ЛИТЕРАТУРА И МЫ
ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина
17.09.2005 |
Каждая новая книжка детского поэта из Баварии Надежды Рунде поражает своими поэтическим открытиями
|
13.05.2005 |
ГРЕХИ НАШИ (размышления после прочтения романа П. Алешкина ╚Беглецы╩)
|
10.03.2005 |
|
02.03.2005 |
Рецензия на спектакль ╚Дискуссионный клуб ╚Русского переплета╩
|
20.01.2005 |
╚РУСОФОБИЯ╩ ПО И. ШАФАРЕВИЧУ или ЧТО ПОРАЗИЛО МЕНЯ В СТАТЬЕ
|
21.12.2004 |
|
08.12.2004 |
|
30.11.2004 |
|
24.11.2004 |
"Судьба √ российский немец" (об одноименной книге Александра Фитца, изд. ╚Голос-Пресс╩, Москва, 2004 год) За годы жизни в Германии я прочитал около сотни воспоминаний
русских немцев (в рукописях и в виде книг) об их страданиях в СССР, о том, как
счастливы они, что вырвались в Германию, где впервые почувствовали себя
по-настоящему свободными. По качеству произведения эти на литературу
художественную не тянули никогда, публицистикой назвать было бы их трудно, а
самым замечательным свойством их можно считать большое количество жизненных
наблюдений и коротких историй, которые в сути своей опровергали основной
постулат всех этих книг: люди разных национальностей в тяжелые моменты, сами
порой едва держась от голода на ногах, подкармливали ссыльных немцев, помогали
им обзаводиться домашним инвентарем и даже порой дарили нечто такое, что и
через полусотню лет помнилось с благодарностью. То есть волей и неволей
социальный заказ перечеркивался правдой жизни √ и тем эти книги были интересны
лично мне и тем людям, кому я рекомендовал их прочитать. И вдруг √ появление на одном стеллаже на франкфуртской
международной книжной ярмарке рядом с моим романом о русском немце ╚Истинная
власть╩ книги, название которой вынесено в заголовок этой статьи. Поразило меня не только точное и ясно
сформулированное название, но и то, что впервые на столь авторитетном форуме
литературы выставлены сразу две книги на русском языке, рассказывающие о судьбе
одного из самых таинственных этнических меньшинств России и современной
Германии. Писатель П. Алешкин, выпустивший книгу Александра Фитца
╚Судьба √ российский немец╩ известен мне много лет, как человек высокого
художественного вкуса и хороший знаток современной русской и зарубежной литературы. То есть, с
самого начала стало ясно, что на стенде издательства ╚Голос-Пресс╩ (Москва)
присутствует книга, которая не просто достойна внимания, но может оказаться
крайне важной для более полного понимания тех людей, которые окружают меня, с
которыми я живу в одном доме и на одной улице, которые много говорят о
своем национальном единстве, но при этом
очень недружны и совсем не походят на
себя в качестве персонажей своих книг и рукописей. Помнится, именно эта
╚изюминка╩ русских немцев и заставила меня выбрать в качестве главного персонажа своего романа -
русского немца, дабы вначале привезти
его в Москву, а потом отправить в Израиль и в США, где человек со смешанным
совестко-германским менталитетом сталкивается с абсолютным индивидуалистическим
обществом потребления. ╚Может, и не стоило мне писать
свой роман, если нашелся русский немец, который сам написал произведение,
рассказывающее о себе и судьбе своего народа так, что это стало достойно выхода
в столь престижном издательстве Москвы?╩ - подумал я. И оказался и прав, и не прав. Ибо
книга мюнхенца Александра Фитца ╚Судьба √ российский немец╩ оказалась
по-настоящему публицистической, наполненной огромным количеством самых
различных фактов об истории своего народа, которых я, например, прочитавший по
этому вопросу страниц больше, чем в собрании сочинений Льва Толстого,
выслушавший тысячи исповедей, не знал. А уж рассказы о жизни русских немцев в
Баварии вообще заставили меня влюбиться в творчество этого замечательного
писателя и окончательно решить, что больше писать о русских немцах я не стану. Ибо
человек, желающий знать об этом народе правду √ во всех ее противоречиях,
