ЛИТЕРАТУРА И МЫ
ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина
23.05.2008 |
Несколько соображений по поводу хрущёвской ╚оттепели╩ и ╚шестидесятников╩
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.05.2008 |
РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗАДВОРКАХ (Посыл √ пьеса Бориса Дьякова ╚Синематографическая трагедия╩) ( Пьеса Бориса Дьякова ╚Синематографическая трагедия╩ здесь - Ред.) Дискуссия,
случившаяся на ДК после опубликования вышеназванной пьесы, выявила три позиции,
которые при внешней конфронтации фактически, на мой взгляд, лишь дополняют друг
друга. Профессионаный актер О. Солдатов ищет, как это водится у актеров при
прочтении любой пьесы, роли для себя √ и не находит, а потому безуспешно ищет
деликатных слов для того, чтобы объяснить автору, отчего нынешнему актеру
играть в этой пьесе неинтересно. Ие
по-женски жалко героев, хочется по-матерински защитить их всех и сразу. Ну, а
сам автор стремится, скорее защитить собственное детище в целом, чем ту или
иную авторскую позицию и людей, порожденных все-таки не фантазией его, а
живших, в общем-то, недавно, на наших глазах, а потому в чем-то даже более
непонятных для нас, чем замечательно выдуманные, допустим, драматургом
Володиным троглодиты каменного века. То есть дискуссия вылилась в цепь
самоутверждений ее участников и ушла в
сторону от сути пьесы и поднятых
в ней проблем. Дабы не нарушать столь странной, на мой взгляд, традиции,
позволю себе стать четвертой ножкой в этом стуле и высказать ряд
соображений, которые имеют отношение к пьесе не прямое, а опосредованное и,
как мне кажется, должны дать представление Б. Дьякову о сути проблем, встающих перед литератором, решившим
вступить на стезю драматурга. Во-первых, я
хочу повториться, дабы это осталось в сознании читателя этого материала, что
правы все три участника дискуссии. Ибо в глубине души все трое понимают, что этой
пьесе сегодня нет места на театральных подмостках. И причин тому √ масса.
Начать с того, что театр послеперестроечный √ это уже не тот театр, что был в СССР. Оставшиеся государственными театры оказались в
руках мафии, сформированной министром культуры ельцинской поры Швыдким,
представляющей собой лиц исключительно гомосексуальной направленности. Сия
патология сознания художественных руководителей довлеет над репертуарным планом в котором нет места, в первую очередь, пьесам
социально значимым, каковой является пьеса ╚Синематографическая трагедия╩ -
произведение гуманистическое и историко-публицистическое. Если перевести эту
мысль в более понятную для актеров плоскость, то мы должны признать, что в
России давно уже никто не играет по системе Станиславского, давно уже нет
театра сопереживания, стался лишь театр предствления. Ибо хоть в частных и
всякого рода муниципальных театрах и встречаются еще
кое-где худжественные руководители √ настоящие мужики и настоящие женщины, но все
они вышли максимум из 1970-х годов, когда в театральнй среде было уже модным
насмехаться над вышеназванной театральной системой, ломать и
революционизировать ее по образцу и подобию театра на Таганке и по собственным
мыслям и идеям, а то из-за собственной вздорной самоуверенности и выпендрежа. Называлось это тогда √ оригинально видеть,
оригинально мыслить √ и слова эти оправдывали ремесленную беспомощность
режиссеров и актеров, ленность художников-постановщиков и бесчестие авторов заурядных
пьес. К тому же именно в это время на актерские и режиссерские факультеты
театральных ВУЗ-ов набирались до 90 процентов состава ребят не по обнаруженному
у них таланту, а по блату, за оказанные абитуриентами и абитуриентками
опять-таки гомосексуальные и просто сексуальные услуги, за обыкновенные взятки,
наконец. Именно в эти годы в Советском Сюзе профессия
актера, дотоле признаваемая у всех народов мира порочной и греховной (вспомним,
что даже Мольера церковь запрещала хоронить на освященной земле) вдруг
оказалась престижной √ к мнению талантливых, но парктически всегда неумных и
неглубоких людей стали прислушиваться миллионы телезрителей на всякого
рода встречах актеров со зрителями.
