (и эту реальность, данную нам в ощущениях, подтвердит любой, кто хотя бы единожды "причастился достойно"). Никак не поймёт и не согласится с этим атеист, ибо согласившись с этим, он перестанет быть самим собой.
И по той же самой причине, по какой вам непонятно, что такое есть Евхаристия вам непонятен также смысл и значение "Акта о восстановлении евхаристического общения", акта, восстанавливающего целостность Церкви и врачующего раскол. Именно вследствие непонимания главного в свершившемся единении, вам и хотелось бы каких-то внешних проявлений вроде "крестного хода от Москвы до Соловков", и именно поэтому я и не стал обсуждать с вами этот вопрос. А совсем не вследствие невнимательного чтения.
Более того, я пожалуй мог бы переадресовать упрёк в невнимательном чтении вам, дорогой Валерий Васильевич. А если не в чтении, то в изложении своих мыслей. Приведу иллюстрацию. Вы в своём сообщении 274750 упрекаете патриарха в "нескромном поведении", в каковом поведении вы видите причину того, что - цитирую вас - Потому и нет склонения колен перед патриархом московским, нет слияния иноземных православных церквей с церковью московской, вхождения малого в большое, есть равноправный договор. Эти ваши слова нельзя интерпретировать иначе, чем ваше желание того, чтобы "иноземные" (точнее говоря, поместные) православные церкви склонились бы перед патриархом московским и влились в церковь московскую. Я в своём сообщении 274765 вам возражаю и говорю, что желать такого -- значит уподобиться в гордыне Риму, встать на тот же неверный путь, на который в своё время встал Рим и который привёл к отпадению Рима от полноты Вселенской Церкви. Т.е. Рим отпал от вселенской православной церкви вследствие гордыни. А как вы меня поняли? Определённо не так, хотя мне и не совсем понятно как. Я несколько раз перечитал первый абзац вашего ответа мне и не понял, что вы собственно хотите сказать. Непонятен упрёк в иосифлянстве -- когда это прп. Иосиф Волоцкий возражал против идеи "Москва - третий Рим"? В споре Иосифа Волоцкого с Нилом Сорским как раз прп. Иосиф отстаивал точку зрения о том, что личное совершенствование в принципе не возможно без государства и осуществляется только через государство, в то время как для прп. Нила государство было вторично. Так что если кто из них и был противником идеи "Москва - третий Рим", то, скорее, Нил Сорский, хотя спор иосифлян и нестяжателей был не об исторической судьбе Православия и ответственности за неё России (о чём писал старец Филофей государь Василию III), так что по большому счёту он здесь не при чём. Далее, что означает ваше утверждение православная религия отпала от якобы Вселенской, как вы утверждаете (а по сути, всего лишь Римской, перестроечной по раннесредневековым стандартам) церкви с тем, чтобы наименоваться на Западе ортодоксальной? "Православная религия" (точнее нужно говорить - церковь) "отпала от Римской для того, чтобы называться ортодоксальной"? Что это такое? В чём здесь смысл?
Довольно, пожалуй. Всё это я написал не для того, чтобы развернуть дискуссию по затронутым вопросам, а в качестве иллюстрации к моему извинению за отказ от дискуссии -- в таком ключе мне трудно дискутировать.
Что касается исков к МК, то один такой иск протоиерей Всеволод Чаплин уже выиграл, насколько мне известно (против Бычкова). Но подавался этот иск не для того, чтобы, заручившись поддержкой светских властей, объявить анафему всей желтой прессе РФ (Вам ведь уже объясняли, что анафема -- это не проклятие, а отлучение; нельзя отлучить от Церкви того, кто к ней не принадлежит), а для того, чтобы работники СМИ более ответственно относились к своим публикациям. Как я сказал, иск этот был выигран, так что ваш упрёк не по делу.
|
- Александру
Было интересно вас почитать, и поучительно. Только текст анафем на Лютера римской церковью и на Лжедмитрия православной напечатан, звучат, как проклятия, совешающееся ПОСЛЕ ОТЛУЧЕНИЯ. такая вот юридическая казуистика. у вас - наоборот.
