ЛИТЕРАТУРА И МЫ
ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина
05.12.2010 |
ДВА ПОДХОДА К ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ: ПИСАТЕЛЯ И ПОПУЛЯРИЗАТОРА
|
||||||||||||||||||||
29.10.2010 |
"ВО ДНИ СМНЕНИЙ, ВО ДНИ ТЯГОСТНЫХ РАЗДУМИЙ О СУДЬБАХ МОЕЙ РОДИНЫ..."
|
||||||||||||||||||||
14.09.2010 |
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ √ СУДЬБА ИЗБРАННЫХ (Еще о паре аспектов спора об отмене смертной казни)
|
||||||||||||||||||||
15.09.2009 |
|
||||||||||||||||||||
31.08.2009 |
|
||||||||||||||||||||
24.08.2009 |
|
||||||||||||||||||||
23.07.2009 |
БЛАЖЕННЫ ЛИ НИЩИЕ ДУХОМ? Подводя итоги дискуссии: деньги не пахнут?
|
||||||||||||||||||||
17.07.2009 |
|
||||||||||||||||||||
08.07.2009 |
|
||||||||||||||||||||
04.06.2009 |
|
||||||||||||||||||||
12.05.2009 |
НЕ В КОНЯ КОРМ или ПУТИ-ИЗВИЛИНЫ НОВОРУССКОЙ КРИТИКИ
|
||||||||||||||||||||
02.04.2009 |
|
||||||||||||||||||||
09.02.2009 |
|
||||||||||||||||||||
18.01.2009 |
Энциклопедия провинциальной жизни (читая повесть А. Медведева ╚Юноша преклонных лет╩)
|
||||||||||||||||||||
10.01.2009 |
Прибалтийские истории, как форма самопиара
|
||||||||||||||||||||
29.12.2008 |
|
||||||||||||||||||||
10.11.2008 |
|
||||||||||||||||||||
28.10.2008 |
И ВНОВЬ О КНИЖНОЙ ЯРМАРКЕ ВО ФРАНКФУРТЕ
|
||||||||||||||||||||
28.08.2008 |
Ну, и что из того, что Стрюцкие?
|
||||||||||||||||||||
07.06.2008 |
СКОЛЬКО ВОЛКА НЕ КОРМИ √ ОН ВСЁ В ЛЕС СМОТРИТ (Выводы,
какие мог бы сделать русский народ еще в 1924 году, не не сделал их) Философы лишь различным образом пытались объяснить мир,
но дело заключается в том, чтобы изменить его. К. Маркс 1 Первым и наиважнейшим выводом после анализа
приведенной в данной книге инормации следует простая и незамысловатая мысль: народ
русский комфортабельно ощущал себя в течение столетий только на территории
Северо-Восточной Руси и на тех землях которые предки его присоединяли к
Восточноевропейской (Великорусской) равнине - естественном его местообитании -
путем лукавой доброты. Речь идет о Южном Поволжье, о Северном Казахстане, о
Сибири (кроме Алтая и Саян), о Восточной Украине и о Дальнем Востоке, которые,
повторяю, были на самом деле ПРИСОЕДИНЕНЫ по
доброй воле проживающих там народов. Все остальные чуждые русской нации территории
Российской империи-СССР были захвачены
Россией физически, путем ведения колониальных войн, а потому существовали под Москвой без желания на то проживающих там
народов, вынужденных почитаться русскими подданными под давлением местной аристократии
√ самой подлой, самой лживой и самой продажной части всякого народа. Те же территории, которые оказались
присоединены к России после многолетних - прой длиной в несколько веков - инициатив всевозможных иноземных царей,
королей и князей православных и униатских √ Грузии, Армении, Молдавии,
Западной Украины, - то их население
никогда не испытывало так называемой братской привязанности к русскому народу,
скорее даже презирало ╚братьев-славян╩, чем уважало их.
Остальные же территории, захваченные силой оружия: Северный Кавказ, мусульманская
часть Закавказья, Южный и Центральный Казахстан, Прибалтика, Финляндия, вся
Средняя Азия, а такде земли в нынешних Турции, Персии, Афганистане, Китае, в
Западной Европе населяли и продолжают населять народы, которые имеют стойкий иммунитет по отношению к
понятию ╚дружеский русский народ╩.