Любой бред, высказанный всего лишь марионеткой в руках режиссера, мнение человека
в театральнм училище гордивщегося тем, что так ловко умел он, не читая
учебника, получить ╚трояк╩ и стипендию, знающего обо всем лишь понаслышке, талантливо
имитирующего образ умного человека, оставаясь
порой при этом полнейшим дураком и ничтожеством, зазвучал для миллионов истинной
в последней инстанции, запечетлевал в сознании слушателей некие совсем
несвойственные русской нации стереотипы сознания, которые, в конце концов, и
привели советских людей к мысли, например, о том, что измена Родине √это не преступление, и даже не проступок, а так √ шалость
одна, а то и подвиг. Безответственная болтовня лиц со званием народных и
заслуженных артистов очень легко вплеталась в систему манипуляции обыденным
сознанием советских и постсоветских полуобразованных мещан √ и именно этим
воспользовались враги нашего Отечества. Большие актеры уровня
ленинградского Горбачева (главного актера в фильме ╚Операция ╚Трест╩) ушли в
тень, а всякая театральная шушера с зачатками интеллекта и красивыми ряшками (типа
О. Басилашвили, Л. Гурченко и так далее) стала повторять заезженные еще
кухонными диссидентами советской поры формулы, не замечая при этом, что
пресловутой пены в этих мыслях становится все больше и больше не только в
стране, но и на театральных подмостках. И вот тут-то
оглянуться бы деятелям культуры и правительству страны, увидеть, что русский
театр умер, то есть остался только Малый театр СССР, и больше ни одного
истинного русского очага культуры на всем русском пространстве нет... Но
поздно. Да и незачем это им. И Дом Островского скоро превратится в братскую могилу
великого коллектива, на которой запляшут черти новорусской космополитической
псевдокультуры. Ибо уже сейчас некому заменить не токмо
тамошних стариков, но и актеров среднего возраста. Да и у стариков после ухода
из театра Б. Андреева НЕТ ЖЕЛАНИЯ СТАВИТЬ СОВРЕМЕННЫЕ, ОСТРОСОЦИАЛЬНЫЕ ПЬЕСЫ. Хороший
актер Ю. Соломин был неплохим министром культуры, но в качестве художественного
руководителя Малого театра стал его мумификатором. Александр Николаевич Островский
сам по себе настолько велик, что достаточно стало сегодня в доме его ставить
его лишь пьесы, чтобы постановки театра звучали злободневно. А главное, эти
пьесы можно ставить без оглядки на Кремль √ кто скажет против классики? Потому
гениальная постановка пьесы ╚Бешенные деньги╩ на сцене
филиала Малого будет всегда иметь аншлаг. А если есть аншлаг, то пьесы даже о
недавнем прошлом, пьесы честные, то есть такие, как пьеса Б. Дьякова, Малому
театру не нужны. Малый √
последний, повторяю, театр в России который
продолжает традиции национального русского театра, театра сопереживания. А
пьеса ╚Синематографическая трагедия╩ написана именно для труппы такого театра,
для режиссера, способного влезть в душу героев глубоко, раскрыть персонажи
более ярко, чем это сумел сделать автор, донести до зрителя не смысл пьесы, а
ее художественнообразующую ИДЕЮ. Именно в процессе работы автора с творческим
коллективом могла бы возникнуть из предложенного вниманию читателей РП
материала та пьеса, которая могла бы остаться в веках. Ибо тема, поднятая Б.