Валерий
|
- 274854 Валерий Куклин текст анафем на Лютера римской церковью и на Лжедмитрия православной напечатан, звучат, как проклятия, совешающееся ПОСЛЕ ОТЛУЧЕНИЯ. такая вот юридическая казуистика. у вас - наоборот.
Валерий, а вы можете привести тексты этих анафематствований? Было бы интересно сравнить. Я в сети нашёл только начало анафемы на Лжедмитрия I: ╚Новый еретик Гришка Отрепьев расстрига, бывший в нашей русской земле чернец и диакон, обругав иноческий образ способием сатаниным, лжельстиво назвался сыном великого государя Ивана Васильевича и бесстыдно, яко пес, на царский престол великой России вскочил...╩ и в этом небольшом кусочке никаких проклятий не содержится. Текст анафемы Лютеру вообще не нашёл.
|
- Анониму [85.181.93.219] на 274865 Приведённая вами выдержка из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона меня не очень удовлетворяет по следующим причинам. Во-первых, меня не удовлетворяет определение, данное в начале словарной статьи: Анафема (греч. ἀνάθεμα проклятие), с 451 года в христианстве высшая кара, церковное проклятие, отлучение от церкви, поскольку в греческом языке слово "анафема" означает не только и даже не столько проклятие. Если мы возьмём наиболее полный словарь древнегреческо-русского языка И.Х. Дворецкого (имеющийся в сети), то обнаружим там следующие значения слова ἀνάθεμα:
1) приношение по обету, вотивный дар (такое употребление встречается у Феокрита)
2) мемориальная надпись, посвящение (Плутарх)
3) проклятие, отлучение (Новый Завет). Для нашей темы первые два значения не очень существенны, а вот значение, в котором "анафема" употребляется в Новом Завете безусловно важно. Обратившись к оригинальному греческому тексту Нового Завета, можно убедиться, что там слово (или корень) αναθεμα встречается в:
- Евангелии от Марка (глава 14, стих 71) - ο δε ηρξατο αναθεματιζειν и т.д., в русском синодальном переводе начало этого стиха звучит так: он же начал клясться и божиться ...; - в Деяниях апостолов (23, 14) - Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла; - в послании ап. Павла к Римлянам (9, 3) - я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, - а также в 1-м Послании к Коринфянам (12, 3), (16, 22) и в Послании к Галатам (1, 8,9), где αναθεμα в русском переводе так и пишется - анафема.
Итак, слово анафема имеет два значения: отлучение и проклятие. При этом в обыденном русском языке анафема понимается именно как проклятие (см., например, словарь Даля), в то время как в понимании православной церкви анафема - это в первую очередь отлучение от Церкви, отделение от её тáинств. А вот в католичестве анафема даже на богословском языке означает проклятие. Этот вопрос -- о различии между православным и католическим пониманием анафематствования -- уже затрагивался в своё время в ДК при обсуждении статьи Алексея Смоленцева "Спор: "Толстой и Православие" - в православных координатах", куда я и отсылаю всех интересующихся. В дискуссии об этой статье приведен, в частности, текст анафематствования православной церкви (постановление Синода об отлучении Л.Толстого) и церкви католической (анафема Лео Таксиля). Так вот, текст анафемы Л.Таксиля весьма сильно отличается от текста из словаря Брокгауза и Ефрона и это -- вторая причина, по которой меня не удовлетворяет приведённый в 274865 текст. Я убеждён, что текст анафематствования Лютера должен быть индивидуальным, написанным сугубо для этого случая, как индивидуальным является текст анафематствования Таксиля или Лжедмитрия. Именно потому, что тексты анафем на Толстого и Таксиля весьма разительно отличаются, мне и хотелось сравнить также тексты анафематствования Лютера и Лжедмитрия. Причём, как анафемы Толстому и Таксилю были провозглашены примерно в одно и то же время, так и анафемы Лютеру и Лжедмитрию по времени не очень далеко отстоят друг от друга и потому их сравнение может быть вполне показательным.