показывающих русских немцев и с хорошей и с плохой стороны, - должен, в первую
очередь, прочитать эту книгу, а уж потом решать: спорить с ее постулатами или
соглашаться. Должен сказать, что, если мой собственный герой в ╚Истинной власти╩ только родился в немецком Поволжье, а потом целые десятилетия прожил в Казахстане, в Москве и в Германии, то персонажи А. Фитца родились на территории всего Советского Союза и Германии, оказались ссыльными и в Казахстане, и в Сибири, и на Севере, и на Дальнем Востоке, побывали и в советских, и в немецких лагерях, и на целине, и по всему миру. Столь колоссальный объем информации, собранный моим мюнхенским коллегой, не подавляет, не заставляет растерянного читателя откладывать книгу и вспоминать то, о чем было прочитано раньше. Нет, написанный рукой мастера текст органически связан, читается легко и свободно, создается впечатление, что перед тобой детективный роман, в котором самое интересное будет впереди. Но оказывается, что всякий раз за самым интересным скрывается еще более интересное, еще более увлекательное √ и так до конца книги, которую откладываешь с чувством успокоения и благодарности автору за то, что многие давние сомнения твои разрешены, а множество новых фактов легко укладывается в общий ряд твоих собственных наблюдений и размышлений. Только после того, как
перевернулась последняя страница книги А. Фитца, я окончательно понял, что мой
собственный герой описан правильно, что и моя книга получилась удачной и
честной. И это ощущение причастности к судьбе народа-страдальца есть главный
показатель моего личного отношения к книге, которая, на мой взгляд, ныне в
Германии нужна всем: и приехавшим на Родину предков русским немцам, и
эмигрантам других национальностей Советского Союза и, что особенно важно,
немцам, родившимся в Германии, всю жизнь прожившими в окружении лишь немцев - и
вдруг оказавшихся соседями с людьми, которые зовут себя немцами, а говорят на
русском языке, едят казахский бешбармак, пьют водку стаканами и ругаются во всю
глотку матом. А уж в России и в Казахстане, вдруг потерявших два миллиона пар
профессиональных рабочих рук, два миллиона светлых голов и два миллиона душ,
тем более стоит хотя бы вспомнить о тех, кто жил рядом с русскими, казахами,
молдаванами, вспомнить о них добрым словом. Кто они √ русские немцы? Больше
русские или больше немцы? Александр Фитц утверждает твердо: немцы, которые
выехали двести лет тому назад в Россию в поисках лучшей доли и вернулись на
родину предков, сохранив этническую общность с местным немецким народом √
бесспорно немцы. И не просто заявляет об этом, как герой моего романа в споре с
оставшимся в Москве сыном, а убедительно, страница за страницей, доказывает
этот практически самый главный постулат для каждого переселенца, ставшего
гражданином Германии накануне развала СССР и после обрушившегося на страну
несчастья. Повторяю: ничего подобного дотоле
в мировой литературе мне не встречалось,
ничего более обстоятельно и более серьезного о приехавших в Германию из
СССР и СНГ ни на русском языке, ни на
немецком не издавалось никогда. Сам факт подобной публикации следует признать
подвигом, как автора, так и издателя. К примеру, мне √ собкору
правительственных ╚Известий╩ период перестройки √ пришлось много встречаться и
писать о немцах, живущих в Казахстане и Киргизии, читать массу документов,
посвященных восстановлению исторической справедливости и восстановлению
немецкой автономии на Волге, но такого полного и обстоятельного рассказа об
этой проблеме и такого честного объяснения, затрагивающего честь и достоинство
и поныне любимого в Германии М. Горбачева, как в этой книге, я не встречал. Все
знали, что виновниками неразрешения этой давней проблемы являются два
президента √ СССР и России, - но четко и аргументировано, используя документы и
факты, никто до А. Фитца не писал. Да, нерешительность ╚дорогого Михаила
Сергеевича╩, граничащая с подлостью, вынудила сотни тысяч русских немцев