Там всегда воспринимали русский народ,
как колонизаторов, чувствовали себя покоренными, униженными - и потому готовыми
на борьбу с захватчиками даже спустя столетия после так называпемого ╚добровольного
присоединения╩, о котором так много и с таким удовольствием трепались
СМИ брежневского периода существования страны. Из всех политиков российских за всю историю существования России эту простую мысль понимал, да и то не до конца, по-видимому, только Ленин. Именно поэтому Владимир Ильич так легко отказался от части завоеваний Петра Первого в виде Прибалтийских земель и Финляндии, а также от фактически захваченных фельдмаршалом Салтыковым Польши и Западной Белоруссии, от присоединнённых в результате русско-турецких войн земель молдавских. Если при анализе причин неотсоединения национальных окраин России от Москвы в период Гражданско-Отечественной войны и сразу после нее, когда власть большевиков была практически лишь видимостью, быть беспристрастным, то приходится признавать тот факт, что Закавказье оказалось в составе СССР по ряду сугубо невыгодных именно России причин. Во-первых, было давление на Политбюро ЦК ВКП(б) наркома по делам национальностей, грузина И. Сталина (Джугашвили) и его верных на всю последующую жизнь соратников √ армянина А. Микояна и осетина С. Орджоникидзе, бывших к 30 декабря 1923 года видными и авторитетными членами ЦК большевистской партии. (ПРИМЕЧАНИЕ: Кстати, тот факт, что впервые в истории России представители национальных меньшинств оказались во главе страны, критиками политики большевиков не учитывается. То есть те самые евреи, которые клеймят большевиков за чуть ли не расизм и прославляют царский режим, являются, согласно морали России до 1917 года, именно нацменами, а получили они и общественное положение, и образование в стране, которая впервые в мировой истории позволила инородцам быть равными с представителями государственнообразующей нации именно в России). Сталин, Орджникидзе и другие высокостоящие партийные кавказцы (Камо, А. Джапаридзе и другие), всегда ощущавшие себя в царской России людьми ущемленными в правах даже по сравнению с русским крестьянином, оказавшись в руководстве столь обширной и столь богатой державы, как Россия, возымели вполне естественное желание ╚помочь своим╩, как это искони было и остаётся принятым у горцев. (ПРИМЕЧАНИЕ: Это ведь только с конца 1960-х годов начался в русской среде отказ от принципа ╚свой своему √ поневоле друг╩, ибо был оный при Л. Брежневе и В. Андропове внезапно признан ложным, способствующим взаимному покрыванию проступков и семейственности, а у закавказских народов, у евреев и вообще у так называемых инородцев принцип сей был и остаётся незыблимым, как закон предков, впитался в плоть и в кровь их. К тому же, и сами народы Закавказья, вкусив в 1918-20-е годы прелестей интервенции англичан, турок, персов, а также перестрадав от диктатуры собственных националистов, предпочли из двух уготованных им зол √ наименнее опасную и наименее жестокую, а именно власть большевиков, которые, в отличие от остальных претендентов на Престолы в Закавказье - хотя бы декларировали равноправие наций, то есть их, в первую очередь, равноправие с русским народом. Именно поэтому так легко прошли немногочисленные красные войска, прибывшие в Баку с Каспийской флотилией из Астрахани, сквозь всё Закавказье, встречая практически лишь радующихся их приходу армян и народы Азербайджана и Грузии. И это была вторая истинная причина того, почему Закавказье не отпало от России в период Отечественно-Гражданской войны. Все остальные причины, высказанные в советское время в исторической науке и тем более после оного, являются фантазиями и теориями, высосанными из пальцев √ у каждого народа свои. Кстати, точно так же, как и в начале 19 века, Россия, в связи с наличием в своем подчинении Закавказья, оказалась в 1920-е годы вынужденой брать под свое крыло и весь Северный Кавказ, где всё тот же главный специалист по национальным проблемам в этом регионе И. Сталин (да так и по сию пору оставшийся единственным, если не считать провокатора ельцинской поры Шахрая), помучавшись с делением территории на кучу национальных республик, только к середине 1930-х годов нашел выход для этого региона в виде создания сдвоенных автономий Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Чечено-Ингушетии, а также объединил конгломерат остальных северокавказских племён в единый едва ли не стоязычный Дагестан. Даже Осетию пришлось ему разделить на Северную и Южную, передав последнюю Грузии, а внутри кубанского казачьего Краснодарского края пришлось ему создавать еще и особую автономию Адыгея. Во главе всех этих новоявленных национально-государственных образований большевики вынуждены были поставить вовсе не старых революционеров, как об этом говорилось тогда и продолжает талдычиться сейчас, а представителей местных знатных родов и семейств, ибо таков уж менталитет кавказских горцев √ почитать людей не по заслугам их, а по происхождению. Это мудрое, но слишком простое решение обернулось для всей советской России огромными проблемами и потерями спустя годы, но об этом в следующий раз. Что же касается Степного Края и Семиреченской области, преобразованных впоследствии в Автономную область РСФСР по имени Казахстан, то к 30 декабрю 1922 года население этих территорий не только полностью (исключение составляло едва ли около процента оставшейся после восстания 1916 года и масового бегства в Китай национальной интеллектуальной элиты казахского народа) встало на сторону именно советской власти и большевиков, как политической силы, и уж потом, как следствие, решило оставаться под защитой Москвы. Тому причн было много, но главная состоит в том, повторяю, что немногочисленная казахская интеллигенция начала 20 века в результате восстания не желающих воевать за интересы Николая Второго на фронтах Первой мировой войны казахов ╚смылась за бугор╩, оставив собственный народ вымирать от джута и под нагайками русских казаков-усмирителей бунта. А если у народа нет интеллигентов, то и нет баламутов, зовущих на межнациональные конфликты с целью в мутной водже поживиться. Второй причиной, подвинувшей народ будущего Казахстана к большевикам, надо признать зверства, совершенные казачеством атаманов Войска Семиреченского