|
- Неизвестному:
От неизвестного: - СРАВНИТЕ: -274797- [81.90.13.13] - Эва Марциан-Сомова и: -274857 -[81.90.13.13] -ЭЙСНЕР... А виноват Куклин
Да , вы правы, ай-пи у этих лиц общий, мне не принадлежит. Но мне не верится, что Эйснер способен на подобную низость. И вообще, чувствуется женская во всей этой интриге логика. Может, искомая Марциан-Сомова имееет доступ к компу Эйснера? Но он уехал в Россию, сам расследование не произведет. Да и нужно ли оно кому? Собака лает ветер относит.
Александру:
По поводу текстов отлучения от церкви. Я не пользуюсь интернетом в качестве источника информации пару раз попробовал и оба раза оказалось, что напал на чушь. Доверяю лишь книгам, да и то академическим изданиям с наличием в качестве редакторов и издателей лиц, авторитету которых доверяю. Потому для написания, например, пьесы о Фаусте пользовался каноническим латинским текстом римской церкви, которая подобными деяниями занималась в позднее средневековье и в начале Нового времени довольно-таки часто. Она очень отличается от той, которая приведена здесь ранее меня. По-видимому, в ряде приходов не знали о булле папы Григория какого-то, требовавшей соблюдения канона, и проклинали еретиков по-своему. В переводе на русский оно известно мне только по публикации будущего академика АН СССР, профессора Сказкина в 1939 году в ╚Хресоматии по истории Средних Веков Западной Европы╩, имевшейся в советское время практически во всех публичных библиотеках СССР. Кроме того, существуют многочисленные тексты анафем со стороны сектантов, порождённых расколом римской католической церкови и распадом протестантской. Известны анафемы трясунов, скопцов, новых сионистов и прочихотколовшихся от православной веры лиц. Они очень зловещи.
Что касается текста отлучения Лжедмтитрия от церкви, то оный текст в православной церкви не был канонизирован, да и вообще в России отлучений было неизмеримо меньше, чем в римской церкви. Более того, при работе над романом ╚Великая смута╩ мне пришлось выбирать для цитирования текст из нескольких источников, которые были одинаковы по духу, но разнились текстово очень значительно. Это может говорить о том, что в 1605 году не было на Руси закреплено право Патриарха рассылать по своим приходам именно тексты отлучения. Достаточно было священникам для ведения службы иметь информацию о том, что бывший русский царь признан еретиком, отлучен от православной церкви и предан анафеме. А далее импровизация словесная.
Издательство МГУ 3 года тому назад выпустило огромный (формат А-4, вес 6 с половиной килограммов) том сочинений патриарха Никона. Там в одной из статей вы можете обнаружить тексты анафем по отношению к видным расколькникам. Они тоже разнятся. Существует в печатном виде и текст отлучения от церкви Степана Разина. Писатель В. Шишков имел в своих архивах переписанный им от руки с оригинала текст отлучения Емельяна Пугачева. Что касается ╚отлучения╩ Л. Толстого, то, как писал здесь уже АВД, оный анафемой не является, ибо отлучения от церкви Толстого не было юридическим актом, а было церковное наказание иного рода увещевательное. Да и похоронен был Лев Николаевич по православному обряду с соблюдением всех положенных для отходящего в мир иной православного человека обрядов, что по отношению к еретику не делается.