принять решение о выезде в Германию. Люди вдруг поняли, что они покидают
страну, которая дотоле хоть и регулярно предавала их, но давала надежду на
восстановление справедливости, но только с приходом Горбачева стало ясно:
теперь весь советский народ, а с ними и русских немцев предадут окончательно. Мне было до жути странно читать,
как точно и ясно формулирует Фитц те же самые позиции, что описаны у меня в
романе через диалоги и через показ судеб отдельных людей. Будто сотни и тысячи
романов, которые могут походить на мой, собраны одной рукой и переписаны кратко
и ясно: немцы, приехавшие в Германию из России и других СНГ, являются людьми,
перенесшими стресс, который следует признать равным стрессу, перенесенному
жертвами войн. Именно так здесь следует принимать людей, которые носят в
Германии название аусзидлер √ возвращенец. В России они были и остаются людьми,
которые пережили море унижений и страданий, но сумели вновь встать на ноги,
восстановить свой дух и свое достоинство, но и на родине предков им предстоит
сделать то же самое. Но если в России они выживали и возрождались сообща, то в
Германии русские немцы стали жить разобщено. Разваливаются семьи, дети покидают
родителей, сестры-братья ссорятся и рвут
родственные отношения не только друг с другом, но и с родителями. Фактов,
подобных этим, я знаю множество. Но ни в одной книге, ни в одной из рукописи,
кроме ╚Судьба √ российский немец╩, не сказано об этом. Рядом с историями судеб местных
немцев в той или иной мере связавших свою судьбу с Россией во время Второй
мировой войны и после нее, эти стрессы и трагедии выглядят не очень ярко и
впечатляюще. Но разве от этого они перестают быть трагедиями? Конечно, интервью
с гэдээровским шпионом в ФРГ привлекает
внимание своей безыскусностью и удивительной достоверностью. Такое впечатление
у меня было при просмотре в шестидесятые еще годы фильма ╚Мертвый сезон╩ -
единственный ╚шпионский╩ фильм без джеймсбондовщины. Но как точно и ясно
показана Фитцем истинная сущность стратегической разведки, тот урон, который
она может принести пострадавшему государству. Герой моего романа ╚Истинная
власть╩, вступивший в схватку с представителем одной из самых мощных разведок
мира Моссад, явно проигрывает рядом с двумя разведчиками ГДР на территории ФРГ,
которые делали свою работу не по принуждению и не за деньги, а по убеждению
своему в том, что мир надо спасти от очередной войны, что социализм в ГДР более
гуманен, чем ряд социальных преобразований в ФРГ, ибо в случае победы
капитализма все социальные завоевания немецкого народа будут ликвидированы.
Нынешние изменения законов и систем здравоохранения, социальной защиты
подтвердили правоту тех, кто предстал перед судом, как изменник Родины, а потом
оказался оправданным в виду недостаточности улик. После уничтожения СССР и
социалистического лагеря Запад перестал играть роль общества гуманности и правопорядка.
Мир, заявляют герои книги ╚Судьба √ российский немец╩, стремительно катится к
очередной мировой войне. По сути, мой роман ╚Истинная
власть╩ о том же. Но только после прочтения книги Фитца у меня пропали
последние сомнения в своей правоте. Два человека независимо друг от друга при
анализе одних и тех же фактов и событий приходят к единому мнению по всем
пунктам √ это не парадокс, а свидетельство существования определенных
общественных законов, на основании которых делается строго научный вывод. И не
беда, что один автор для иллюстрации использует сюжет детективный, а другой -
публицистический. Мысль эта в достаточной степени не оригинальна, широко
обсуждается досужими языками, известна ученым международных аналитических
центров по анализам агрессий последней супердержавы мира США в 20 и 21 веках,
отражена в книгах русского ученого С. Кара-Мурзы, изучающего советскую
цивилизацию и послесоветсткий беспредел. Но никто никогда не придавал особого
значения истории русских немцев, судьба которых, как убедительно показал А.