Анненкова и Войска Уральского атамана Дутова в период Гражданско-Отечественной войны и весьма лояльное отношение к большевикам большинства русских крестьян этого региона, которые уже, как минимум, в третьем поколении (а были тут и русские семьи, насчитывающие по десять поколений существования на территории Великой Степи √ те самые, что бежали сюда еще во времена руссой смуты и раскола в поисках легендарного Беловодья) жили во вполне мирном симбиозе с местным населением, колонизируя по стародавней русской привычке эти змели все той же ╚лукавой добротой╩, о которой шла речь ранее. Единственной попыткой выступления против большевиков в период Гражданско-Отечественной войны на территории будущего Казахстана собственного населения, а не оплаченных иностранцами так называемых ╚белых армий╩, можно почитать лишь Беловодское восстание русских так называемых кулаков, а фактически все-таки семиреченских казаков, да и то лишь богатых землевладельцев, да и то только тех, чьи сёла и хутора находились вне основных дорог и систем коммуникации √ в горах, как правило, в горных долинах и в приуроченных к горам поймам малых рек. Восстание нелепое, бессымсленное, бестолковое, спровоцированное присланной в эти края крохотной разведгруппой армии Колчака. Еще здесь была попытка вооруженного восстания проживающих на территории Чуйской долины дунган с целью отторжения подаренных им царем Александром Вторым земель от России в пользу Китая. Усмирение первого восстания обошлось фактически без крови, одним показом мощи конной дивизии красных, солдаты которой проехались верхом под звуки марша по тракту Ташкент-Верный (Алма-Ата, ныне - Алматы). Дунганское восстание усмирил в течение двух недель один-единственный узбекский полк Миршарапова, участвовавший всего в одном сражении √ за совсем неукрепленное, расположенное на открытом месте напротив красного казахского села село Кара-Кунуз. Единственным материальным свидетельством того, что даже на юге √ наиболее плохо относящемся к русским регионе Казахстане √ случились вышеназванные события, можно назвать памятник пяти красным разведчикам Аулие-Атинской роты, установленный возле школы имени Н. Крупской в городе Джамбуле (ныне Тараз). В самом Беловодском мне довелось в 1968 году на охоте повстречаться и побеседовать с бывшим участником восстания. Он сказал, что в боях не участвовал, да и не помнит, чтобы были они. Стреляли в те дни в воздух слишком много, да больше спьяну. В день, когда прибыл из Аулие-Аты красный полк, стрельбы было не больше, чем всегда. Всем семиреченским казакам их села было велено комиссаром Д. Фурмановым явиться на майдан с оружием, после чего сабли, винтовки и винтовочные патроны у них отобрали, оставив лишь охотничьи ружья, порох, свинец да охотничьи ножи, после чего произнесли ╚пламенную речь╩, а к ночи красноармейцы отправились дальше по дороге √ уже на крепость Пишпек (впоследствии город Фрунзе, ныне Бишкек) √ ибо днём было слишком слишком жарко и путешествовать, и воевать. Да и в самом романе Д. Фурманова ╚Мятеж╩, посвященном вышеназванным событиям, батальных сцен, как таковых, нет, сплошная политагитка, не тянущая даже на очерк характеров, каким следует признать его роман ╚Чапаев╩. 2 Среднеазиатские республики оказались под властью Москвы после окончания Гражданско-Отечественной войны по ряду обстоятельств, совершенно независимых от новых вождей России. Фактически можно сказать, что Ленин в 1921 году даже попытался отдать потомку турецких султанов Энвер-паше все Среднеазиатские земли в личную его собственность за одно только обещание оставаться этому возможному ╚Великому Турану╩ лояльным к Москве. Энвера-пашу отправили большевики в Бухару и в Хорезм с поручением создать там единую мусульманско-большевистскую республику (комизм данной нелепости кентавроподобных созвучий состоит объясним весьма прозаически: в те годы в атеистической по идеологии ВКП(б) существовала секция мусульман-большевиков, которым дозволялось посещать мечети и совершать все положенные для представителей данной религии обряды, кроме как резать без суда и следствия иноверцев-гяуров). Нелепость задания паше была очевидна и самому Ленину, который хоть и абсолютно не знал Востока, но прекрасно понимал, что на такой обширной территории не может жить в течение столетий одной монолитной нации, как это представлялось царским чиновникам Санкт-Петербурга, с трудом выделившим горных киргизов от киргиз-кайсаков и совершенно не подозревающих о существовании там персоязычных таджиков, а потому всякая попытка объединения наций, которые впоследствии был и названы узбеками, таджиками, киргизами и туркменами под единым ханом да еще и турком, была изначально обречена на провал. Но для Ленина это мог быть хоть и крохотный, но все-таки шанс избавиться от ненужных России земель и обеспечить страну надежным союзником на южных границах. Энвер-паша уверял Ленина в верности большевикам и обещал Председателю Совнаркома РСФСР все, что тот ни пожелает. Турок искренне считал, что степные кочевые народы Средней Азии за века самостоятельного своего существования забыли тотемическую религию своих предков и стали верными чужеродному им исламу воинами Аллаха, горящими желанием помочь ему - хоть и дальнему и не прямому, но все-таки потомку пророка Мухаммеда - создать Великий Туркестан. Потому, прибыв сначала в Бухару, потом в Коканд, ╚красный паша╩ тут же создал босоногую и плохо вооруженную армию, опираясь на пару десятков баев не узбекского даже, а казахского рода Найман, которые ранее служили в качестве жандармов в охране ворйска последнего кокандского хана Худояра, а теперь стали личными палачами Жнвера, и... объявил в 1921 году войну советской власти, то есть поступил, как истинный аристократ, - изменил и слову своему, и долгу. Может быть, авантюра бы Энвера-паши и удалась, да, горя излишним рвением борца с ╚бледнолицыми-гяурами╩, мятежник бросил именно по Ферганской долине первый свой клич: ╚Бей русских!