05.01.2001 12:30 |
Разговоры о музыке, красоте и рефлексах с Дмитрием Кувшиновым Уважаемый Дмитрий, позвольте понять Вас таким образом, что Вас интересует
соотношение рационального и эмоционального в нашей жизни. Это предисловие
необходимо, чтобы подчеркнуть Вашу очень своеобразную манеру выражения своих
мыслей, которая не всегда бывает ясной, но мне, почему-то, нравится. Здесь и
находится первая иллюстрация к тому, о чем мы собираемся говорить. Рационально я
не могу оправдать вашу манеру речи, она невнятна, мысли редко завершены и скачут,
как, извините, блохи. Тем не менее, как я уже сказал, что-то мне в этом нравится, и
мне не очень хочется разбираться, что именно. Я однако, знаю, что если понадобится,
то я смогу разобраться.
Область человеческих эмоций неплохо исследована. Есть много интересных научных
наблюдений, мне приходилось читать специальную литературу на эту тему. Что меня
особенно поразило, так это сходство эмоциональных реакций у всех народов мира и
даже у животных. Эмоции - древняя система общения между собой высших животных,
а также людей. Эмоции лежат в основе работы самого древнего, "аналогового"
компьютера, которым природа снабжала животных. В основе эмоций лежит химия,
когда в организм впрыскиваются в определенных обстоятельствах те или иные
химические вещества - гормоны. Мне кажется, что в ходе эволюции или, если угодно, в
результате случайных мутаций, у человека рациональная сфера тесно сплелась с
эмоциональной, но изучение именно этой области где все переплетено, весьма
затруднительно. Впрочем, не все так безнадежно. Хорошо известен опыт, когда
мужчинам показывали фотографии молодых женщин и просили оценить их
привлекательность. Почти все мужчины поставили на первое место компьютерную
модель, сделанную на основе усреднения лиц множества женщин. То же самое было и
у женщин - больше всего им понравился синтетический "средний" мужчина. Так что
тайны любви иногда предстают перед нами самым рациональным образом - природа
стремится сохранить и размножить именно среднего человека, как самого надежного в
смысле продолжения рода. Мне не приходилось читать научных статей о природе
воздействия музыки на человека - жизнь, к сожалению, не бесконечна, а наши
возможности ограничены. Я иногда задумывался над тайной музыки, и мне кажется,
что она каким-то образом связана с синусоидальным законом колебаний границ зоны
эмоционального воздействия гормонов в нашем мозге. Не исключено, также, что у
человека имеется встроенный в мозг механизм, производящий так называемое
"преобразование Фурье" (прямое и обратное), то есть анализ акустических и других
колебаний. Порой мне кажется, что обезьяна могла спать спокойно, пока ветка, на
которой она спала, совершала относительно свободные колебания, и просыпалась, если
на ветку ступал хищник, нарушая гармонию. Очень может быть, что именно этот
механизм научил нас любить гармонию, так называемую мелодичную музыку. Здесь
мы подходим к очень интересной загадке. Оказывается, что если использовать
исключительно логику, невозможно совершать открытия. Новые знания потому и
являются новыми, что не содержатся в том, что мы знали непосредственно перед
открытием. Да и сама логика несовершенна, но это уже очень специальная область.
Вспомните, например, широко известное убеждение Эйнштейна, что игра на скрипке
помогала ему мыслить.
Можно, в итоге, сделать вывод, что эмоциональное и рациональное неразделимо в
человеке. Если что-то неразвито, скажем, вследствие болезни или генетических
отклонений, то человек отклоняется от нормы. Думаю, что отклонения в любую
сторону одинаково опасны. И, наконец, о Ле Корбюзье. Он сказал как-то, что дом - это
машина для жилья. На мой взгляд, это слишком рационально, и мне не хотелось бы
жить в таком доме, но как это часто случается в жизни, приходится.
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
- Оставив размышление о творчестве и музыке великим журнала сего, хотелось бы обратить внимание на технические детали.<BR> Слуховой анализатор человека также неплохо исследован, и преобразование Фурье в него встроено: это просто набор струн с разной резонансной частотой, в мозг передается относительно медленно меняющаяся амплитуда колебаний струны. С микрофоном же эта машинка не имеет ничего общего. Так что выделенность именно гармонических колебаний перед всеми остальными тривиальна. Но вот как Вы объясните устройство аккордов?