Фитц, является неким подобием лакмусовой бумажки, меняющей цвет в зависимости
от степени кислотности или щелочности среды, в которую они попадают. Рассказ о
посещении оставшегося в Узбекистане сына в городке под Ташкентом у Фитца совсем
не походит на сцену встречи моего литературного героя с сыном в Москве, но по
духу, по нравственной оценке сей семейной трагедии равнозначен. ╚Поздним вечером я улетал во Франкфурт-на-Майне, - пишет он. √ Когда
самолет взмыл над городом, мне почему-то стало очень грустно, ибо из Ташкента,
который для меня уже никогда не будет родным, я направился в город, который
вряд ли им станет╩. Почти дословно об этом думает и
мой герой, да и я сам. Точно так же говорят и думают миллионы покинувших
собственную Родину бывших граждан СССР, Афганистана, Нигерии, Эфиопии и
остальных частей света, которые перемешались теперь по всей планете, не
чувствуя себя нигде дома, тоскуя о мире, который они потеряли, не веря в
будущее ни свое, ни человечества. Массовые миграции не только лишают людей
насиженного угла, но и в корне меняют дух, нравственные ценности, убеждения. И
почти всегда в сторону дурную. Ибо сразу же за этой главой идет глава, носящая
очень точное название: ╚Двойные стандарты демократии╩, в которой с подкупающей
сердце болью рассказывает А. Фитц о том, как СМИ Германии третируют русских
немцев, ставших гражданами Германии, унижают их, как ╚В Германии мы стали вдруг
╚русскими╩, ибо на вопрос ╚Кто сегодня крайний?╩ писатель из Мюнхена отвечает
твердо: ╚┘ Вместо турок крайними стали российские немцы. Не ругают и не вешают
на них, как говорится, всех собак только ленивые┘ Они┘ повинны во многом. В
том, например, что подскочили цены на жилье, что не хватает мест в детских
садах, повысилась стоимость продуктов питания, снизилась планка среднего уровня
жизни, опустели социальная и пенсионная кассы. Ну, а про ужасающую
криминогенность переселенцев и говорить не хочется┘╩ Впрочем, кроме подобной ╚черноты╩
в книге масса очень познавательных и увлекательных историй и бесед А. Фитца с
людьми из числа русских немцев, ставших знаменитыми на весь мир. Чего стоит
один очерк о К. Эрлихе, сказавшем на весь свет: ╚Моя партия √ мой народ╩ как
раз когда партия в стране была одна √ КПСС. Или рассказ о бароне Фальц-Фейне,
последнем потомке основателя всемирно известного заповедника Аскания-Нова,
ставшего едва ли не самым популярным русским немцем прошлого века, будучи уже
гражданином Лихтенштейна, но утверждающего всегда и везде: ╚Россия √ мое
счастье╩. Но самым потрясающим для меня
лично открытием было интервью, взятое А. Фитцем у бывшего советского
диссидента, профессора Александра Зиновьева, пробывшего в изгнании в Германии
двадцать один год и осенью 2000 года вернувшегося в Россию. В нем великий ученый
и прекрасный писатель заявил то, о чем следовало бы знать сейчас каждому. На
вопрос есть ли у России друзья, он ответил: ╚По-моему, нет. Россия повела себя таким образом, что растеряла всех
своих друзей. Собственно и Советский
Союз рухнул в результате предательства┘ Ведь, по существу, - продолжает
человек, оказавшийся в первый раз за решеткой НКВД еще в 1939 году, - из СССР
меня выкинули не сталинисты, с которыми я боролся, а либералы, которые потом
вместе с Горбачевым пришли к власти┘ Совершив мировое предательство, эта банда
либералов опозорила русский народ и Россию на всю будущую историю. Потому
нечего удивляться той изоляции, в которой сегодня пребывает русский народ╩. Как точно! Как верно! И герои
╚Истинной власти╩ говорят именно этими словами. Именно потому я не использую в этой статье ни одного имени из
персонажей своего романа и стараюсь обойтись без конкретики в оценке труда А.