╩ И вот тут-то оказалось, что ни киргизы, ни узбеки, ни таджики, проживающие на этой территории, воевать с русскими не хотят. Осада Коканда пашой обернулась разгромом армии басмачей. Нет, народ Средней Азии не был совсем уж против того, чтобы ими правил турецкий полусултан. В конце концов, не все ли равно, кто грабит и наказывает народ? Но зачем было воевать Энверу именно с русскими? Ведь с 1860-х годов еще не так уж много времени прошло, еще оставались живымии старики, которые поминили кровавую вакханалию, учиненную на этих территориях Худояр-ханом, детям с самого рождания рассказывали легенды и сказки об этом дьяволе во плоти, от которого декхане избавились благодаря русским. При Худояре в Ферганской долине из пяти новорожденных выживали двое, а пришли русские √ и стали выживать почти все. И хлеб подешевел на базаре в разы, и за выращенный на полях хлопок стали русские хорошо платить, и больницы открыли, и школы, и сами в них работали (невероятное свойство для колонизаторов!!!). Убьет их Энвер-паша √ кто станет учить и лечить? Кто станет следить за механизмами на пяти шелкопрядных фабриках, включать и выключать появившееся уже здесь электричество? (ПРИМЕЧАНИЕ: Я в 1960-х годах был знаком с некоторыми тамошними турками, казахами и киргизами старшего возраста, которые и в самом деле боялись трогать пальцами электровыключатели и просили включить или выключить свет в доме своих внуков, а телевизор почитали детищем шайтана, то есть дьявола. А ведь это были люди, рожденные в конце 19 века, то есть современники авантюры Энвер-паши, то есть в 1921 году находились в расцвете своих сил). Кто будет водить страшные, пугающие огнем и дымом, свистками и матерками чумазых мащинистов паровозы, тянущие в далёкую Россию хлопок с тем, чтобы привезти назад кучу вещей, о которых ранее здесь и не слышали: зеркала и медные тазики для женщин, ружья и сабли для мужчин, игрушки для детей, красивый ситец, по-настоящему простирывающее белье мыло, сахар, дешевую соль и многое, многое другое? Достаточным аргументом пользы для инородцев 1921 года существования русских в Ферганской долине следует признать тот факт, что за первые шестьдесят лет колонизации оной территории русскими Ферганская долина стала самым плотным в мире по населенности местом на планете. При Худояр-хане же, сообщают русские и китайские источники, на многие версты вокруг полуразвалившихся Ферганы, Коканда, Ходжента, Оши не было ни одной кибитки, поля зарстали колючкой, арыки исчезли с лица земли. Туземцы повалили сюда с приходом русских). И взамен всех вышеперечисленных и прочих материальных благ, принесенных в долину русскими, какой-то там иноземный паша из никому толком неизвестной здесь Турции, не сумев захватить дома трон у какого-то там Ататюрка, захотел предложить узбекам, таджикам и киргизам лишь себя в вожди невозможного из-за многовековых ссор и войн союза азиатских народов, а также идею их совместной дружбы с теми самыми Найманами, которые резали узбеков и киргизов тысячами в течение сотни лет? Ладно бы, хотел Энвер-паша, рассуждали ферганцы, создавать свой дурацкий Великий Туран вместе с русскими √ народы долины бы еще подумали, помогать им Энверу и чем помогать. Но призыв паши резать русских заставил всех декхан (крестьян) региона выступить на стороне русских, которые в этом регионе в массе своей были рабочими, то есть стояли за большевиков. Так приняли советскую власть в Ферганской долине, то есть в центре бывшего Кокандского ханства...
3 Ташкент всегда был городом двуликим, продажным, жители его стояли за только сильного, со времен все того же Тамерлана не воевали ни ни за свою свободу, ни за что хорошее и полезное для узбекского народа. Русским войскам эмир Ташкента фактически открыл двери крепости сам, хотя впоследствии и были написаны тома брехни о том, с каким ожесточением сражались узбеки против русских. Будучи долгое время столицей всего лишь вайоллета то в Хивинском, то в Хорезмском ханствах, город сей был все-таки важным стратегическим пунктом, контроллирующим торговые потоки, идущие с юга Средней Азии на север, с севра √ на юг, и от Китая, Алтая, вдоль Джунгарского Алатау, Тарбагатая, Тянь-Шаня в Кара-Кумы. Отказываться от столь важного стратегического пункта большевикам, вынужденным взять под себя весь Степной Край, было нельзя √ это означало бы предательство вставших на сторону большевиков киргиз-кайсаков (казахов). Потому попытка государственного переворота в Ташкенте некого Попова в 1918 году, произошедшая почти одновременно с левоэссеровским мятежом в Москве, была единственной попыткой Ташкентского виолета, а с ним и связанных с Ташкентом всеми дорогами и реками территорий, вплоть до нынешней Кара-Калпакии, выступить против власти большевиков юридически, а не фактически, да и то в течение двух недель. Затем, вплоть до 1991 года, Ташкент был исключительно советским. Разрушенным, кстати, землетрясением 1964 года и очень быстро восстановленным с помощью народов всего СССР. Территории эти оставались красными даже в июле 1919 года, когда правительство Ленина, казалось всем в мире, уже дышит на ладан, и Москва вот-вот падёт под ударами армий Колчака и Деникина. То есть и эти, нужные лишь по необходимости России, земли оказались в составе СССР 30 декабря 1922 года только по стечению независящих от большевиков обстоятельств. А это означает, что земли эти и казахские в период Гражданско-Отечественной войны вступили в состав СССР по воле проживающих на этой территории народов. Если бы в период брежневского правления именно на этот факт было обращено внимание интернациональной пропаганды внутри страны, то тех национально-разваливающих тенденций страны, которые оказались обнаруженными уже при Горбачеве, могло не произойти. Политика страусиновой головы, характерная для послесталинского периода развития СССР, обернулась для интернациональной в сути своей страны межнациональными конфликтами, а затем и крахом. 