|
- Уважаемый Бегемот, сеть тем и хороша, что всегда можно встретить того, кто знает больше. Не могли бы Вы что-нибудь мне объяснить в связи со следующими соображениями: набор резонаторов в ухе объясняет многое, но колебания земли или ветки, например, может ощущать даже глухой.<br> У Томаса Манна есть замечательное рассуждение о том, как композитор "слышит" музыку просто с листа, полностью воспринимает гармонию и контрапункт. Может быть, Вы помните эту фразу из романа "Доктор Фаустус": "какое мне дело до вашей чертовой скрипки"? Речь здесь идет о том, что без инструмента композитор слышит музыку более полно. Эти и другие вещи заставляют меня думать о том, что соответствующий анализатор у человека присутствует не только в виде механического устройства, но и на более высоком, так сказать, вычислительном уровне. Возможно, здесь же находится и ответ на Ваш вопрос об аккордах.
|
- Похоже, я здесь главный проверяющий алгеброй гармонии, но, поверьте, не из желания продать или предать гармонию, а токмо из любви к алгебре. <BR> Существование нотной записи музыки и естественность ее для композиторов лишний раз подтверждают, что человек мыслит о звуках уже разложенных на Фурье компоненты(и это делается уже на уровне восприятия, а не в мозгу). Приятность же чистого тона, вероятно, такая же как приятность всего простого. Чистые цвета тоже красивы, например тот же лазер, особливо если не прямо в глаз. <BR> Мозг тоже очень хорошо чувствует периодические процессы, но это называется чувством ритма и имеет совсем другое характерное время, порядка 0.1 секунды. На этой частоте происходят колебания ветки(которые не воспринимаются как звук) и на этом же уровне структура мелодии. Но здесь главную роль играет периодичность, а не изменение сигнала именно по гармоническому закону. <BR> Еще информация для размышления о характерных временах, которые может анализировать мозг: максимальная частота колебаний на энцефалограмме--20-30Гц. Примерно на той же частоте глаз перестает замечать мелькание картинки в кино.
|
- Да вы что, музыка это биология клетки!!! <p> Замечали на уровне негитянских ритмов(весь современный рок пошел именно от негритянских ритмов) идет стук, и вдруг все в человеке бунтует! каждая последняя клеточка бунтует, потому что ритм жизни это необходимо не сознательно (отчего бы это скажете десятки веков стучали негры на тамтамах), оно нужно на биологическом уровне!!! <p> И та-же тарантелла, смотришь, вроде там что-то топчется на месте и топчется, руками машет, а приглядишься тебя скрючивает от того, что уловил. Я не могу объяснить это... но с разложениями в ряд Фурье лезть в эти вещи, это даже как-то непонятно... Думаете людям зра поется? Или прыгается? когда кроме как прыгать ничего не остается(отчего человек может идти и вдруг загавкать). Можно только это внутреннее напряжение снять, почему люди пляшут и поют, а вы гормоны, это к гормонам имеет отношение куда поверхностное, это психика, это сны, это все. а вы думаете о рядя Фурье поговорили и все сыты. Да никогда... Здесь все... тут физика носу не сует потому, что это никогда нельзя посчитать и измерить степень внутреннеего человеческого напряжения. Слушайте, и сколько таких вещей фантастически интересных, дъявольски интересных... <p> А классика в отличии от негритянских ритмов это совсем другое, как бы утонченно поэтическое но и реальное потому как оно рождает реальные образы, просто послушал, оно перевернулось и все понятно... <p> вот она жизнь то реальная в этом прыгается и поется... эх-ма, телогрейка...
|
- Если принять модель о которой рассказал г-н Кувшинов, мозг оперирирует не со звуками, а с символами, наиболее простые из которых соответствуют тонам, на которые настроены резонаторы в механическом устройстве, расположенном в ухе. Это очень логично, и успехи в области компьютерной обработки звуковой информации в какой-то мере подтверждают сравнительную простоту этого процесса. Современный компьютер способен воспринимать речь и переводить ее в символы, это свершившийся факт. Существуют также программы для нотной записи вводимых в компьютер мелодий. Вполне возможно, что эти программы близки к программам, используемым мозгом. Остается, можно сказать, "пустяк" - понять, каким образом поток звуковых символов в нашем сознаниии связан с возникновением эмоций. Интересно, что чем примитивнее сознание, тем примитивнее может быть этот поток. В период полового созревания молодым людям вполне достаточно ритма, чтобы возбудить себя до состояния транса. То же самое наличествует и у животных, когда половым играм сопутствуют ритмические звуки, прыжки и ужимки. В литературе существуют бесчисленный интуитивные упражнения на эту тему, и было бы интересно собрать их и обработать, возможно эти упражнения объединены каким-то общим подходом, который позволит пролить свет на природу восприятия музыки. Чем дальше углубляешься в эти игры, тем ближе все это подходит к проблеме сознания в целом. Господа, владеющие английским языком, могут найти любопытный материал на сети в документах конференций, посвященных проблеме сознания. Остается поблагодорить г-на Кувшинова за его интересные сообщения на эту тему.
|
|