Фитца, что считаю необходимым заострить внимание на фигуре нынешнего шоумена М.
Горбачева, бывшего когда-то повелителем половины планеты, а, по сути, - марионеткой
в руках криминогенных структур СССР и международной мафии. Для многих будет
открытием, наверное, узнать, что живет М. С. ныне не в любимом им ╚АзеРбаржане╩
и не в Москве, как любят показывать его киношники, а в курортном германском
городке Висбадене, наслаждаясь общением с красотками из модных салонов Европы.
Иногда хозяева спускают его, как собаку с цепи, полаять на Евровидении. И
любо-дорого бывает слушать: ╚Мы тут с
лауреатами Нобелевской премии посоветовались┘╩ Кто именно снизошел до
общения с прохвостом, М. С. никогда не говорит, как не говорил и когда ежечасно
торчал в телеящиках советских граждан и заявлял: ╚Мы тут с товарищами посоветовались┘╩ О том, кто эти ╚товарищи
Горбачева╩, я и написал свой роман ╚Истинная власть╩. А благодаря А. Фитцу
узнал еще об одном великом бывшем гражданине бывшей страны, проработавшем
двадцать лет на радиостанции ╚Свобода╩, а сейчас почему-то гражданине США
Викторе Федосееве. На вопрос какое из всех существующих прав человека
важнейшее, он ответил с виду банальность, но как раз ту банальность, которую
нынче забыли едва ли не во всем мире: ╚Право на жизнь, разумеется. Если человек не жив, то о каких его правах
можно говорить √ не о праве же участвовать в выборах или искать убежище╩. Вот именно это изречение и
является лейтмотивом всей книги А. Фитца, да и моей тоже. ╚Наисуровейшая болезнь нашей эпохи √ неравенство, вытекающее из
идеологических посылов, - продолжает Федосеев, - политической и религиозной
нетерпимости, этнической и расовой дискриминации. Неравенство, порождающее
граждан второго сорта, - (примечание: автор этой статьи по немецким законам
имеет параграф 7, то есть является гражданином седьмого сорта, а есть еще и
восьмой в демократической Германии), - или, что хуже всего, неграждан┘
Представьте себе эшафот с тремя ступенями: первая √ патриотизм, вторая √
национализм, третья √ расизм, а дальше √ виселица, гильотина, расстрел,
лагерь┘╩ Комментариев, как говорится, не
требуется. Ибо, что тут комментировать? Все народы мира прошли по этой пирамиде
вверх, отцы и русских, и немцев, и русских немцев, и камбоджийцев. Американцам
вон только не довелось √ и они из сил выбиваются, чтобы догнать и перегнать в
перенесении несчастий другие народы. Кто образумит молодую, заплывшую жиром
нацию? Каким способом? Нет ответа┘ Валерий КУКЛИН, Берлин, Германия
|
24.11.2004 |
Впечатления о международной книжной ярмарке во Франкфурте в 2004 году
|
03.11.2004 |
|
28.09.2004 |
БЕСПЛАТЫНЙ СЫР БЫВАЕТ ТОЛЬКО В МЫШЕЛОВКЕ ИЛИ ПИСАТЕЛЬ-ЭМИГРАНТ И ЕГО ГОНОРАРЫ
|
12.08.2004 |
О ЛОЖКЕ ДЁГТЯ, КОТОРАЯ СЛАЩЕ МЁДА
|
27.07.2004 |
Ряд мыслей, возникших у гражданина Германии при прочтении произведений сибирского писателя
|
23.06.2004 |
|
01.06.2004 |
ВИОРЕЛЬ ЛОМОВ И ГЕРОИ ЕГО РОМАНА
|
13.05.2004 |
|
28.04.2004 |
|
20.04.2004 |
|
1|2|3|4|5|6|7 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"