4 Ещё внимание наше должно привлечь наличие двух социалистичсеких республик, созданных небольшим числом русских революционно настроенных интеллигентов и бывших политкаторжан на территориях бывших Бухарского эмирата и Хорезмскского ханства в сентябре 1920-г года, то есть на самом изломе русской Гражданско-Отечественной войны. Истории возникновения этх эфемерных гособразований, существования и даже исчезновения которых довольно таинственны, сведения, дошедшие до нас, противоречивы и туманны ввиду того, что в годы правления Узбекистаном Ш. Рашидовым оные официальные истории этих территорий переписывались несколько раз, подлинные документы из узбекских архивов исчезали (в таджикских никогда не бывали), мемиуары участников событий изымались не только из государственных библиотек, но даже из личных. Причина таких действий представителей советской власти с Средней Азии в 1920-1990-х годах лежит внутри национальных взаимоотношений родов (так называемого трайболизма), в желании всякого рода первых секретарей партии всякого уровня либо сокрыть участие своих предков и ближайших родственников в участии в борьбе с социалистической системой в республике, либо, наоборот √ возвысить мистификацией об их якобы активном соучастии в социалистическом строительстве на этой земле. То есть налицо √ те же самые проблемы взаимоотношений власти с родово-общитнным укладом жизни представителей национальных меньшинств, что были нами отмечены и при анализе причин установления советской власти на территории Кавказа и Закавказья. Принцип ╚Свой своему поневоле друг╩ оказался положенным в основу взаимоотношений среднеазиатских народов СССР с русскими, да еще при этом и усугублен местным трайболизмом. Но московская партийная верхушка на эту проблему и в 1920-е, и во все последубщие годы смотрела сквозь пальцы, в результате чего и поплатилась распадом страны и КПСС. После развала СССР все √ как поощрительные, так и хулительные - документы о Бухарской и Хорезмской социалистических республиках стали исчезать повсеместно из всех архивов Узбекистана и Киргизии, а написанные по этому вопросу в 19220-60-х годах художественные произведения и книги научно-исследовательского содержания (за исключением трёх на русском языке и одной на английском) новые узбеки и новые киргизы просто уничтожили. Таким образом, достоверных материалов о сущности и характере событий в этих регионах в 1917-22 годах крайне мало √ только те, что остались в московских хранилищах. Но их следует признать все-таки вторичными и весьма спекулятивными, ибо представляют они собой, как правило, отчеты и донесения, то есть документы, прошедшие цензуру местных партийных чиновников, желающихъ выслужиться перед Москвой. Исключения составляют архивные документы направленной на борьбу с басмачеством Красной Армии, которой руководил там М. Фрунзе. Еще хуже дело обстоит с документами, касающимися той части Бухарского эмирата, что впоследствии стала последней по счету самоопределившейся национальной социалистической республикой СССР √ Таджикистаном (подробнее в следующем томе настоящей работы). Территории эти √ гористые, населённые не тюрками, а персоязычными нациями и племенами, которые до прихода советской власти в этот регион были настолько социально, экономически и политически отсталыми, что даже в этой географической и исторической дыре-эмирате являлись самой что ни на есть дырой. Там не было даже ни одной ветряной либо водяной мельницы, ни одной бочрной либо шорной мастерской, сущствовала вполне легальная система торговли людьми, как рабочей силой и секусуальными удовольствями (жену можно было купить и на день, и на ночь, законно зарегестрироваться с ней у кадия, а по истечении срока считаться в разводе). Достаточно отметить, что элементарно грамотных людей, то есть умеющих только читать, писать, считать хотя бы до ста, в то время среди таджиков и горно-бадахшанцев совсем не было, а великий писатель Саддриддин Айни хоть и был по крови таджиком, но все-таки получил образование именно в тюркоязычном медресе и жил в Самарканде и Бухаре. Именно из документов, оставшихся (не знаю, существуют они теперь или нет) от Бухарской социалистической республики, мы помним, к примеру, о том, что Айни что-то около двадцати лет просидел в подземной тюрьме-зиндане за свободомыслие, выразившееся в том, что он в поэтическом сочинении (не на родном языке!) заявил о том, что перед Аллахом все люди равны. Жители этих земель до 1920 года пребывали даже не в раннем средневековье оциального развития, как узбеки, фактически, а в рабовладельческом строе, являясь подданными столь расхваливаемого ныне царя-страдальца Николая Второго, когда вдруг прибывшие в эти земли красные предложили таджикам, узбекам и туркменам сразу вступить в светлое будещее всего человечества √ в социализм, который, как мы теперь понимаем, в саму-то самодовольную, но вечно находящуюся на задворках европейской цивилизации Россию если и придёт, то где-нибудь в веке двадцать втором-двадцать третьем. Поступок сей, разрушивший веками сложившиеся в народах Средней Азии стереотипы сознания и поведения, совершили, повторяю, люди русские, чуждые этой земле и генетически, и культурно, и антропологически, присоединившие к России в 1868 году эти земли случайно, во время погони конного отряда подполковника Скобелева на самозванцем Пулат-ханом. Ко времени прихода в эти места уже не отряда и не группы строителей железной дороги для русских купцов, а целой русской армии во главе с М. Фрунзе с целью защиты русского населения, обслуживающего идущую на Термез железную дорогу сугубо военного, абюсолютно некоммерческого назначения, насчитывалось в эмирате в 1920 году не более одной тысячи человек. И все тамошние русские хотели поскорее вернуться в метрополию. Кажется, чего проще было бы большевикам прислать сюда пару эшелонов с паровозами √ и предоставить узбекам (тогда их звали сартами) точно такую же свободу от России, какую получили Польша и Финляндия, имевшие при царе практически такой же административно-государственнывй статус в составе России, как и Бухарский эмират? Но Ленин прислал сюда АРМИЮ! √ и, в результате, земли эти еще семьдесят лет оставались под Москвой. Объяснение этому есть. В отличие от пустобрехов горбачевского и послегорбачевского периода (достаточно вспомнить заявление В. Путина на одном из международных саммитов о том, что у Кремля есть-де заготовки, как себя вести себя на случай ╚внезапного╩ признания Западом самопровозглашенной наркореспублики Косово, а потом оказавшегося с носом и не знавшего что делать, как погступить после признания косаваров американцами), большевики были политиками и умными, и грамотными. Они даже знали историю своей Родины. Чего совсем не скажешь о политических лидерах власти ╚новых русских╩. То есть большевики, в отличие от коммунистов брежневского периода, как раз-таки помнили, что в результате захвата Средней Азии в 1860-х годах едва не случилось война между Россией и Веикобританией. После разгрома