ВЗГЛЯД ИЗ СИБИРИ
ОБОЗРЕНИЕ
Василия Дворцова
23.02.2005 |
|
09.11.2004 |
ГРОЗНЫЙ: ТА СТРАНА, ЧТО МОГЛА БЫТЬ РАЕМ
|
16.06.2004 |
|
24.05.2004 |
|
15.05.2004 |
ТО-ТО, БРАТЦЫ, БУДЕТ СЛАВА
В своей <Золотой ветви> Дж. Фрэзер выдвинул теорию, согласно которой, во время инициации из посвящаемого вынималась душа и передавалась тотемному животному, возвращаясь уже с иными качествами.
Термин <тотем> происходит из Северной Америки, где на языке индейцев оджибве слово <ототем> означает <его род>. Тотемизм предполагает идентификацию рода с конкретным животным, растением, предметом, где тотему отводится роль оберега. А встречно тотемные животные и растения табуировались, их нельзя было убивать, обижать, употреблять в пищу. Понятие тотема едино для всего мира, так что некоторые современные русские фамилии явно произошли от названий тотемов. Интересно звуковое единство - <отец>-<тятя>-<ата>-<тотем>. Отчество-отечество. Родовой знак-признак. <От> и <То>. А что тогда <тобук>? Для различия легионов и когорт римлянами использовались значки
<- Ура! - закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжёлое знамя, и побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
И действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком <ура!> побежал вперёд и обогнал его>.
Не стоит напоминать, откуда этот отрывок.
Создатель <Младшей Эдды> и <Хеймскринглы>, Снорри Стурлусон пишет о способности Одина изменять свою форму: <Его тело лежит, как если бы он спал или был мертвым, но он становится птицей или диким зверем, рыбой или змеем и в мгновение ока достигает отдаленных стран>. Экстатические путешествия Одина в зооморфном облике можно сопоставить с превращением шаманов в тотемических животных.
<Мои ти куряни . . . сами скачуть, акы серыи влъци въ поле, ищучи себе чти, а князю - славе>, - восхваляет своих дружинников Всеволод в <Слове о полку Игореве>. А в прочтении другой фразы: <аще и веща душа въ друзе теле, нъ часто беды страдаше>, Ф. Буслаев видел, что <другое тело . . . означает не другого или какого-нибудь человека вообще, а именно другое тело, не своё собственное, а волчье, которое надевал на себя герой, перерыскивая путь великому Хорсу>.
Волк упоминается в <Слове> девять раз, ибо и в славянском фольклоре, и в фольклоре тюркском он равно выступает как тотем. Исторический пример: в 1097 году половецкий хан Боняк участвовал в междоусобной войне, вспыхнувшей на Руси после ослепления Василька Теребовльского. Боняк, перед битвой с союзными противоборствующей стороне венграми, выл по-волчьи, а настоящий волк <отвыся> ему, предсказав победу. И действительно, половцы заманили венгерские полки в западню и нанесли им сокрушительное поражение.
Воины в шкуре волка, медведя, льва, тигра - частые персонажи мифологии. В норвежской саге рассказывается про две заколдованные волчьи шкуры. Всякий, кто надевал их, не мог сбросить и превращался на десять дней в волка. Шкуры у хозяев были украдены воинами Зигмундом и Синиотом, которые, став волками, начали выть, нападать на людей и грызться друг с другом. В России ряжения зверем хранились в святочной и масленичной обрядности до двадцатого века. В Тверской области <чудили> в волчьих и лисьих шкурах, набрасывая их на плечи и подвязывая морду на шапке, по двое одевались в одну выделанную медвежью шкуру, закрепляя на голове голову. Ритуал переодевания в волчьи шкуры или хождение с чучелом волка у многих народов Европы приурочивался к осенне-зимнему сезону (чешское vlèi mĕsíc, латышское vilka mçnesis - названия декабря, буквально <волчий месяц>).