Впоследствии церковь православная не отлучала от церкви и не предавала анафеме ни одного своего врага, как мне помнится. Крещенные по праворславному обряду Ленин и Сталин, как мне известно, умерли таинственно, мученически, без святого причастия, но и без хулы церковной, почитаемы массами. Менее значимые советские вожди были либо лицами иудейского вероисповедания, либо женаты на иудейках, а потому отношения к православной церкви не имели, отлучать их было не от чего. Потому, мне кажется, православная церковь по сию пору не канонизировала текстов анафемы. А то бы пропели сразу по снятии с поста президента Ельцина.
Валерий
С уважением, Валерий
|
-
Александру:.- отдельно.
Ваше замечание: ╚. анафемы Толстому и Таксилю были провозглашены примерно в одно и то же время, так и анафемы Лютеру и Лжедмитрию по времени не очень далеко отстоят друг от друга и потому их сравнение может быть вполне показательным╩. очень интересно. Оно подразумевает, что и в 16 веке, и в 19 Западная Европа и Россия жили культурологически соосно, что выдвинутая Петром Первым бредовая идея о том, что Россия страна всегда отсталая, немочная, которой всему надо учиться от Запада, не верна. Это лишь одна из миллиардов деталей, подтверждающих антипетровский ростовщически-хитроумный тезис: надо поприбедняться авось и получишь что в подарок или подешевле. Очень хорошая мысль. Спасибор.
Валерий
|
- Впоследствии церковь православная не отлучала от церкви и не предавала анафеме ни одного своего врага, как мне помнится. Помнится вам неверно. Были отлучения и после Толстого. Например, на Архиерейском соборе РПЦ 1997 года был отлучён от Церкви бывший Митрополит киевский раскольник и клятвопреступник Филарет (Михаил Антонович Денисенко), о чём на Соборе был принят соответствующий акт. На том же соборе был также отлучён от Церкви бывший священник Глеб Павлович Якунин. Кроме того, специальным Заявлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 01.10.1993г. были преданы анафеме те, кто пролил невинную кровь в октябре 1993 года.
|
- Александру
Так что православная церковь предала анафеме Ельцина? Или - наоборот? Сейчас прочту.
|
- Александру
Главное, что увидел лично я в приложенной вами сноске - и это мне любо: "Отсутствие персональных анафем в октябре 93 года <...> не случайно. И это не есть результат слабости или угодливости перед победителями. Это есть глубокое и благоговейное осознание Церковью того неоспоримого факта, что "ин суд Божий и ин человеческий". Церковь провозгласила, что люди, повинные в пролитии братской крови, понесут на себе всю тяжесть Каинова проклятия. Но Московский Патриархат не прокуратура и не следственное управление МВД, чтобы пытаться в соответствии с человеческим разумением определить, какова мера вины каждого, участвовавшего в этих событиях".
Но, мне мнится, что: "... в администрации президента и в правительстве совесть многим не дает покоя", - это заблуждение. Либо типичное хитроумие церковных иерархов. Потому хорошо звучит дальше цитата из Библии: "... и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей (Быт. IV, 1011)".
Отчего же, имея опыт анафемствования именно личностей в истории русской православной церкви, здесь заявлено такое непонятное: ╚... В православном учении нет понятия поименного анафематствования. Там сказано, что если кто-то воспринимает мир и землю не Божьим творением, тому будет анафема. Это уже в наши дни анафему почему-то стали воспринимать как проклятие"? Оттого, наверное, чтобы фактически проклятый церковью Ельцин должен был бы упокоиться с помощью именно церкви в мире?
Ибо сам автор и отвечает такоже: "... кто пустит первую пулю, прольет кровь, будет предан анафеме. ПЕРВЫЕ ПУЛИ ПУСТИЛИ В ЗАЩИТНИКОВ БЕЛОГО ДОМА. Но кто пустил? Думаю, те, на кого анафематствование не произвело никакого впечатления". И это - очень точно.
А с егозливого перестройщика Якунина что возьмешь? Ну, отлучили двуверца от церкви - и отлучили. Пустяк он, а не человек. Отлучить пора и давно следовало
Валерий
|
|