Красной армией проанглийского дашнакского правительства и прочих марионеточных правительств в Закавказье, часть поддерживающего врагов советской вуласти английского экспедиционного корпуса оказалась в Средней Азии с тем, чтобы одним ударом захватить ╚Ворота в Индию╩ город Кушку и, в конце концов, обеспечить полный кольцевой охват вожделенного Британским Львом свободолюбивого Афганистана, в двух войнах с которым в 19 веке самая сильная тогда в мире держава потерпела поражения. И план сей военной компании был в Лондоне разработан еще до начала Первой мировой войны, и начато его осуществление еще в 1918 году. Таким образом, когда Россия все еще являлась союзницей Великобритании по Антанте, и воевала вместе с англичанами против Тройственного Союза на фронтах Первой мировой войны, подданные английской королевы начали военные действия на территории бывшей Российской империи с целью отхапать от Москвы все Закавказье и три четверти Средней Азии. Под лозунгами, разумеется, ╚демократии и заботы о бедных, несчастных туземцах╩. Именно опасностью войны Афганисатана на два фронта с англичанами, а не мифической любовью афганского народа к русскому, исходя из этих фактов, следует объяснить причину, по которой афганский король поспешил первым из руководителей стран планеты заключить договор о мирном сосуществовании и взаимной помощи с правительством Ленина. Именно в связи с опасностью оказаться свергнутым нуждающимися в крепких тылах в период возможной войны с Афганистаном англичанами следует объяснять причину, почему эмир бухарский признал власть Москвы над собой, когда там произошло два государственных переворота 1917 года: Временного правительства и большевиков. И, в отличие от обманувших М. Горбачева глав ╚демократических стран Запада╩, большевики своему слову оказались верны √ и именно потому двинули войска на защиту якобы лишь того русского населения, что проживало в Бухарском эмирате и Хорезмском ханстве, а на самом деле для того, чтобы прекратить закрепление анлгийской армии на территории современной Туркмении, оттеснить оную в Иран. При этом надо учесть, что проживали в эмирате и ханстве русские никак не больше половины своих жизней, то есть не успели к 1920-ому году даже внуков нарожать на этой земле. Колонисты, особенно из числа увлекавшихся в молодости идеями народовольцев интеллигентов, прибывшие в Среднюю Азию для того, чтобы ╚образовывать дикие народы╩ - и таких насчитывалась добрая половина трудящегося на железной дороге населения - были образованы, велеречивы, громогласы, убедительны √ и потому местное население, хоть и почитало их блаженными, но тянулось к ним. Потому что впервые за тысячелетия скотского своего существования простые декхане вдруг услышали из уст сытых людей, одетых чисто, слова о том, что их √ простых декхан и рабов (рабство на этих землях ╚России, которую мы потеряли╩, до революции сохранялось официально; в состоянии ╚животных, обладающих речью╩ обитало в эмирате в рабском состоянии более половины ╚туземного╩ населения) √ следует любить, о них надо заботиться, им надо помогать, их надо (самое для азиатского человека главное и многие века неисполнимое, как мечта увидеть вживе Аллаха) УВАЖАТЬ(!!!). Вот на эти-то слова, как на червяка рыбы, и клюнули узбеки, туркмены и таджики, когда именно ╚туземцы╩, а вовсе не русские интеллигенты, услышав о приближении Красной армии, свергли эмира и хана, провозгласили эмират и ханство республиками. И тут же сообищли в Москву, что они мечтют вместе с Лениным строить социализм. Ныне же среднеазиатские историкис заявляют, что свержение эмира и хана совершего было силами московских большевиков. Почему московских? Почему большевиков, если в эмирате и ханстве не было ни тех, ни других, - объяснять они не удосуживаются. Ибо для новой истории различий между профессионаьными большевиками-революционерами и сочувствующими народовольцам служащими железнодорожных мастерских разницы нет. Так мыслят новые ученые, купившие свои звания за доллары и баранов, на всем постсоветском пространстве. Возникает вопрос: вы сами могли бы, будучи толстым и старым, ленивым и крайне изнеженным, сбежать по раскаленной пустыне пустыне от целой армии молодых парней с саблями и винтовками в руках на расстояние в шестьсот-шестьсот пятьдесят километров, как это сделал бухарский эмир, оказавшийся в Афганистане раньше, чем штаб М. Фрунзе обустроился в Бухаре? Ни аэроплана, ни ковра-самолётов у эмира не было в хозяйстве, да и единственный свой автомобиль он оставил в дворцовом гараже, переделанного из глинобитной конюшни. То есть мог эмир либо трястись в паланкине, устроенном между горбов неторопливого верблюда, либо скакать во весь опор верхом на лихом ахалтекинце, которых в его конюшнях было предостаточно. Мне кажется, что ехал эмир все-таки на верблюде, то есть добирался до Афганистана он никак не меньше двух недель, а это может означать лишь, что умотал эмир с трона своего по воле взбунтовавшихся своих подданных задолго до прибытия к границам Бухары армии красных. Именно после этих событий при финансовой поддержке именно английской короны началось басмаческое движение на территории Средней Азии, которое продолжалось вплоть до 1939 года под флагами сначала бухарского эмира, потом Энвер-паши (Анвар-паши в другой транскрипции) и, наконец, Джунаид-хана. Фильмов художественных об эпизодах данной войны, чаще всего лживых и дурацких, порой даже удачных вестернах типа ╚Белое солнце пустыни╩, снято в советское время было немало √ и всегда там русские выглядели эдакими благородными рыцарями без страха и упрёка, то и дело защищающими обиженных и жертвующими собой ради местных детей и женщин, якобы оставаясь в памяти людской полубогами, сошедшими с небес. Ибо Ленин был прав, утверждая, что ╚Кино √ не только коллективный агитатор и пропагандист, но и коллективный воспитатель╩. Правительству Сталина и их преемникам после всех безобразий, произошедших в 1920-30-е годы в Средней Азии, было крайне важно формировать в сознании новых поколений тамошнего населения доверие именно к русскому народу. Ибо противостоял интернационалистской политике СССР в этих регионах самый что ни на есть ярый азиатский национал-фашизм. Потому что надо принять, как факт: нации побеждённые, покорённые силой оружия, не могут испытывать