В культах римского Марса и германского Одина волки главные персонажи. В мифологических представлениях многих народов волк или волчица связаны с предводителем боевой дружины или богом войны, являются родоначальниками племени или его воспитателями. Это и легенда о капитолийской волчице, и о волчице, вскормившей Кира, рассказ китайской хроники седьмого века о предке тюрок: из истреблённых врагами хуннов остался в живых один юноша, которого выкормила волчица, ставшая его женой и родившая ему десять сыновей. Аналогичное предание о волке-прародителе есть также и у монголов. Да и простые воины именовались волками в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях, часто ряжась в волчьи шкуры. Согласно тексту обращения хеттского царя Хаттусилиса I (17 век до н. э.) к войску, его воины едины, как <род волка> (хеттское
<Босым волком> бежал из плена князь Игорь. Г. Ильинский считал, что праславянская форма
Бос. Бес. Бесноватость. Одержимость во время боя. Берсеркеры, или беpсеpки, - люди-медведи. Уже один внешний вид беpсеpков, их дикое рычание наводили ужас, лишая возможности защищаться. Считалось, что беpсеpки во время боя на самом деле пpевpащаются в зверей, и бьют не топорами, а лапами. В это время они не чувствовали боли, мышечные реакции скоростью и силой вполне соответствовали звериным. Исследователи этого феномена придают слишком большое значение напитку, содержащему галлюциногены, но у всех народов во все времена практикуются и иные техники введения воина в трансовое состояние. Боевые танцы так же переключают чувства на восприятие экстремальной ситуации, изменяют сознание, например в русском мужском переплясе не случайны названия коленцев: волчок, соколик, петух, горбатый (медведь).
<Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышленiю Бояню> и <О Бояне, соловiю стараго времени . . . >. Ю. Венелин высказывает предположение, что эти упоминания о Баяне относятся к сыну Болгарского князя Владимира II. Слава Баяна, как поэта, была таковой, что, в представлении простого народа, он своим пением мог превращать волков в людей и обратно. Веру в такие превращения колдунами даже целых свадеб в волчьи стаи фольклористы записывали в сёлах до конца девятнадцатого века.
Позволю ещё одну цитатку из <Войны и мира>:
<- Песенники, вперёд! - послышался крик капитана.
И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик-запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: <Не заря ли, солнышко занималося. . .> и кончавшуюся словами: <То-то, братцы, будет слава нам с Каменскиим-отцом. . . >>.
Один из наиболее распространённых способов подъема боевого духа воинов - барабаны. Именно бубном-барабаном шаманы всех материков вводят в транс себя и участников ритуала. К этому же приводит и маршировка.
И ещё знакомый приём: боевой клич. В Младшей Эдде говорится о Тюре: <Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою. Его хорошо призывать храбрым мужам>, а об Улле: <Он к тому же прекрасен лицом и владеет всяким военным искусством. Его хорошо призывать в единоборстве>. В <Манасе> Кульчоро, хлестнув своего скакуна Суркоена по правому бедру, обратился к духам предков и бросился в бой с боевым кличем в честь Манаса, так как боевой клич - это заклинание, призыв предков, произношение сакральных племенных имён, разрушающее границу миров между живыми и умершими, и отсюда наше бессмертное <Ура> - заимствованное и трансформированное
В эпоху средних веков боевые кличи, которыми рыцари и монархи сзывали своих бойцов под знамена, получили особое развитие как вид девизов. Многие превратились в сохранившиеся и поныне династические и даже в государственные.
<За Русь>! <За Веру, Царя и Отечество>! <За Родину!> - <Ура!>!!
Смерть за святыню есть бессмертие в святыне.