Дьяковым, не нова в журналистике, но нова именно в театре, и идея замечательна
во всех отношениях. Можно не соглашаться с политической ориентацией автора оного
произведения, но не признавать пьесу достойной зрителя нельзя. И вот тут-то
оказывается, что исчезновение театра сопереживания в России привело к тому, что
именно социально значимых и серьезных, умных пьес современный зритель не
хочет видеть. За последние тридцать лет в России воспитался
совсем иной зритель, чем тот, кто ходил, например, на Кторова и Степанову во
МХАТ на пьесу о странной любви Б. Шоу ╚Милый лжец╩, в которой ну никакого
внешнего действия, одно чтение с кафедры двумя престарелыми актерами отрывков
из текстов писем. Нынешнему зрителю не пережить двух часов катарсиса на
одном лишь восприятии чувств, обуревающих актрису и драматурга 100 лет тому назад
и живущих в странах, которые он сейчас посетить может, а понять менталитет его
гениев уже не в состоянии никогда √ в Англии и Франции. Понятие ╚театральный
зритель╩, как театральное сообщество определнной интеллектуальной элиты городов,
исчезло в новой России, как ненужное новому обществу явление. Именно в фойе
театра на Таганке дозволено было мне, тогда студенту Лесотехнического института,
вступить в спор с великим Сергеем
Герасимовым (практически небожителем в
те времена, в театральном мире бОльшим Богом, чем сам Брежнев) и получить по мордасам вполне заслуженно, дабы память о том уроке осталась
у меня на всю жизнь. Вне театральной тусовки 1970-х подобного произойти не могло бы никогда. Существовали
в советские времена даже театральные критики, к мнению которых прислушивался
театральный зритель: Н. Крымова, И. Вишневская и несколько других. Режиссеры
тогда писали книги не про то, с кем и кто переспал и кто кому сотворил пакость
во время спектакля, как это делают нынешние актеры и режиссеры, а такие, как например, книга великого А. Эфроса ╚Любовь моя √
репетиция╩, которая должна для актера и режиссера русских значить в качестве
учебного пособия не меньшей значимости, чем книги Станиславского. Но, следует
признать, что и в те времена, и сейчас книга эта осталась книгой для чтения
театральным зрителем, но не режиссерами и уж тем более не актерами. Современные
актеры (за редким исключением, - таким, как все тот же О. Солдатов) книг не
читают, они и пьес-то, в которых играют, не читают совсем, только учат (и не
всегда добросоветсно) свои роли. Это видно невооруженным глазом и на спектаклях
в московских театрах, которые мне довелось посетить в последние годы, и при
взгляде на телеэкран российских каналов. Ибо у пьесы Б. Дьякова где-нибудь в
перестройку мог бы быть и заказчик в виде государственного телевидения, но... Телевидение
России постсоветского периода не ставит перед телезрителем социальных проблем,
оно занято созданием мыльных опер по шаблону ╚богатые тоже плачут╩ и инсценировками псевдодетективов, в которых
преступники √ не жертвы социальной системы и нездорового общества, как это на
самом деле, а лица со всякого рода оригинальными патологиями. Именно на фоне
этой вакханалии пустых красоток и убогих стервецов
прозвучал столь ярко многосерийный фильм по Ф. Достоевскому ╚Идиот╩. Именно на
фоне этой кинхренотени смотрятся ярко и
достойно, совсем уж убогие по художественной выразительности старые советские фильмы
по примитивным детективным романам Адамова с актерами мастер-класса.
Спектакль по Б. Дьякову мог бы оказать существенную услугу нынешней власти в
России, если бы она додумалась экранзировать пьесу. Но для этого власть должна
задуматься о том, как ей поддержать свое все время
падающее идеолгическое реноме, и захотеть сделать это лучше псевдодокументальных
нынешних поделок. Хрущев √ первый перестройщик Советского Союза √ фигура,
которая практически не появлялась на русских театральных подмостках в качестве
персонажа. А ведь это √ руководитель державы в течение 1954-63 годов. Анализу
его образа просто обязаны писатели уделить максимум внимания, дабы понять нас
самих, в первую очередь. Лениниану театральную нам
сотворяли во всем Советском Союзе только актеры с амплуа комиков, а вот кто
должен играть того, кто притворялся клоуном перед Сталиным, а после смерти
хозяина, этого же самого Сталина и съел? Кто в состоянии создать этого Иудушку
Головлева 1950-60-х годов? Но... нет в
нынешней России человеческого материала, который мог бы осуществить этот
проект. Опять возвращаемся к проблеме отсутствия в
достаточной степени готовых к работе над такой пьесой профессиональных
актеров и режиссеров. Если название пьесы - и в какой-то мере сюжет - претендует
на трагичность, то есть на конфликт мастшатаба невозможных к примирению позиций,
то гомосексуальность возможных исполнителей замысла автора как раз-таки диктует
превращать любую трагедию в текучий елей. И оттого желание О. Солдатова увидеть в пьесе именно
трагедию мне, например, понятно, равно как и понятно понимание автора того
факта, что предложенный им вариант конфликта между актрисой и режиссером на
трагедию просто не тянет. Вся эта история с Режиссером и с Малышевой выглядит