любви и признательности к нациям-победительницам, а ненависть к захватчикам копит внутреннюю энергию противостояния колонизаторам изо дня в день, из года в год, пока та не достигнет критической массы √ и взрыв страстей обязательно обернётся массовым, стихийным национально-освобдительным движением столь же ╚бессмысленным и беспощадным╩, как и пресловутый пугачёвский бунт. Тому свидетельств немало, но самыми яркими для сознания современного русского читателя следует признать два: история предков русского народа, бывших под татаро-монгольским игом более двух столетий, но свергнувших власть Золотой Орды в годы слабости оной; а также вот уже скоро два века длящееся проивостояние русских и чеченцев на Северном Кавказе. Насколько трудно было русским поселенцам перевоспитать узбеков в интернационалистов, можно судить по тому, как сберегли жители Среднеазиатских республик память не о русском даже человеке, а о молдаванине, то есть, в сознании азиатов, представителе тоже колонизированной Россией державы, сотоварище по несчастью √ о Михаила Васильевича Фрунзе. Именем этим гордились в советское время предствители всех ста национальностей Северной Киргизии и Южного Казахстана, ибо там вплоть до 1960-х годов помнили отца командарма Фрунзе, служившего в царское время военным фельдшером в крепости Пишкек и оказывавшего медицинскую помощь на пару сотен вёрст вокруг всему населению. Дедушку моего друга Бауржана Абдугулова, например, спас от смерти, оперировав круп, именно Василий Фрунзе. Но вот на территориях нынешнего Узбекистана имя М. Фрунзе, автора идеи перехода пешком пролива Сиваш, чтобы ударить на Крымском полуострове в тыл врангелевской армии в 1920-ом году, и руководившего спустя полгода разгромом армий Энвер-паши, даже в советское время произносилось с ненавистью. Равно как и имя М. Будённного, командующего частями своей знаменитой Первой конной в битвах с басмачеством. Ибо в все годы советской власти в Средней Азии если и пели ╚Конная Будённого раскинулась в степи╩, но в памяти узбекской и туркменской народной будёновцы практически все советские годы оставались только русскими карателями, устраивавшими регулярные ╚зачистки╩ в узбекских аулах и сёлах. Легенды о тех акциях с течением лет обрастали всё новыми и новыми фантастическими подробностями, в которых красноармейцы выглядели в буквальном смысле этого слова чертями да вурдалаками, а не киношными героями и милостивцами. Потому как азиатский человек не уважает власть добрую и заботливую, в его сознании власть должна быть сильной и жестокой, а онасе они √ и не власть вовсе, а так, пшик один. Мне довелось в ранней юности общаться с начальником нашей гормилиции И. Шкверей, о бовой молодости которого я слышал историю от одного узбека, как о человеке, пившем вместе с Будённым человеческую кровь из человеческих черепов. Когда я пересказал эту историю подполковнику во время допроса, он лишь горько усмехнулся и сказал: ╚Фантазии побежденных не знают границ. Они и Александра Македонского зовут Искандером Двурогим, словно грек тот чёртом был или даже самим Ахриманом╩. И был старый ческист и чоновец, как я думаю, прав. Ибо народный фольклор формируется в сознании масс вопреки здравому смыслу, согласно логике колоссальных категорий, имеющих мало общего с бытовыми деталями и характеристиками конкретных личностей. Узбекские сказки о зверствах красноармейцев (кызыл-аскеров) создавались в среде побеждённых ими басмачей, то есть в среде униженных и оскорблённых национал-патриотов, звучали всегда в форме уже готовых, придуманных ещё в каменном веке образов, деля окружающий узбеков мир на друзей и врагов, на чистых и нечистых, на обиженных и обижающих. Посторонние в этих местах европейцы (русские) были изначально обречены оставаться в сознании местного населения слугами Ахримана либо Шайтана, несмотря на все усилия советскогго кинематографа. Именно поэтому ранее отмеченные на картах неблагодарной Средней Азии топонимы с именем Фрунзе полностью исчезли сразу же после нчала победного шествия Первой русской криминальной революции и распада СССР 1985-1993 гг. Фольклор победил бюрократию. Хорошо ли это для узбекскского плебса, плохо ли √ покажет время, но пока что аристократы узбекские на эксплуатации именно этой типично фашистской теории межнациональной ненависти празднуют победу... (ПРИМЕЧАНИЕ: Кстати, народ русский ничем не отличается от среднеазиатских народов ментально, что особенно ярко видно в отношении его к власти ныне оккупировавших Россию ╚новых русских╩. То есть народ сочиняет о ╚новых русских╩ анекдоты и не признает всей душой новой власти в России, предпочитая, чтобы его судили ╚не по законам, а по справедливости╩, а также не желая ╚плодиться и размножаться╩. Как бы мы ни восхищались умом, мыслями и произведениями тех же А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Шолохова, но народ русский мыслил и в царское, и в советское время вовсе не ими предложенными формулами и категориями, а сугубо фольклорными. В те же 1920-е годы, к примеру, была в ходу поговорка ╚Была Россия царская, а стала пролетарская╩ - и каждый говоривший оную присказку вслух, вкладывал в эти слова совершенно самостоятельный смысл √ от восхищенного до иронического, а то и вплоть до откровенной ненависти). Но вернемся ко второй причине, из-за которой партия Ленина вынуждена была не демобилизовывать колоссальную по численности и требующую дорогого финансирования, огромного количества провианта и вооружений Первую конную амрию, а отправлять тысячи людей и и десятки тысяч бывших в нехватке в сельском хозяйстве лошадей, сотни тысяч тонн продовольствия, сена, оружия в Среднюю Азию, тратить колоссальные средства на нужды чужеродных наций как раз в период своей катастрофической слабости и необходимости залечивать раны после Первой мировой и Гражданской войн не на нужды русского народа, а на освобождение от рабства народов Средней Азии. Речь здесь идёт об одном из самых героических эпизодов защиты нашей Родины, который был фактически закрыт для изучения в советское время, а теперь и вовсе никем не упоминается √ о героической обороне города Кушки гарнизоном русских солдат от английских оккупантов и спасении этого самого южного пункта распространения русской нации Красной армией... 