Висы и драпы были священными песнями-заклинаниями, исполнение которых скальдами-волхвами открывало воспеваемому в них герою путь в Валгаллу, в бессмертие славных. Желание быть воспетым в священных стихах заставляло викинга на годы покидать родимый край, гнало в неведомое море, на край света, в обитель ледяных великанов, в царство мертвых. Этой же магической <славы князю> волхва-гусляра для обретения языческого бессмертия искал в походе к половцам Игорь, князь-отступник.
А потом каялся перед Богородицей.
Разве кто-то, кроме нас, великих, малых и белых русских, унаследовал столь богатый мелос? У какого народа есть ещё столько и таких мелодий? Эх. . .
Е. Аркин повествует о наблюдениях Склифасофского: <В его клинике лежала музыкально образованная полька, и профессор имел возможность следить за колебаниями кровяного давления в её черепной плоскости в зависимости от слышимой музыки. Как оказалось, что для каждого композитора, и даже для каждой пьесы существовал свой прилив крови, своё кровяное давление в мозговых сосудах, и, что всего замечательнее, патриотическое чувство польки проявлялось в резком повышении кровяного давления всякий раз, когда играли при ней даже самые посредственные пьесы Венявского>. Английский эстетик Д. Кук вообще рассматривал музыку как язык, несущий <декодированное> содержание, заключенное в ряде мелодических образов, в мажорном и минорном ладах и в хроматизме. В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов, и лёгкость или затруднённость их формирования современными психологами связывается с генетическими музыкальными кодами. От звучащей внутренней музыки зависит не только интеллектуально-эмоциональное состояние, но и физиологическая, и химическая деятельность мышечного аппарата. От соединения национальной музыки с заклинанием, призывом предков, произношением сакральных племенных имён воином овладевает боевой дух.
<Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!>
А разве кого оставят равнодушными даже вступительные аккорды <Прощания славянки>? Древнейшие ритмы и священные слова кличей свиваются и сливаются в военные марши, пробуждая в нас глубинные переживания.
Древнейшие ритмы и священные слова слав свиваются и сливаются в победные гимны. Государственный гимн - торжественное музыкальное произведение. Наряду с флагом и гербом, он является высшим символом государства, призванным сплачивать и вдохновлять нацию. Гимн - древняя Слава, величание данной Богом власти, и поэтому Гимн - <государственная молитва>. В России во время праздников хор <государевых певчих дьяков> с 1479 года и до конца 17 века исполнял православные песнопения. От Петра I встречи коронованных особ, военные победы и знаменательные юбилеи отмечались хвалебными <виватными кантами>, вперемежку с пением <многая лета>, функции же государственного гимна в 18-том, начале 19 века выполнял общеевропейский <Тебя, Боже, хвалим>.
<Царь Православный,
Царствуй на славу!
Царствуй на страх врагам>.
Гимн в Русской армии подлежал обязательному исполнению на парадах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах армии, встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, на застольях после здравиц за императора. И 27 января 1904 года крейсер <Варяг> и канонерская лодка <Кореец> на свой смертный парад вышли с пением <Боже, Царя храни>.
Современный Государственный гимн России, судя по эмоциональному воздействию, имеет глубокие генетические музыкальные коды, и мелодически вряд ли кто посмеет приписывать его к <открытиям> советского времени. Хочется верить, что, рано или поздно, но наполнится он и соответствующим текстом, былинной Славой Богом данному Князю.
И <начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышленiю Бояню>.
|
03.04.2004 |
|
24.10.2003 |
|
28.09.2003 |
ПОД МЕССИАНСКИМ СПУДОМ ТОПОНИМИЧЕСКОГО СУБСТРАТА
|
23.08.2003 |
|
19.07.2003 |
ЛЕТО РЕЗКО КОНТИНЕНТАЛЬНОГО КЛИМАТА.
|
24.05.2003 |
|
30.04.2003 |
|
18.04.2003 |
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ СОСТОЯВШИХСЯ ЛЮДЕЙ
|
05.03.2003 |
|
25.02.2003 |
|
13.02.2003 |
|
1|2 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"