пустым муляжом рядом с незамысловатой историей исчезновения из русского
искусства всенародной любимицы Ивановой √ учительницы из кинофильма ╚Весна на
Заречной улице╩. Прототипица Малышевой ведь была замечательной актрисой МХАТ-а, любимицей Станиславского, который не хотел отдавать ее
киношникам, но она предала мастера, да так и осталась навеки в киноархивах бодреньким
полумужичком в замызганных брюках и с примитивно-восторженными песенками на
красивых губах. Ни одна ее роль в кино
не сравнится по художественной силе и убедительности с юной классной
руководительницей школы рабочей молодёжи. Какая была трагедия выбора у
Малышевой? Да, никакой. Зазналась √ обиделась √ развелась. А кинофильм ╚Братья
Карамазовы╩ снял Пырьев хорошо. Теперь такой никто не снимет. Некому и не с
кем... Да и кому,
по правде сказать, интересно сейчас видеть на сцене Хрущёва и Фурцеву? Ну,
паре-другой тысяч человек во всей Москве, да и то перед телдевизором сидя и под
сурдиночку. Особой люви к Генсеку и министру
у людей не было никогда, ненависти √ тем более. Нынешний зритель с ними
вместе не разоблачал культа личности Сталина и не рвался на целину. А те , кто рвался и разоблачал, уже давно отреклись от своих
убеждений и от своих биографий, стесняются признаиться в том, что их
действительно удивила (не больше) ситуация с разгоном бульдозерами выставки
художников-модернистов. Все то, что звучало страстями в 1960-е годы, ныне,
после гибели десятков миллионов жизней наших современников и после развала
страны, случившейся в результате послехрущевской перестройки, кажется мышиной возней
и детским лепетом. То есть мы пережили трагедию, а автор нам рассказывает
миленькую сказку про обиженную хитрую девочку √ и не более того. Но вернемся к
вопросу Солдатова к Дьякову: почему нет трагедии, раз она заявлена в названии? Вот
у В. Вишневского ╚Оптимистическая трагедия╩ есть труп героини в заключительной
сцене на выносе. А тут что? Слетела одна киноафиша, под ней открылась другая √
более старая. И Олег не получает от автора вполне ожидаемого ответа: в
контексте предлагаемой Дьяковым истории и Пырьев, и Хрущев √ фигуры не
трагические, хотя и не комические в полной мере, да и остальные персонажи на
трагичность образа не тянут именно, в первую очередь, по сюжету. Ни одного идейногог борца хотя бы за мифическое чистое искусство, ни одного полностью отдавшегося
страсти персонажа. И в результате √ драма. Добротная,
цельная и с четко выраженными концепциями. Откуда в драме взяться трагической
фигуре? Да и зачем тут она? Автор и без того очень четко уловил веяния времени,
дисгармоню, которую все-таки преувеличили долгожители-шестидесятники,ибо они все-таки не были героями в 1960-е и тем паче ранее,
а вполне искренне искали: кому себя и за столько продать √ и не более того. Однако, мне думается, что даже нынешние шестидесятники не станут
искать спонсора для постановки этой пьесы √ ибо в ней нет их самих, а их-то
самих в искусстве интересуют только они сами. В этом и состоит трагедия
драмутрга √ не увидеть свое детище реализованным на сцене. Правда, существуют
так называемые пьесы для чтения. Потому пьеса увидела свет именно в этом виде √
и нам остается лишь поздравить автора с тем, что пьесу его прочитали. На этой
благостной ноте и закончим изготовление четвертой ножки для стула под
╚Синематографической трагедией╩ и приглашем желающих соорудить такую же и
пятую, и десятую...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.05.2008 |
НА СМЕРТЬ ЛЕНИНА ( продолжение темы: Мы √ не рабы, рабы не мы┘ А кто мы?)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
04.05.2008 |
ЖАЛЬ... (по поводу дискуссии о рассказе Л. Нетребо "Левый шмель")
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.04.2008 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.03.2008 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.03.2008 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.02.2008 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.02.2008 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.02.2008 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.01.2008 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.01.2008 |
13 ПРИЗНАКОВ ПРЕДНОВОГОДНЕЙ ПАРАНОЙИ 2007-2008
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.12.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.12.2007 |
РАБЫ ПРОДАЖНЫЕ И РАБЫ ВОССТАВШИЕ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.11.2007 |
Рабы идей (прoдолжение циkла "Рабы - не мы..."
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
06.11.2007 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.07.2007 |
НЕСКОЛЬКО СЛОВ В УНИСОН С АРГОШЕЙ (По поводу рассказа Андрея Саломатова "Тринадцать" )
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22.06.2007 |
ДОСТАЛИ (Несколько слов о пишущих по-русски немцах ФРГ, бывших некогда совгражданами)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
04.05.2007 |
ЧТО-ТО С ПАМЯТЬЮ РОССИЙСКОЙ СТАЛО
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.03.2007 |
|
1|2|3|4|5|6|7 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"