4 Практически вся попытка англичан аннексировать в 1918-20 гг Закавказье и Среднюю Азию имела одну-единственную цель: захват маленького городка с глиняно-каменной крепостью Кушка, расположенного в самом стратегически важном пункте всего Среднего Востока √ Пендинском оазисе. В Англии даже была в 19 веке в ходу поговорка в среде военных стратегов: ╚Кто владеет Кушкой, тот владеет Востоком╩. И именно захват М. Скобелевым Пендинского оазиса и основание там крепости, получившей впоследствие название Кушка, вызвал тот самый переполох в Парламенте Великобритании, который привёл к ультиматуму английской королевы в отношении русского императора Александра Второго, едва не приведшего к войне между двумя этими самыми тогда большими в мире странами. В Кушке ещё до революций 1917 года стояла самая мощная во всей Азии радиостанция, способная вести переговоры даже со Стамбулом √ вот какое значение уделял ей Генштаб царской армии. Даже в годы управления Россией американской марионеткой Борисом Ельциным из Кушки не уходили русские солдаты; до прихода к власти В. Путина, то есть до 2000 года, там был расквартирован пограничный гарнизон российской армии по главе с генералом В. Коноваловым, солдаты и офицеры которого получали жалованье за свою службу и в России, и лично от Президента Респубики Туркменистан Н. Ниязова. Здесь рядом с городом в одну улицу находятся единственные два села в современной Туркмении с до сих пор сохранившимися русскими топонимами: Полтавка и Моргуновка[1]. И туркменские власти пока что не допустили в Кушку ╚миротворческие силы╩ НАТО, стоящие вусе еще без толку в Афганистане. Тем более значение этой крепости и необходимости контроля ее именно Россией понимал великий русский патриот и государственник Владимир Ильич Ленин, который и послал в первый же случившийся относительно мирным момент целую армию на ЗАЩИТУ Кушки от оставшихся на территории современной Туркмении англичан (тех самых, кстати, что расстреляли 26 бакинских комиссаров). Главной целью армии М. Фрунзе было освобождение Кушки от осады английскими интервентами, грозящими дружественному Афганистану аннексией, а также для обеспечивания порядка в собственном тылу, то есть на территориях современных Туркмении, Таджикистана и Узбекистана. Если бы М. Фрунзе не справился с этой задачей в 1920-ом году, то уже через два-три года и Средняя Азия, и Афганистан оказались бы в колональной зависмости от Великобритании, и английские войска стояли бы вдоль границ СССР по линии Ташкент-Ош. То есть вторичный захват Средней Азии Россией уже большевистской и многолетняя война с басмачами были жестокой необходимостью, способствующей защите СССР от очередной агрессиии самого враждебного государства по отношению к России за всю историю ее существования √ с Великобританией. Нынешняя агрессия США, Великобритании и других членов Евросоюза в Афганистане имеет то же самое объяснение: захват ими Афганистана при отсутствии Кушки в руках России, отданной Путиным туркменам, гарантирует создание военного плацдарма для последующего удара именно по России. А заодно и по богатым разведанными еще в советское время полезными ископаемыми Туркмении, Узбекистану и Казахстану. А вы думаете, что нынешняя конфронтация Великобритании и новой России случилась лишь из-за тайной любовной страсти английской королевы к русскому еврею и вору международного масштаба Березовскому? 5 В марте 1923 по решению 1-й экономической конференции Туркестана произошло экономическое объединение Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республик и образован единый экономический центр ≈ Среднеазиатский экономический совет, а спустя год произошло размежевание этого гособразования сначала на три, а в 1929 году уже на четыре самостоятельных социалистических республики в составе СССР: Туркменскую, Таджикскую, Узбекскую и Киргизскую. Народу русскому было непонятно, зачем большевитское правительство стремится не утерять эти земли, но самовлюбленный народ все равно радовался тем старо-новым земельным приобретениям, ибо чувствовал себя ╚старшим братом╩, то сть хоть и потешным, но хозяином над подвластными Москве народами, опекуном ╚туземцев╩, что давало ему уверенность почитать себя нацией великой. Хоть и нищей... И когда случилось при Горбачеве русскому народу облажаться, когда стали русские начать вопить о своей вине перед малыми народами СССР, каяться и лить слезы стыда за совершенные их дедами, прадедами и прапрадедами неблаговидные поступки, народы Закавказья и Средней Азии тотчас перестали уважать русских, скинули неавистное ярмо колониализма (пусь даже социалистического типа, но все равно колониализма), провозгласили свою самостоятельность и самодостаточность с тем, чтобы тут же броситься искать других хозяев √ богатых и лютых, но главное √ сильных и не сомневающихся в своем праве угнетать, грабить и убивать колониальные народы. Ибо, повторяю, такова природа людей восточных наций √ уважать бьющую руку, а не дающую, почитать силу, а не благость, подчиняться кнуту и палке, а не увещеваниям и обещаниям скорого счастья и довольства для всех. Слишком много благ и свобод подарили россияне народам этих земель просто так, за одно согласие узбков, казахов, таджиков, казахов и так далее жить рядом с русскими и пользоваться совместной с ними казной, чтобы народы Средней Азии и Закавказья могли уважать Россию и ценить русский народ. Даже оказавшись в результате обретения независимости в нищете и получив возможность выживать благодаря тому, что России непременно нужны ╚гастабрайтеры╩, народы этих стран прежних (советских пор) любви и уважения к народу русскому уже не испытывают. Не за что стало уважать народ русский после завершения перестройки и утверждения у кормила власти в стране представителей совсем другой нации √ выходцев из-за черты оседлости. Ибо теперь повсеместно на постсоветском пространстве уважают и почитают только евреев √ нацию, возглавившую в 1993 году Российскую Федерацию и превратившую титульную нацию страны опять в рабов. Но о том, как и почему это произошло, можно прочитать лишь в следующем томе настоящей работы.
[1] Даже само название крепости имеет происхождение украинское: кушка √ это деревянный футляр, в котором косари содержат свои точильные камни.
|
1|2|3|4|5|6|7 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"